Цель: ознакомление с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе.

Задачи: - познакомить с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе;

Закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе ;

Повторить изученные орфограммы: раделительный ъ и ь;

Развивать мышление и речь.

Оборудование : наборы карточек со словами для работы в группах и на доске, магнитная доска, картинки: берёзы, жуки, яблоки, снежинки, кровати, ножницы.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Постановка учебной задачи:

1) – Какой большой раздел мы начали изучать?

– О какой части речи более подробно говорили мы на предыдущих уроках?

– Дайте определение имени существительного (говорят правило)

2) Работа в группах.

– На ваших партах лежат карточки с записанными на них именами существительными. Разбейте их на группы.

Мужской род" href="/text/category/muzhskoj_rod/" rel="bookmark">мужской род средний род

обезьяна отъезд объявление

Софья объединение

– Как вы определили род?


(Пользуясь правилом.)

III Постановка проблемы. Целеполагание.

(При определении рода у слова соловьи возникают затруднения – различные ответы, нет ответов – проблема!)

– Чем отличается это слово от других имён существительных, которые есть на ваших карточках?

Какова же цель нашего урока?

(Цель нашего урока сегодня – узнать, как определить род имён существительных, которые стоят во множественном числе).

IV «Открытие» детьми нового знания.

1) – Определите род имени существительного соловьи . Что вы для этого сделали?

(Поставили в единственном числе, а потом воспользовались изученным правилом)

(отвечают придумавшие, догадавшиеся первыми ученики, объясняют другим)

2) – Попробуйте определить род ещё одного имени существительного. (Каждая пара вытягивает листочек со словом.)

– Обоснуйте ваш ответ. Как вы определили род имён существительных?

3) – Проверим себя. Сведения на с. 154 в учебнике:

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:

Имена – имя (ср. р.), фамилии – фамилия (ж. р.)

V Первичное закрепление (с комментированием)

Упр. 409 с. 154:

Определи род имен существительных. Напиши их в единственном числе в три столбика - по родам.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота, перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

(Выписывают слова в 3 столбика, определяя род имён существительных во множественном числе, в конце добавляют ещё по одному слову в каждый столбик.)

Работают на местах, «цепочкой», с проговариванием вслух.

VI Физкультминутка.

VII Самостоятельная работа.

(по вариантам на карточках)

– Спишите слова из карточек в тетрадь, продолжая столбики из предыдущего упражнения.

Первый уровень.

Определи род имён существительных. Для этого запиши их в единственном числе.

I вариант

Календари, зимы, блюдца, одеяла, сосны, дела.

II вариант

Морозы, полотенца, дедушки, тени, дяди, лошади.

Второй уровень.

Найди имена существительные, выпиши их в единственном числе и определи род.

I вариант

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И кустики роз?

II вариант

Стоят в поле сестрички

Жёлтый глазок,

белые реснички.

Белые мухи

На поля сели.

Взаимопроверка.

– Поменяйтесь тетрадями, окажите помощь другу в случае необходимости.

VIII Повторение.

– С одним из слов составьте предложение (устно). Самое красивое предложение записываем (один ученик у доски).

– Разбери по членам предложения и по частям речи.

(Дополнительный вопрос отвечающему – на лепестке «Ромашки». Оценка.)

IX Итог .

– Что нового вы узнали на уроке?

– Сможете теперь определить род имени существительного во множественном числе? Как?

– Хотите себя проверить?

Картинный диктант:

1. Запишите слова (показываю картинки):

берёзы, жуки, яблоки, снежинки, кровати.

https://pandia.ru/text/79/056/images/image009_37.jpg" width="244" height="163 src=">

X Домашнее задание:

– В русском языке много загадок, спорных моментов. В каждом классе вы будете узнавать, что-то новое.

Например, как правильно сказать: щавель или щавель? Хвоя или хвоя? В вашем учебнике на с. 254 (открывают) есть маленький словарик, где можно узнать, как правильно произносить эти и другие слова. Дома же выпишите из этого словарика 10 имён существительных, поставьте знак ударения и определите род. (Это упр. 412 с.155 )

Дополнительное задание для желающих: найти дома пословицу, в которой есть имена существительные во множественном числе, и записать в тетрадь. Определить род имён существительных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Род имён существительных Презентацию подготовила учитель начальных классов ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ Шахназарян Инна Гамлетовна. г.Ереван 201 0 г.

