Изображение национального характера в рассказе В. Шукшина «Чудик»

В. Шукшин — замечательный русский писатель. Изумительны и трогательны по своей приближенно-сти к жизни его рассказы. В их центре — простой рус-ский человек, самый обыкновенный. Его образ автор раскрывает во всей жизненной полноте и сложности, показывая национальное своеобразие.

Колоритный, народный характер показан В. Шук-шиным в рассказе «Чудик». Его герой, Василий Его-рович Князев, простой сельский киномеханик. Он не-злобив, простодушен, искренен, открыт сердцем, как ребенок. Доброта не позволяет ему взять верх в семей-ной жизни, он только пытается иногда смотреть стро-го «круглыми иссиня-белыми глазами» Зато жена безбоязненно может стукнуть его по голове пару раз шумовкой. При этом не возникает в душе Князева зла, он нежно любит свою супругу, пишет ей роман-тичные, как семнадцатилетний мальчик, послания («Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь»). Подписывается он под этим шедевром про-сто: «Васятка». И в этом он весь. Да, он простой дере-венский парень, Васятка, а не какой не Василий Его-рыч, мужчина тридцати девяти лет от роду.

Рассказу дано название «Чудик». Это сказано о Князеве. По причине своего простодушия, безыскус-ности в поведении, он постоянно попадает в какие-ни-будь истории. Чудик не хочет этого, глубоко страдает, но ничего поделать с собой не может. Очень показате-лен в этом плане эпизод с пятидесятирублевой купю-рой. Обнаружив ее, Чудик приходит в восторг от того, что может кого-то обрадовать своей великолепной на-ходкой. У него не возникает и мысли присвоить ее, молча удалиться. Поразительная, кристальная чест-ность заставляют Василия кричать о находке на весь магазин. Он чувствует себя героем, благородным рыцарем. Через несколько минут Чудик понимает, что пятьдесят рублей принадлежат ему самому. Но чувст-во стыда не позволяет ему вернуться в магазин и зая-вить о пропаже. Ведь никто ему теперь не поверит. Го-товясь получить взбучку от жены, Василий возвраща-ется домой.

«Убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъяснила жена», герой снова отправляется в путь. Интересно его поведение в самолете. Чудик робеет, удивляется всему и своего удивления не скрывает. Чудику противопоставлен его сосед, читающий газе-ту. Важный и напыщенный, он отказывается всту-пать в разговор, демонстрирует Чудику свое превос-ходство. Ремни при посадке он не пристегивает и, даже потеряв свою вставную челюсть при посадке, не произносит ни слова. Василий, обнаружив пропажу соседа, весело сообщает ему об этом, надеясь обрадо-вать его. «Почему надо обязательно руками тро-гать!» — брезгливо восклицает «читатель». Но его слова не обижают Чудика, он спокойно сообщает, что микробов у него нет, чем шокирует раздосадованного соседа.

Брат Василия, встретившись с ним, искренне раду-ется. Он счастлив пообщаться наконец с родной ду-шой. Нелегко живется Дмитрию, в его жене много «злости», Сама родом из деревни, буфетчица в управ-лении, Софья уважает только «ответственных» и ру-ководителей. Муж ее и приехавший к нему брат не та-кие. За что она постоянно «пилит» Дмитрия и за что возненавидела ни в чем неповинного перед ней Васи-лия. «В деревне-то люди лучше, незаносистые»,— пытается доказать ей муж, но у Софьи на этот счет есть свое мнение. Она и детей воспитывает «по-особо-му»: «на пианинах замучила», «в фигурное катание записала». Такая стратегия воспитания непонятна ни Дмитрию, ни Василию, которые подлинную ценность видят в простоте и доброте. Многие их земляки стали достойными людьми, будучи воспитанными в дерев-не. Ничего плохого в Софьином подходе к воспита-нию, в сущности, нет, но она забыла собственные кор-ни, отреклась от них, относится к ним презрительно, и это вызывает авторское осуждение. Пытаясь уго-дить Софье, Чудик расписывает детскую коляску и только потом догадывается, что такой человек, как она, «не поймет народного творчества».

Возвращение домой, в родную стихию, вызывает у Чудика искреннюю радость. Босиком он бежит по те-плой мокрой земле, высоко подпрыгивает и громко поет любимую песню. Он счастлив и свободен от тех предрассудков, которые мешали ему быть самим со-бой в городе. Автор любуется им, любуется и чита-тель.

