Одним из трех даров, принесенных волхвами в дар Иисусу Христу, был ладан. С тех пор эта ароматическая смола неразрывно связана с Церковью и храмовыми действами. О назначении ладана и других храмовых благовоний, о том, стоит ли их носить в повседневной жизни, например, в качестве духов, а также что делать, если испытываешь отвращение к ладану, мы поговорили с настоятелем Киевского храма святых апостолов Петра и Павла, архимандритом Алипием (Светличным).

- Отец Алипий, расскажите, как в Церкви начали использовать благовония?

Обряд каждения, в котором используются разные ароматические благовония, в том числе и ладан, возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к запахам ладана во времена гонений - когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

- Какие запахи используются в нынешних богослужениях? Только ли ладан?

В первую очередь это запахи ладана, ароматы мирра, елея, свечей, ароматизированной воды, цветов. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров - в сущности, важнейшего церковного аромата, и запаха икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь ее специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее все пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленные угли и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Сегодня благоухание в храме означает ни много ни мало - присутствие Божие. Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется с присутствием Бога, которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба.

Аромат этой древесной коры является для христианина символом присутствия Божьего и благоухания святых.

Во время служения в храме в один момент священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю, в другой момент каждение означает священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Благоухание - это состояние небесного. Дым кадила превращает Церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет отец Павел Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих „обыкновенных“ запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, - прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых». Ценность ароматических средств исключительно велика. Волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония - ладан и смирна – наряду с золотом. Аромат несет в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

- А если человек не переносит церковных запахов, то это о чем говорит?

Человек может этого не осознавать, но его душевное состояние может находиться в противоречии с ценностной системой христианства. Из-за этого возможно неприятие того, что связано с Церковью даже на физическом уровне, что внешне проявляется как реакция на запах. По мере гармонизации и духовного развития эта реакция исчезнет.

- Выносить церковные запахи за пределы храма хорошо или плохо?

Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья - это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют.

БЛАГОВОНИЯ В ПАРФЮМЕРИИ: какие духи содержат запах ладана

Несмотря на то что многие мировые парфюмерные бренды не могут представить себя без ноток ладана, в наших широтах подсказать, какой парфюм сдержит этот библейский запах, сможет далеко не каждый консультант косметики. В лучшем случае вам предложат аромат лаванды или мелиссы с зеленым чаем. Тогда как, увы, даже собрав воедино эти ароматы, букет окажется лишь пиратской копией ладана. И дело не в некомпетентности продавцов, а в том, что парфюмеры действительно используют этот аромат не как доминирующий, а как тонкий, ненавязчиво вплетенный в парфюмерную композицию. Из мировых брендов наиболее часто его использует Армани, например Bois d’Encens.

Джорджио Армани посвятил этот парфюм таинственным ароматам итальянских церквей. Bois d’Encens претендует на то, чтобы называться возрождением древнейшего в мире парфюма «Кифи», созданного египтянами 4000 лет назад. Рецепт «Кифи» выгравирован на каменных стенах храмов, в нем восхваляются его необыкновенные свойства. Этот овеянный тайной парфюм был для египтян священным и использовался в религиозных целях. Он служил способом общения с богами и использовался как мазь для статуй и окуривания. В грекоримские времена ладан был известен как эликсир, обладающий лечебными свойствами. Он символизировал бессмертие. Остается добавить только что Bois d’Encens - это дань детским воспоминаниям Джорджио, воскрешение минут, проведенных с бабушкой в церкви. Поскольку цены на духи нынче немилосердны, отправимся просто понюхать ладанные запахи. Для лучшего восприятия, прихватите с собой немного зерен кофе и вдыхайте их запах между духами, чтобы лучше услышать парфюм.

Парфюмы мировых брендов с ноткой ладана:

  • Les Exclusifs de Chanel Coromandel,Chanel;
  • Private Blend: Tuscan Leather, Tom Ford;
  • Kenzo Perfums, Passage d’Enfer, L’Artisan Parfumeur;
  • Fahrenheit Absolute, Dior;
  • Encens et Lavande, Serge Lutens;
  • Poison, Dior;
  • Opium, Yves Saint Laurent;
  • Black Orchid, Tom Ford;
  • Un Jardin Sur Le Nil, Hermes;
  • Lacoste Pour Femme, Lacoste.