телеграмма

телеграмма Мы – первоцветы,и за это нас срывают. Мы даже боимся распускатся первыми в лесу.А что хорошего?Всё равно сорвут. Помогите нам!!! Ваши друзья Подснежники.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

САД МОЙ БРАТ МОЙ СТУЛ МОЙ

РУЧКА ТУЧКА ТЕТРАДЬ МОЯ МОЯ МОЯ

ОКНО СЕЛО МОРЕ МОЁ МОЁ МОЁ

Дер.во ж.вёт к.рнями, а ч.л.век друз.ями.

Дер е во ж и вёт к о рнями, а ч е л о век друз ь ями.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Снова птицы летят К берегам расторгающим л ё д. Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша жд ё т.

Птицы Птица ОНА МОЯ Ж.Р.

Берега Берег ОН МОЙ М.Р.

Мн.ч. Ед.ч. он мой она моя оно мое М.Р. Ж.Р. С.Р.

Существительные изменяются не изменяются по родам

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Часть речи Предмет кто? что? одуш. неодуш. Число ед.ч. мн.ч. Род м.р. ж.р. ср.р.

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

По русскому языку.

(Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 3 кл.

Четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2005.)

3 класс 3 четверть

Тема: Определение рода имён существительных во множественном числе.

Цель:

Обучающие : познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе, формировать умение определять род имен существительных в единственном числе, способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;

Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание, развивать речь, память, мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку, воспитывать бережное отношение к природе, привитие навыков культуры поведения на природе.

Задачи: - познакомить с приёмом определения рода имён

Существительных во множественном числе;

Закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе;

Развивать мышление и речь.

Оборудование: - компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Правила друзей природы (Приложение 2),

Поощрительные карточки с подснежниками,

У каждого ученика рабочие листы с заданиями

(Приложение 1).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.

II. Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная тема «Род имён существительных». Мы с вами научимся определять род у существительных множественного числа.

III. Сообщение целей урока

Учитель. К концу этого урока вы должны твердо знать, как определить род и число имени существительного, уметь определять род имен существительных. Будем развивать умение распознавать изученные орфограммы, правильно писать слова на изученные орфограммы, выполнять различные виды разборов. На уроке будем работать над развитием орфографической зоркости, внимания, будем учиться анализировать, сравнивать, сопоставлять. Поговорим о бережном отношении к родной природе.

VI. Работа по теме урока.

Учитель . Перед вами лежат рабочие двойные листы. Откройте и запишите 14 февраля

Классная работа.

Недавно мы отмечали Масленицу. А какое время года люди готовятся встретить с приходом Масленицы.

Дети. Весну.

Учитель. Что изменяется в природе с наступлением весны?

Дети. Дни становятся длиннее, солнце греет больше, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв.

Учитель. Отгадайте загадку.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Дети. Подснежник.

СЛАЙД № 2.

Учитель. Нам пришла телеграмма. ( СЛАЙД № 3 )

Учитель читает телеграмму (СЛАЙД № 4)

Учитель. Мы в этом году готовили экологические плакаты, сообщения на экологические темы, ездили в питомник, я думаю, мы сможем помочь нашим друзьям. Давайте отправимся в лес и развесим по всему лесу правила друзей природы. Мне кажется, что многие люди просто не знают о них.

Ну, что в путь! (СЛАЙД № 5 ) Но помните, что лес чудесный и благодаря вашим знаниям и умениям у вас на полянке будут пробиваться подснежники.

Учитель. Как надо ходить по лесу?

Дети. В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не топтать траву.

Вывешивается первое правило друзей природы.

Учитель. А магнитофон возьмём с собой, чтобы веселее было?

Дети. Нет. В лесу нельзя шуметь!

Вывешивается ещё одно правило друзей природы.

Учитель. Тропинка привела нас к избушке. Кто живёт в этой избушке? СЛАЙД № 6.

Дети. Имя существительное.

Учитель. Послушайте, что произошло с существительным. Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его приятель Местоимение, всегда готовый помочь и поработать вместо любого имени, пришёл проведать своего товарища. А существительное лежит и стонет.

Что с тобой? – спрашивает друг.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да,- задумалось Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что ты! – возмутилось Существительное. – Ученик он, значит мужской род. Ученица она, значит женский род.

Так ведь это одушевлённые существительные со значением лица. А как быть с такими, словами как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное и ещё больше помрачнело.

Послушай – воскликнуло Местоимение. – Не грусти! Я могу тебе помочь. Постараюсь не оставлять тебя в одиночестве, буду с тобой рядом и помогу определять твой род: мой класс – м.р. , моя книга – ж.р. , моё яблоко – с.р.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

Какое правило вы знаете для определения рода?

Дети. Женский род запомню я

И скажу она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу он, мой.

Средний род – оно, мое.

Это – правило твое.