Название «Чудик» носит только один рассказ Шукшина. А вот героев, подобных Василию, у Шук-шина много. Всех их объединяет, по мнению исследо-вателя Б. Панкина, неловкость, доброжелательность до неправдоподобия, застенчивость, уступчивость и гордость, несчастность и способность никогда не уны-вать.

Рассказ «Чудик», по классификации Шукшина , относится к типу «рассказ-судьба». Чудик – это определённый образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя. В сюжете рассказа, в коротком эпизоде просматривается целая жизнь. Читатель угадывает и прошлое, и будущее героя.

Проблематика

В рассказе Шукшиным поднимается излюбленная проблема - отношение между городскими и сельскими жителями. Чудик подмечает, что «в деревне люди лучше, незаносистее». Он приводит в пример своих односельчан, ставших Героем Советского Союза и кавалером Славы трёх степеней. Чудик ценит свою деревенскую жизнь, даже воздух, не собирается менять её на городскую.

Другая важная проблема рассказа – семейные отношения, которые могут строиться на любви и доверии или на взаимном недовольстве (семья брата). Во многих рассказах о чудиках поднимается проблема взаимоотношений чудака с детским взглядом на жизнь, живущего сердцем, и людей, которыми движет разумный прагматизм.

Герои рассказа

Главный герой рассказа зовётся Чудик . Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово «чудик» стало определением типичного шукшинского героя. Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними всё время что-нибудь случается, и это мешает жить другим. Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.

Таков Чудик. Его портрет подчёркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.

Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика «весело и остроумно» сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублёвая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось. Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.

Чудик боится даже своей жены, как ребёнок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.

Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.

Когда он подбирает в самолёте вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он её грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – «взрослый человек. Не в детсаде». Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поёт (с её точки зрения – орёт): «Вы ж не на вокзале». Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».

Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.

В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: «Когда его ненавидели, ему было очень больно». Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.

Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьёй в гости. Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она её понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Её карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении. Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на «пианинах» и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, её делает злой разрыв с родной деревней, с природой. Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа – путешествие Чудика к брату, с которым не виделся 12 лет, в город на Урале. Путешествие сопряжено со многими опасностями, герой переживает приключения: он теряет деньги и вынужден вернуться обратно за новыми, самолёт садится на картофельное поле с риском для жизни пассажиров. Судьба будто противится Чудику, и не случайно. Всё путешествие Чудик ощущает себя ничтожеством, несколько раз вслух задаёт себе вопрос: «Почему же я такой есть-то?» Это вопрос о смысле жизни: почему герой отличается от других и как ему жить в мире с другими людьми?

Рассказ состоит из трёх частей. В первой герою приходит в голову мысль проведать брата. Вторая часть – собственно путешествие (автобус – поезд – самолёт – дом брата).

Третья часть – решение вернуться домой и само возвращение. Герой испытывает огромное счастье от того, что приезжает в привычную среду, где он чувствует себя не чудиком, а полезным и нужным человеком, умеющим трудиться: он перекрыл в доме крышу и построил веранду, работает в деревне киномехаником.

Имя главного героя и его профессия возникают в последнем абзаце рассказа, после описания особенно «деревенского» и «детского» поступка: Чудик вернулся домой и побежал босиком, сняв ботинки под дождём.

Сюжет рассказа, если опустить бытовые подробности, соответствует фольклорному сюжету сказки «Что муж ни сделает – то и хорошо». Мужик меняет имущество с убытком для себя, оставаясь ни с чем, но жена рада, что он пришёл домой живым и здоровым. Читатель покидает героя как раз в тот момент, когда он подходит к дому. Можно предполагать, что жена встретит его, как жена из сказки, но финал рассказа открытый. А вот жена брата Дмитрия не похожа на сказочную.

Стилистические особенности

В рассказе мало диалогов по сравнению с другими рассказами Шукшина. Характер героя раскрывается через его поступки и через внутренний монолог. Читатель видит мир глазами Чудика, с его точки зрения оценивает слова и поступки других людей. Именно поэтому читатель воспринимает иронически замечание Чудика, что его жена и сноха «не злые, а психи».

Сместив точку зрения в сторону восприятия детского или чудного, Шукшин побуждает читателя задать себе вопрос, ничего ли он сам не упускает в жизни.