.

Материал подготовлен редакцией портала PravLife специально для газеты Сегодня.

Зная о его необычайных свойствах, многие задаются вопросом: как использовать ладан дома.

Древнейшее благовоние — ладан, традиционно используют при богослужениях в церквях. Раньше это благовоние ценилось даже выше золота.

Поговорим подробнее о свойства ладана и как его использовать дома.

Как применять церковный ладан дома

Ладан – благовонная смола, которую волхвы принесли в дар новорожденному Иисусу Христу. Древнейший рецепт получил от Бога Пророк Моисей (книга Исход, 30 глава, 30-38 стихи). Его используют в церквях на богослужениях.

Священнослужители возжигают ладан на горящих угольках в кадильнице. При сгорании образуется фимиам - благовонный дым.

Однако, зажигать ладан можно и в домашних условиях. К тому же, ладан обладает не только священными свойствами, помогающими нам обратиться к Богу, но и лечит многие болезни, в целом улучшает состояние здоровья человека.

Самый распространенный способ жечь ладан – с помощью кадильниц. Но для их использования необходим уголь, что немного затрудняет этот процесс в домашних условиях. Проще использовать лампаду с паучком, специальным металлическим приспособлением.

Дома ладан следует разжигать во время молитвы или же для укрепления общего состояния духа и поддержания здоровья. Если у вас тяжелое состояние духа, то, пройдя с кадильницей по дому, вы очистите жилище и наполните светлым и благоприятным запахом.

Как зажечь ладан в домашних условиях

В кадильницу кладется разогретый уголь, проще всего раскалить его на газовой конфорке. Сбоку или сверху на раскаленные угли кладутся кусочки смолы, который разогревается и начинает выпускать ароматный дым.

С углями следует быть очень осторожным, чтобы они не рассыпались, к тому же не стоит использовать бумагу или пластиковые покрытия.

Для использования лампады необходимо масло и фитиль, фитиль следует обмакнуть в масло, продеть сквозь специально предназначенное для этого отверстие и поджечь.

Огонь будет подогревать металлического паучка, на котором и будет расположен ладан. Ладан разогреется и начнет выпускать ароматный дым.

Для чего нужны дома кадильные свечи

Пользоваться кадильными свечами в домашних условиях гораздо проще, нежели кадильницей или лампадой.

Вам потребуется всего лишь взять кадильную свечу (ее можно разделить на части, если вы не хотите слишком сильного запаха), поджечь ее, через несколько секунд задуть огонь, чтобы свеча тлела.

С помощью дыма по помещению будет распространяться приятный аромат благовоний, свечу в поставке так же можно пронести по всей квартире.

Целебные свойства церковного ладана

В первую очередь, ладан имеет специфические свойства, основанные на религиозном веровании. Но так же он имеет лечебные свойства, широко используемые в медицине, например, он укрепляет память, хорошо успокаивает.

Кроме того, аромат этой смолы омолаживает организм, заживляет старые шрамы, улучшает мозговую деятельность и деятельность желудочно-кишечного тракта, имеет противовоспалительный и антибактериальный эффекты. Поэтому на Руси, еще в древние времена, ладан являлся народным средством от всех болезней.

Благовония ладана оказывают лечебный эффект на больных, одержимых бесами. Как и молитва, ладан лекарство больше для души, нежели для тела.

Что делать с использованным ладаном

Ни в коем случае оставшиеся после сгорания кусочки ладана и углей нельзя просто выбрасывать, так как ни одна освящённая вещь не должна быть попираема ногами.

Остатки свечей, скорлупа от освященных яиц, бумага от куличей и пр. — священнослужители православных церквей рекомендуют закапывать эти остатки в чистое место, где люди не ходят ногами, или выливать, выбрасывать в реку. Так же можно сжигать.