Отвечавшие получают карточки с подснежниками (ученику, получившему карточку, сообщается, что у него на полянке расцвёл подснежник).

Учитель. Что ж проверим, как вы можете правильно подбирать местоимения. После как высвечивается слово, вы хором называете местоимение-помощник.

СЛАЙД № 7

Учитель. Род мужской, конечно, мой: (щелчок)

Сад…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель(щелчок). Брат…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель(щелчок). Стул…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель. Женский род, помню я,

То, про что скажу моя.

СЛАЙД № 8.

Учитель(щелчок). Ручка…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель(щелчок). Тучка…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель(щелчок). Тетрадь…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель. Средний род – оно, моё.

СЛАЙД № 9

Учитель(щелчок). Окно..

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель(щелчок). Село…

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель (щелчок). Море…

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель. Скажем спасибо другу-помощнику. Не зря говорят, что друг познаётся в беде. Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

СЛАЙД № 10.

Учитель. А вот ещё одна пословица о дружбе. Как вы её понимаете? Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Дети. Дер е во - дер е вья

Ж и вёт – ж и -ш и пиши с буквой и .

К о рнями – к о рни.

Ч е л о век – словарное слово, надо запомнить написание.

Друз ь ями – разделительный ь .

Учитель. Проверьте (СЛАЙД № 11) и запишите пословицу в рабочих листах.

СЛАЙД № 12.

Учитель: - А сейчас, чтобы полностью успокоить имя существительное, давайте покажем ему, как мы легко определяем род. Задание № 2. Словарный диктант. Я буду диктовать слова, а вы их распределяйте в соответствующие колонки.

Дорога, ветер, завтрак, пальто, ягода, месяц, молоко, мороз, погода, деревня, чувство, растение.

Дети записывают в тетрадях

м.р. ж.р. ср.р.

ветер дорога пальто

завтрак ягода молоко

месяц погода чувство

Мороз деревня растение

Что это за слова? Что общего между этими словами?

Дети. Это словарные слова. Их надо запомнить.

Учитель: - Ребята, вы не забыли, что мы в лесу. Закройте глаза и представьте красоту весеннего леса. Глубоко вдохнём свежего лесного воздуха и медленно выдохнем. Откройте глаза.

СЛАЙД № 13.

Учитель: Посмотрите, ребята, на экран! (На экране птицы в небе .) Что мы видим на этой весенней картине?

Дети. Перелётные птицы возвращаются домой из тёплых стран.

Учитель. А как помогают птицам настоящие друзья природы?

Дети. Зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц, а весной делают для них домики.

(Вывешивается правило друзей природы №2).

СЛАЙД № 14.

Прочитаем стихотворение.

Снова птицы летят

К берегам, расторгающим лёд.

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Итак, задание № 3.Найдите и подчеркните главные члены предложения. Определите род подлежащего.

Вначале рассмотрим подлежащее солнце.

Дети: солнце ед. ч., ср.р. (оно, моё).

Учитель. А теперь рассмотрим существительное птиц ы мн.ч. Как определить род у существительных множественного числа?

СЛАЙД № 15.

птиц ы мн.ч., ? род птиц а (ед.ч., она, моя) жен. род

Учитель : Есть ли в этих предложениях ещё существительные во множественном числе?

Дети: Да, к берегам.

Учитель: Как определить род имен существительных во множественном числе?

СЛАЙД № 16.

Дети: Надо поставить существительное в единственное число и с помощью местоимения определить род.

К берегам берег (ед.ч., он, мой) муж. род

Учитель: Давайте составим схему определения рода у существительных множественного числа.

СЛАЙД № 17.

Дети: Существительное множественного числа ставим в единственном числе. Затем подбираем нужное местоимение и определяем род.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И продолжим путь пешком.

Доска раскрывается, на ней прикреплено дерево, вокруг него на магнитиках прикреплены слова: огрызки, яблоки, пакеты, бутылки, стёкла, угольки, салфетки.

Учитель: Мы подошли к дереву. Оно просит нас о помощи. Недавно здесь отдыхала группа ребят. Посмотрите, сколько мусора они оставили после себя. Давайте вспомним, как надо себя вести, когда отдыхаешь на природе.

Дети: Нельзя оставлять после себя мусор, остатки пищи можно закопать в землю, а остальное сложить в пакеты, вывезти из леса и выбросить в ближайшую урну для мусора.

(Вывешивается правило друзей природы №3).

Учитель: Надо убрать мусор вокруг дерева и правильно разложить его по пакетам.

К доске прикрепляются три пакета (пакеты надписаны: м.р., с.р., ж.р.). Ученики поочерёдно выходят к доске, берут слово, определяют число, род и кладут в соответствующий пакет.