«Образы «чудиков» в рассказах В.М. Шукшина»

Среди шукшинских характеров есть одна любопытная разновидность людей, душа которых всегда неспокойна, тоскует и томится. Эти люди обязательно чем - то неудовлетворенны, вечно чего - то ищут и совершают на своём пути смешные и невероятные чудачества. В 1968 году Шукшин писал: «Герой нашего времени - это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живёт его время, правда этого времени». Писатель здесь не случайно заговорил о правде, ибо на Руси из покон веков о ней бесстрашно говорили шуты или юродивые, люди не от мира сего, с чудинкой. Шукшинские «чудики» это почти всегда правдоискатели, которые идут до предела, до грани в своих поисках и порой остаются в одиночестве на своём пути. Таков один из писательских персонажей - Чудик, герой одноимённого рассказа, человек, про которого без преувеличения можно сказать - «22 несчастья»: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что - нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но, то и дело влипал в какие - нибудь истории - мелкие причём, но досадные». Причины его фатальной невезучести - в постоянном стремлении помогать и приносить радость людям: то он ищет хозяина обронённой пятидесятирублёвки, которая ему самому и принадлежит; то помогает соседу по самолёту найти выпавшую вставную челюсть, но наталкивается на грубость и ругань; то ссорится с женой своего брата, разрисовав красками детскую коляску. К сожалению, представления Чудика об окружающем мире не соответствует реальному порядку вещей. Герой вряд ли переменится: он по прежнему будет стремиться к людям с услужливостью и радостной готовностью к общению и с искренним удивлением от того, что люди его не понимают. А ведь поступки его не так уж нелепы. Просто люди забыли, что такое элементарная человеческая чуткость и доброта. Человеческая правда на стороне героя, который не расстраивается из-за своих злоключений, а продолжает радоваться жизни.

Таков этот герой: неловкий и доброжелательный, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий. Обычно люди вроде него не воспринимаются окружающими всерьёз.

Чудик - это человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

Можно выявить некоторые проявления особенностей «чудиков»:

Несоответствие между представлениями героя о жизни и реальной действительностью;

Активная жизненная позиция;

Стремление к чему - то великому, если не в жизни, то хотя бы в своей фантазии.

Чудики - правдоискатели, люди, выламывающиеся из рамок «нормального» сознания окружающих, - художественное открытие Шукшина.

В своих духовных исканиях каждый герой идёт нехожеными тропами, и на этом пути он совершает единственные в своём роде открытия, проявляет себя как индивидуальность. Однако все герои вместе составляют единое многоголосие, потому что правду жизни видят в торжестве нравственности и гармонии человека с миром.

Т.Г. Свербилова

Рассказы Василия Шукшина (1929-1974), актера, режиссера, сценариста, писателя, уроженца сибирской глубинки, знавшего русскую деревню не по описаниям, обычно относят к так называемой «деревенской прозе». Однако странные герои Шукшина, чудаки и философы, только по своему месту жительства отвечают параметрам «деревенской прозы».

«Чудик» - так и называется один из рассказов писателя. Он вечно выдумывает какие-то истории, которые, по его мнению, могут хоть как-то расцветить серые будни. Будучи в городе, в гостях, разрисовывает акварелью новую детскую коляску, чтобы было веселее. Мать ребенка, погруженная в этот «злой» быт, естественно, недовольна. Приходится «чудику» раньше времени возвращаться домой в деревню.

Или вот столяр Семка из рассказа «Мастер», которого поразила красота старинной церковки в соседнем селе. Неведомый зодчий семнадцатого века не ради славы ставил ее в неприметном месте, а ради того чувства красоты, которое и объединило его с Семкой. И едет шукшинский чудак уговаривать церковные и государственные инстанции реставрировать, починить замечательную церковку. Чудака, как и всегда в рассказах Шукшина, подводило отсутствие образования. Оказывается, церковка исторической и художественной ценности не имеет, поскольку является лишь более поздним повторением владимирских храмов ХП века. А об этих храмах Семка, конечно, не знал.