С кусочками использованного ладана поступать аналогично. Наиболее правильно будет опустить остатки смолы и углей в проток или реку, и дать им уплыть. Так же можно их положить в специальное неприкосновенное, почитаемое место наподобие специального ларца.

Заключение

Если вы ломаете голову над тем, где взять ладан, то ответ очень прост. В любом православном храме есть церковная лавочка, в которой можно приобрести ладан и соответствующие аксессуары для его применения.

Из литературных произведений и по собственному опыту мы знаем, что ладаном всегда пахнет в церкви, что ароматный дым ладана сопровождает торжественные церковные обряды. Об очень старом или безнадежно больном человеке говорят, что он "дышит на ладан". Всем известна такая поговорка: "боится как черт ладана". Раньше считалось, что ладан отгоняет несчастья. Мешочек с ладаном носили на шее как талисман, он назывался ладанка. В домах перед иконами ставили ла-данницу - небольшой сосуд из меди в виде шара с крестиком наверху. Ладан вошел и в быт, и в поговорки русского народа. Ладан - это ароматическая смола вечнозеленых кустарников - ладанников. Их листья чуть покрыты волосками. Они и выделяют пахучую смолу, которую мы называем ладаном. Волоски бывают одиночные или собраны в пучки. Нежные цветки ладанников с белыми, розовыми, красными лепестками похожи на цветки шиповника, и поэтому растение называют иногда "скальной розой". Удивительно, что у этого ароматического растения цветки не имеют ни нектара, ни запаха. Куст ладанника зацветает утром. Все цветки одновременно раскрываются, но к середине дня их лепестки уже опадают. На цветки слетаются пчелы, шмели, жуки, мухи. Любопытно, что когда они собирают пыльцу, тычинки быстро, прямо на глазах, отгибаются наружу и открывают рыльце для опыления. Через 10-15 секунд тычинки снова принимают вертикальное положение. К осени на кустах уже висят и качаются на длинных плодоножках плоды-коробочки. Зрелые коробочки раскрываются тремя или пятью створками и из них высыпаются трехгранные, как у гречихи, семена. Если они попадают на влажную почву, то покрываются слизью и разбухают. Высыхая, слизь прочно приклеивает семена к комочку почвы, ногам, лапам, шерсти животных и птиц. Ладанники предпочитают сухие, открытые, солнечные места. Они растут в прериях и пустынях Америки, в светлых сосновых и можжевеловых лесах Средиземноморья, в Южном Крыму, на Западном Кавказе, в Иране, в Западной и Средней Азии. Некоторые виды ладанников растут на юге Швеции и даже на Кольском полуострове и севере Канады, где зимой бывают сильные морозы. Самый обширный род в семействе ладанников - солнцецветы. Их более 100 видов кустарников или трав. Свое название они получили потому, что их желтые, реже белые цветки при ясной, солнечной погоде обращены к солнцу и поворачиваются вслед за ним. В аравийских и египетских пустынях, где беспощадно греет солнце, в трещинах скал, на песке и гальке растет солнцецвет каирский. С началом дождей на нем появляются крупные, плоские, почти без волосков листья. Потом в их пазухах появляются побеги с совсем другими листьями. Они мелкие, узкие, завернуты по краям и покрыты таким густым войлоком волосков, что кажутся серыми. В самую сильную жару растение сбрасывает и эти листья. А когда снова выпадают дожди, все оно покрывается мелкими цветками, свисающими вниз на длинных цветоножках. Все ладанники устойчивы к жаре, а семена ладанников особенно хорошо и быстро прорастают после пожаров. Странные это растения - пожары способствуют их прорастанию, когда другие погибают в огне. Животные не трогают их листья, защищенные колючками и довольно сильным ароматом. Благоухающая смола ладана высоко ценилась в прошлом веке как лекарство. Ею окуривались дома заболевших чумой. На Востоке и в Египте окуривание ладаном придавало торжественность ритуалам и церемониям. В наши дни парфюмеры добавляют ладан в шампуни, кремы и духи.

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4902) раз

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья . В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье .

С молитвой на больные места

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...» ). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png