Учитель: Молодцы! Вот теперь, когда вокруг всё чисто, можно идти дальше.

Самостоятельно выполните задание №4.Определите и укажите стрелками род существительных.

СЛАЙД № 18

Учитель: - Мы на развилке дорог. (На экране появляется камень )

Куда же нам идти?

Если мы выберем правильный путь, то выйдем на тропинку, которая приведёт нас домой, а иначе мы заблудимся в дремучем лесу.

Прежде чем выбрать дорогу,надо разобраться.

Найдите в ваших работах задание №5. Подберём слова с одним корнем мужского и женского рода. Разберём их по составу слова:

ученик – ученица

медведь - медведица

волк - волчица

Голубь - голубка

Учитель : -Какой вывод мы можем сделать из этого?

Дети: Здесь меняется не форма слова, а само слово. Это однокоренные слова, а значит, имена существительные по родам не изменяются.

Учитель: А теперь выполним задание №6: закончить предложение.

Впишите название дороги, которую мы выбрали:

Имена существительные по родам не изменяются .

СЛАЙД № 19

Учитель: Значит имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Вот мы и вышли на знакомую нам дорожку. Молодцы!

V. Подведение итогов.

СЛАЙД № 20

Учитель: Давайте подведём итог и расскажем всё, что мы знаем о существительном. Итак, что такое существительное?

Дети: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?.

Учитель : Как изменяются имена существительные?

Дети: Имена существительные изменяются по числам.

Учитель : Что вы знаете о роде имен существительных?

Дети: Имена существительные могут быть мужского, женского или среднего рода.

Учитель : Молодцы!

VI. Рефлексия.

СЛАЙД № 21

Учитель : Вот мы и вернулись из леса в родную школу.

Это путешествие у нас закончилось. Но нас ещё ждут много других интересных приключений. _____________ _____________ ______________

3. Задание

Снова птицы летят

К берегам, расторгающим лёд.

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Солнце - ____________________________________________

Птицы - _____________________________________________

4.Задание

тетради стулья

цветы м.р. окна

снега ж.р. платья

моря ср.р. чашки

лапки карандаши

5.Задание

ученик - ученица

медведь - медведица

волк - волчица

голубь - голубка

Имена существительные по родам ______________________

____________________________________________________

6. Задание

Домашняя работа

Вписать пропущенные буквы.


На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род - это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке.

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса - мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя - вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он .

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она .

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце - ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой .

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя .

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели . (Вл. Приходько)

Журавли - во мн.ч., нач.форма - кто? журавль, он, м.р.

Грачи - во мн.ч., нач.форма -кто? грач, он, м.р.

Вьюги - во мн.ч., нач. форма - что? вьюга, она, ж.р.

Снегу - в ед.ч., нач. форма - что? снег, он, м.р.

Почему род - это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род - это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. (И. Заграевская)

Март - он, м.р.

Небо - оно, ср.р.

Сугробы - во мн.ч., нач. форма - что? сугроб, он, м.р.

Солнце - оно, ср.р.

Двери - во мн.ч., нач. форма - что? дверь, она, ж.р.

Оконца - во мн.ч., нач. форма - что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи - что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи

Усы - что? ус, он, м.р.

Санки - нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи - что? лыжа, она, ж.р.

Коньки - что? конёк, он, м.р.

Каникулы - нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса .

Умница - кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!) , то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода : заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

папа

Слава

дядя

Вася

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое .

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое .

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я , например, дитя , пламя , время ).

Что общего в составе слов - имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она , можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло , радуга , пещера , болото , поляна , колено , колёсико , отчество , озеро .

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце - среднего рода.

В немецком языке слово солнце - женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце ), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце - мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце - мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино - к среднему роду, а слово шаль - к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его : баскетбол, футбол (из англ.) - мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных - пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги - бумага, ж.р.,

рукописи - рукопись, ж.р.,

на табличках - табличка, ж.р.,

на востоке - восток, м.р.,

бумагу - бумага, ж.р.,

кость - ж.р.,

для письма - письмо, ср.р.,

кожу - кожа, ж.р.,

животных - животное, ср.р.,

пергамент - м.р.,

в Руси - Русь, ж.р.,

на коре - кора, ж.р.,

бересте - береста - ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень - …

    Укрепление - …

    Граница - …

    Залив - …

    Удача - …

    Занавес - …

    Обязанность - …

    Безмолвие - …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

    м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло -

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  3. Интернет-портал Gramota.ru ().
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de ().