Трагедия шукшинского «чудика» в том, что волею судьбы он оторван от мировой человеческой цивилизации, с нею просто не знаком и ему приходится «изобретать велосипед», потому что жить одним хлебом насущным, как его соседи и родичи, не хочет. Вот и бьется его ищущий ум над секретом вечного двигателя («Упорный») или над созданием средства для уничтожения всех «микробов («Микроскоп»). А то и всю жизнь деревенский «чудик» пишет трактат «О государстве», который никто и никогда не оценит («Штрихи к портрету»). «Чудик» - это взрослый ребенок, хотя по условиям своей жизни такой же грубый, как все. Но когда у него появляется «идея», он становится непосредственным и любознательным, как дети. Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп» бросает пить и вместе со своим сыном-пятиклассником часами рассматривает под микроскопом все подряд, не доверяя ученым. Когда разбивается мечта «чудика» о переустройстве мира, он обычно возвращается назад - на избитую дорогу физического отупляющего труда и общей бездуховной жизни. Разоблаченный Андрей Ерин опять напивается, так как решение жены продать микроскоп, чтобы вернуть в семью потраченные, по ее мнению, даром деньги, убивает мечту о какой-то другой жизни, осмысленной и духовной. Какая это жизнь, герой не знает, но он чувствует, что есть в мире и иные интересы, кроме заботы о физическом выживании. Но он безропотно возвращается к своим привычным, скучным будням.

Иногда мечта «чудика» не идет дальше хорошей бани по субботам («Алеша Бесконвойный»), но и в ней может быть сосредоточен смысл его жизни. Ведь сущность мечты не меняется от того, какая она - большая или маленькая. Важно, чтобы человек отдавался ей всей душой. Для Алеши Бесконвойного баня - это священнодействие, ритуал, обряд, магия. Он подобен первобытному человеку, который поклоняется воде и огню. Все, что в нем осталось от ненужной ему цивилизации - это поклонение бане.

Деревенскую жизнь обычно противопоставляют городской как естественную, здоровую и полную. Шукшин одним из первых осмелился показать весь ужас отупляющего, тяжелого физического труда, лишенного какой-либо духовной основы. Жизнь в глубинке ломает даже больших оптимистов. Рассказ «Шире шаг, маэстро!» написан в традиции булгаковских «Записок юного врача». Молодой хирург районной больницы, выпускник столичного мединститута, мечтает о профессиональной карьере, о блестящих операциях, но изматывающие будни провинции перемелют и его. Герою Булгакова, деревенскому врачу, в конце концов удается перебраться в город, поэтому рассказы «Записок юного врача» не только юмористичны, но и светлы. Шукшин же показывает, как сельский быт губит лучшие намерения человека.

Писателю удалось в своих рассказах изобразить и то извечное враждебное отношение деревни к городу, о котором не принято было говорить в литературе его времени. В рассказе «Срезал» образ деревенского чудака претерпевает трансформацию: лишается обаяния симпатичного мечтателя. Это демагог, которого специально держат для того, чтобы он посрамлял, «срезал» приезжих горожан, выбившихся «в люди» и навсегда оставивших деревню. Его эрудиция - это начетничество и набор громких фраз, лишенных смысла. По своей структуре (комбинация тривиальных суждений, высказываемых с невероятным апломбом) речевые экзерсисы «эрудита» восходят к «сочинениям» вождей большевиков. Это «советский язык» как особая форма, недоступная пониманию нормальным человеком языка абсурда. Вот почему два кандидата наук в рассказе Шукшина оказываются «срезанными». Но, несмотря на это, любовью односельчан демагог не пользуется: «В голосе мужиков слышалось даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».

Хотя некоторые иллюзии в отношении деревенского бытия остаются и у Шукшина. В сравнении с его традиционной тысячелетней культурой более молодая городская культура явно проигрывает. Так, в рассказе «Охота жить» старик-охотник, который пригрел беглого убийцу, в своем мировоззрении опускается на более древнюю и более человечную народную традицию, чем этот парень, рвущийся в город и не останавливающийся перед убийством своего спасителя. Но, вместе с тем, доверчивость героя выглядит беспомощностью, слабостью, хотя он, выносливый сибирский охотник, способен физически превзойти молодого.

В рассказе «Как помирал старик» Шукшин опирается на традицию Льва Толстого, который в своей повести «Три смерти» противопоставляет эгоистичную смерть барыни естественной и спокойной смерти дерева и мужика. Старик у Шукшина умирает с большим достоинством, которое заслуживает преклонения.

