Мстислав,
епископ Тихвинский и Лодейнопольский
(Дячина Михаил Валерианович)

Родился 11 ноября 1967 г. Дата хиротонии: 22 мая 2012 г. Пострижен в монахи 26 марта 1998 г. Страна: Россия

Биография

Родился 11 ноября 1967 г. на Украине. В 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1992 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1996 г. - Санкт-Петербургскую духовную академию. Назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 1998 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского.

12 апреля 1998 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром рукоположен в иеродиакона, 4 декабря 1998 г. - в иеромонаха.

В 1999-2001 гг. - наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

В 2007 г. назначен секретарем Санкт-Петербургской епархии.

В 2011 г. возведен в сан игумена. Назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря д. Старая Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. с сохранением должности секретаря епархии.

Решениями Священного Синода от 16 марта 2012 г. назначен (журнал № 16) на должность настоятеля (игумена) Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и избран (журнал № 19) епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

Наречен во епископа 23 апреля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 22 мая за Божественной литургией в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Тихвинскую кафедру.

Образование

1992 г. - Санкт-Петербургская духовная семинария.
1996 г. - Санкт-Петербургская духовная академия.

8 июля 2016 года, в канун празднования Тихвинской иконе Божией Матери, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил всенощное бдение в Успенском соборе Тихвинского Успенского Богородичного монастыря.

В числе иерархов, сослуживших за богослужением, присутствовали: митрополит Новгородский и Старорусский Лев; архиепископ Чикагский и Среднеамериканский Петр (Русская Зарубежная Церковь); представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний; игумен монастыря епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Чикагский Павел (Православная Церковь в Америке); епископ Армавирский и Лабинский Игнатий.

9 июля, в сам день праздника, за Божественной литургией митрополиту Варсонофию сослужили: митрополит Новгородский Лев; архиепископ Чикагский Петр; ректор Санкт-Петербургской Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий; епископ Моравичский Антоний; епископ Кронштадтский Назарий; епископ Тихвинский Мстислав; епископ Чикагский Павел; епископ Армавирский Игнатий; секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич; духовенство Санкт-Петербургской митрополии и епархий Америки; братия монастыря в священном сане.

За богослужением молились настоятельницы и насельницы женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии.

Перед чудотворным образом Богородицы был совершен молебен.

Митрополит Варсонофий передал молящимся поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю праздника и обратился к присутствовавшим с архипастырским словом. «Сегодня мы с большой радостью приехали в эту обитель Матери Божией, как обычно приезжаем к родным матерям, чтобы отметить важные даты в жизни родителей, – отметил владыка Варсонофий. – Мы празднуем явление иконы, которое произошло в далеком XIV веке, и вспоминаем чудеса от нее, отмеченные во все последующие века».

Напомнив, сколько раз в истории Отечества Матерь Божия предстательствовала за русский народ, особенно в годы тяжелых испытаний, иерарх сказал: «Сегодня мы прославляем Ее образ, через который в течение многих веков Божия Матерь являла Свою любовь, Свою заботу о нас. Слава Богу, что этот образ вернулся в Россию! Мы можем преклонять колена и открывать сердце перед Царицей Небесной, возносить Ей молитвы, читать акафисты, петь тропари. То, что Она сделала для нас, служит нашему спасению. Поэтому всем желаю помощи Божией по молитвам Богородицы».

Митрополит Варсонофий поблагодарил епископа Мстислава за гостеприимство.

В ответном слове игумен монастыря сказал: «Днесь ликует град Тихвин – сегодня сонм архиереев, множество священников, сотни богомольцев поклоняются иконе Божией Матери, именуемой “Тихвинская“. Икона в течение шестидесяти лет была далеко отсюда. Многие годы она пребывала в Чикаго, и сегодня здесь присутствуют наши гости из Чикаго – владыка Павел, владыка Петр и отец Александр, сын протоиерея Сергия Гарклавса, многолетнего хранителя Тихвинского образа. Икона вернулась туда, где много веков назад была обретена. Мы молимся перед ней и просим Божию Матерь о помощи обители, всей Церкви Русской, всему народу нашему».

Игумен монастыря рассказал, что гости из Америки привезли в дар обители частичку земли с того места, где стоит храм Живоначальной Троицы, построенный первым священномучеником петербургской земли протоиереем Иоанном Кочуровым по благословению святителя Тихона, будущего Патриарха.

Епископ Мстислав преподнес митрополиту Варсонофию памятную медаль, посвященную празднованию Тихвинской иконы Божией Матери.