определяется ли род у существительных во множественном числе?например столыи т.п. ?ножницы и очки не рассматриваем и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
1. Если существительное дано во множественном числе, но единственное число у него есть, то род такого существительного мы определяем по его начальной форме, то есть по форме именительного падежа единственного числа: столы – стол (м. р.) , скамейки – скамейка (ж. р.) , окна – окно (ср. р.) .



А при разборе не определяем род во множественном числе мы у прилагательных и слов, похожих на них (причастий, некоторых разрядов местоимений, порядковых числительных) , так как во множественном числе эти части речи склоняются одинаково, независимо от того, к существительному какого рода относятся.

Ответ от Венера Султанова [новичек]
Ошибка


Ответ от Алина Барановская [новичек]
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


Ответ от Lisa Tv [новичек]
1. Если существительное дано во множественном числе, но единственное число у него есть, то род такого существительного мы определяем по его начальной форме, то есть по форме именительного падежа единственного числа: столы – стол (м. р.) , скамейки – скамейка (ж. р.) , окна – окно (ср. р.).
2..Если существительное употребляется только во множественном числе (то есть единственного числа не имеет) , то категории рода у него нет: ножницы, каникулы, сутки, сани, ворота и т. д.
При разборе существительных первого типа, а также существительных, употребляющихся только в единственном числе, род определяем обязательно.
При разборе существительных второго типа о роде говорить не приходится, так как его просто нет.
А при разборе не определяем род во множественном числе мы у прилагательных и слов, похожих на них (причастий, некоторых разрядов местоимений, порядковых числительных) , так как во множественном числе эти части речи склоняются одинаково, независимо от того, к существительному какого рода относятся.


Ответ от Олег пантелеев [новичек]
какой род съел


Ответ от Надежда Надежда [новичек]
да можно поставив его в ед. ч.


Ответ от Vladimir gevorgyan [активный]
Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать "они". Но в именительном падеже едиственного числа мальчик - "он", а девочка - "она".
Исключения из этого правила - те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т. д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.


Ответ от Натали [активный]
нельзя


Ответ от Кристина Михайлова [новичек]
Ага


Ответ от Виктория=) дайченко [новичек]
!)часть речи
2)вопрос
3)Сказуемое или подледайшее
4)в начальную форму поставьте (ну или не нужно)
5)одушевлённое или нет
6)одушевлённое или нет
7)род, склонение, падеж
Всем спасибо этобыл морфологический признак существительного


Ответ от хаяла маммадова [новичек]
памагите мне сделать это упрожнение (спишите слова.подчеркните слова коорые нельзя употребить в форме единственного или множественного числа)


Ответ от Владислав Саблуков [новичек]
да можно


Ответ от ARMEN ADOYAN [новичек]
Поставьте слово в единственное число и определите род.

    Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений.

    Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) — мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно.

    До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО — зеленыя тетради и зеленыя окна.

    Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова:

    В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д.

  • Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе — кошка, она, женский род. Ответ НЕТ.

    При разборе слова на уроках русского языка слова, стоящие во множественном числе, разбирают по разному.

    В большинстве случаев разбор заканчивают указанием множественное число и род дальше не определяют. Если нужно узнать правописание зависимого слова, то слова во множественном числе переводят в единственное число и так выясняют род существительного, а потом определяют верное написание зависимого слова.

    Во множественном числе род определяется так:

    Например имеем слово автомобили. Чтобы определить его род, нам надо поставить его в единственное число, то есть получится слово автомобиль. Это слово мужского рода.

    Но есть и исключения — имена существительные, которые существуют только в форме множественного числа (брюки, очки, лгкие и т.д.).

    1. Если у существительного есть единственное число, то по его начальной форме мы определяем род такого существительного, то есть нужен именительный падеж этого сллова в единственном числе. Например, ботинки — ботинок (м. р.) , доски — доска (ж. р.) , поля — поле (ср. р.) .
    2. У существительные, которые единственного числа не имеют, категория рода не определяется: сутки, брюки, сани, шорты, ворота и другие.
  • Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать они. Но в именительном падеже едиственного числа мальчик — он, а девочка — она.

    Исключения из этого правила — те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе .

    Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки— кавычка (женский род),тапочки— тапочка (женский род), погоны—погон (мужской род).

    Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа.

    Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число — парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное — Медведь, мужской род. Мыши — Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода.

    Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак.

    Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет.

    Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится.

    На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определнной степени определить вс же можно.

    Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и брюки. и ножницы — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара окно — кна.

    В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или он (ж. и ср.р.).

    Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (рота солдат) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (дома, уши, веки). Но общее правило вс же таково.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png