Однако вовсе не все шукшинские старики так близки к мифологическому, первоначальному человеческому сознанию. В одном из лучших рассказов писателя - «Осенью» - старик-паромщик провожает в последний путь свою бывшую невесту, первую любовь. По глупости героя, связавшегося с активистами-атеистами, его невеста вышла замуж за другого. Прошла вся жизнь, и теперь, когда «ничего не воротишь», бестолково выглядит ссора двух стариков-соперников у гроба. Здесь по своим изначальным раздумьям о смысле человеческой жизни проза писателя тоже приближается к мифу: прослеживается аналогия с сюжетом о Хароне, который перевозит души умерших на лодке через реку Стикс. В одноименном рассказе писателя Тимофей Худяков, кладовщик на базе, спьяну принявший собственного тестя за Николая Угодника, просит «родить его еще раз»: «Прожил, как песню спел, а спел плоха. Жалко - песня-то была хорошая».

Сожаления о плохо прожитой жизни возникают не только у деревенских жителей, но и у горожан, вышедших из деревни и сделавших карьеру. В рассказе «Два письма» перед нами ночное и дневное письмо заводского начальника другу детства. В первом - тоска и боль, а во втором - попытка представить свою настоящую жизнь благополучной, без сожалений.

Где герой настоящий, искренний?

А вот в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках» городскому начальнику приходится срочно самолетом вызывать из провинции своего брата, чтобы тот напомнил ему забытую сказочку для тяжело больной маленькой дочки. Но девочке и без дядиной сказочки стало лучше. Вот и сидят братья на кухне. Жизнь прошла, а радости большой и не было. Только это внутреннее неблагополучие герой тщательно скрывает и в своей ночной откровенности утром раскаивается.

Пожалуй, самый оптимистический рассказ писателя написан на тему о преодолении одиночества. Это «Космос, нервная система и шмат сала». Внешняя канва рассказа - беседы прижимистого старика и его молодого квартиранта-десятиклассника Юрки. Жизнь Юрки довольно голодная, и благополучия в ней нет. Но его поддерживает и делает оптимистом изучение наук. Он большой рационалист и верит в прогресс. Как Юрка рассказывает хозяину историю академика Павлова, который диктовал студентам свои ощущения в момент собственного умирания. История эта поразила старика настолько, что он выделил вечно голодному Юрке шмат сала из своих запасов. На первый взгляд - это рассказ о благотворном влиянии на человека позитивного знания, науки: вот ведь даже жадный старик растрогался. На самом же деле это рассказ о преодолении одиночества. Юрка - одинокий подросток из неблагополучной семьи, живущий вдали от дома. Но он по молодости легко справляется со своими трудностями с помощью учебы. Старик же, хотя уступает Юрке в образованности, все же превосходит его житейским опытом, прожитой жизнью. И вывод этой жизни - «одному плохо». Даже академик Павлов, по мнению старика, не смог бы диктовать, как он умирает, если бы у него не было родных людей. Получилось смешно: из истории с Павловым старик извлек совсем не традиционный урок. Вместо вывода: «Наука облагораживает человеческую жизнь» он сделал вывод: «Одинокому плохо». И был прав.

Шукшин более, чем достижения науки, ценил способность людей к преодолению одиночества, к установлению взаимопонимания, диалога. Но на пути к диалогу у Шукшина всегда стоят хамы, такие, как вахтер в больнице, избивающий больного, не пускающий к нему мать («Ванька Тепляшин»). Точно такой же вахтер омрачил последние дни самого писателя, не пустив к нему в больницу друзей. Такие хамы, как продавщица в рассказе «Обида» или как теща, подающая в суд на зятя в рассказе «Мой зять украл машину дров», страшны тем, что уверены в своем праве оскорбить, унизить достоинство другого человека. Шукшинский герой всегда очень уязвим, легко поддается на провокацию со стороны хамов. В этом его слабость, как и слабость того государственного устройства, при котором на всех уровнях жизни торжествуют хамы.

Василий Шукшин известен как кинорежиссер, автор киносценариев «Печки-лавочки», «Калина красная», «Я пришел дать вам волю» (о Степане Разине). В «Калине красной» герой также попадает под власть хамов, отнимающих у него жизнь. В этом своем фильме Шукшин едва ли не первым откровенно сказал правду об уголовном мире, представляющем альтернативу миру правовому. Круговая порука не позволяет человеку выйти из мафиозного клана. Хотя смерть героя выглядит достаточно случайной, условной, мы понимаем, что зло играет в нашей жизни не менее важную роль, чем свет и добро. Этого открытия, вероятно, и не выдержал сам художник. Но он сумел лучше других сказать о пограничной культуре того слоя населения страны, который разделяет город и деревню, - горожан в первом поколении, бывших деревенских жителей.

В одном из последних своих рассказов «Дядя Ермолай» автор думает о простых деревенских тружениках, добрых и честных людях. Был ли в их жизни какой-то большой смысл, или же была одна работа? Их дети, получившие образование, живущие в городе, свою жизнь понимают иначе. Но кто из них прав? Автор о том не говорит.

Ключевые слова: Василий Шукшин,критика на творчество Василия Шукшина,критика на произведения Василия Шукшина,анализ рассказов Василия Шукшина,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная теплота, искренность, любовь к людям. Однажды Шукшин сказал: «Каждый настоящий писатель, конечно, психолог, но сам больной». Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты рассказы Шукшина.

Мне нравятся рассказы Шукшина. Они короткие, понятные, интересные, в них много точных и красочных высказываний. Рассказы «Чудик» и «Срезал» входят в сборник «Беседы при ясной луне». Само название сборника говорит о некоей дружеской беседе о жизни, любви, природе. Рассказы Шукшина написаны простым разговорным языком, который передает особенности речи персонажей. В своих произведениях Шукшин продолжает традиции русской классической литературы: Толстого, Гоголя, Горького. Его герои из народа, простые люди, но в них есть какая-то изюминка.

Так Шукшин показывает нам новый тип героя. Это «чудик» (в сборнике даже есть рассказ с таким названием). Эти чудики похожи на героев Горького, но они ближе нам, потому что жили не так давно. Чудики Шукшина - это люди, которые создают «праздник души», живут просто, естественно, не делая другим зла. Окружающие воспринимают их как ненормальных, потому что они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый по-своему понимает, «как лучше». Им вот кажется, что так будет лучше, а другим людям - нет. Вот поэтому «чудиков» так и зовут. Таково, например, столкновение в рассказе «Чудик» главного героя с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика. А ведь он просто добрый и веселый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу, черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.

Но «чудики» могут быть не только добрыми. Например, главный герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин. Он недобрый, потому что ему всегда хочется унизить другого человека, особенно приезжего, показать, что тот дурак и т. д. Рассказ начинается с того, что Константин Иванович - городской интеллигент - приезжает в деревню. Он образованный человек, и это не нравится мужикам. Они зовут Глеба, потому что он среди них слывет самым ученым. Глеб же заранее хочет «срезать» городского гостя, то есть победить в их споре. Здесь Шукшин показывает, с одной стороны, надменность городского гостя, который считает, что приехал в глухую деревню, а с другой - злобу деревенского мужика, который хочет доказать, что он «тоже кое-что микитит». Обычная сначала беседа о последних достижениях науки превращается в выяснение отношений. Шукшин не вмешивается в происходящее. Он как будто бы один из слушателей спора - он просто передает его содержание нам. Но он смотрит на Глеба с грустной улыбкой, ведь эта злоба разрушает его самого.

В этом рассказе Шукшин показывает очень давнее противостояние интеллигенции и народа. Даже сейчас, когда есть телевизоры, компьютеры, оно сохранилось. Шукшин любит своего героя, он, вообще, любит всех своих героев, потому что они такие же простые люди, как и он. Но это не мешает ему указывать на их недостатки, показывать, что они делают что-то неправильно: мужики сами начинают обрывать Глеба, они уже и не рады, что завязался этот спор. В конце рассказа у всех остается какое-то неприятное впечатление от спора Глеба и Константина Ивановича. Ведь Глеба Капустина жалко. Вся цель его жизни - «срезать» проезжающих людей, то есть оправдать свое прозябание в этой деревне, доказать им, что он живет не напрасно. Хотя, как мне кажется, он доказывает это себе самому. Ведь он и злится потому, что его жизнь - напрасная, проходит вхолостую, что он не сделал ничего хорошего или стоящего. Такие мысли характерны для многих героев прозы Шукшина.

В.М. Шукшин писал свои произведения в годы застоя, и он очень остро чувствовал настроения людей того времени. Он показал, как они пытаются вырваться из тусклой и привычной жизни, как они борются с обыденностью и ненужностью жизни. Мне нравятся герои Шукшина, потому что в них есть природная сила, необычность, жажда яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png