Краткая справка

Тихвинский монастырь был основан в 1560 году для Тихвинской иконы Божией Матери, чудесно обретенной в 1383 году: образ явился рыбакам над Ладожским озером, рядом со Старой Ладогой. В середине 1920-х обитель была закрыта и разорена. Во время войны гитлеровцы вывезли икону. Она попала в Прибалтику, затем в Германию, а оттуда в США. В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, началось восстановление Успенского собора. Главная святыня обители была возвращена в Россию в 2004 году.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский (Дячина Михаил Валерианович)

Дата рождения: 11 ноября 1967 г.
Дата хиротонии: 22 мая 2012 г.
Дата пострига: 26 марта 1998 г.
День ангела: 27 июня

Обращение.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас в древнем граде Тихвине в святой Успенской обители, избранной Пресвятой Богородицей для хранения одной из величайших святынь христианского мира - Тихвинской иконы Божией Матери, чудесным образом пришедшей сюда в 1383 году.

На месте явления Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения Святыни. Этот храм неоднократно был уничтожаем огнем, Икона же чудесным образом оставалась невредимой. В 1507-1515 годах в Тихвине, по указу и на средства великого князя Московского Василия Иоанновича, как величественный ковчег для Тихвинской иконы, был построен каменный Успенский собор, освященный в 1515 году, в праздник Успения, святителем Серапионом, архиепископом Новгородским.

В XVI веке Тихвин стал местом государева богомолья. В 1560 году Новгородский архиепископ Пимен, по указу царя Иоанна Васильевича Грозного, основал здесь одну из самых значимых монашеских обителей Руси, ставшую не только видным местом паломничества, но и центром духовной жизни Русского Северо-Запада, имевшим важное политическое и экономическое значение. Свыше шести столетий у Чудотворного образа Владычицы не прекращается молитва, не иссякает поток богомольцев к Тихвинской святыне.

В годы революционного лихолетья и последующих трагических событий отечественной истории, в том числе годы Великой Отечественной войны, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь подвергался разрушению. Но неисповедимым Промыслом Божиим главная наша святыня - Тихвинская икона Божией Матери направилась на всемирную проповедь Православия через Псковскую землю и далее в Латвию, Германию и Соединенные Штаты Америки.

Ныне возрожденный Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь, торжественно встретивший в 2004 году вернувшуюся из вынужденной эмиграции Тихвинскую святыню, вновь принимает под свой гостеприимный кров всех ищущих духовного утешения и исцеления у Чудотворной иконы Божией Матери. Мы всегда рады благочестивым паломникам и делаем, Богу содействующу, все возможное, чтобы ваше пребывание у Тихвинской святыни оставило бы неизгладимый след в ваших душах и сердцах, чтобы вы смогли принести в ваши дома духовную радость от молитвенного общения с Пресвятой Богородицей, хранящей Русскую Церковь и Российское Отечество под Своим благодатным покровом!

Автобиография

Родился 11 ноября 1967 г. на Украине. В 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1992 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1996 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию. Назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 1998 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского.

12 апреля 1998 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром рукоположен в иеродиакона, 4 декабря 1998 г. в иеромонаха.

В 1999-2001 гг. — наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

В 2007 г. назначен секретарем Санкт-Петербургской епархии.

В 2011 г. возведен в сан игумена. Назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря д. Старая Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. с сохранением должности секретаря епархии.

Решениями Священного Синода от 16 марта 2012 г. назначен (журнал № 16) на должность настоятеля (игумена) Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и избран (журнал № 19)епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии.
1 апреля 2012 г. возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 23 апреля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве.

Хиротонисан 22 мая за Божественной литургией в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Тихвинскую кафедру.

Образование

  • 1992 г. — Санкт-Петербургская духовная семинария
  • 1996 г. — Санкт-Петербургская духовная академия

Утром 8 сентября 2017 года в городе Луге Ленинградской области «в старости, насыщенный днями» (Иов 42:17), на 83-м году жизни отошел ко Господу иеросхимонах Валериан (Дячина ) – отец епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, 55 лет прослуживший Богу в священном сане у престола. Из них более тридцати лет отец Валериан пребывал на Западной Украине: был настоятелем Архангело-Михайловского каменного храма в селе Белозирка Лановецкого района Тернопольской области, нес послушание настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы на Туниках в Кременце и благочинным храмов Кременецкого района Львовско-Тернопольской епархии.

Отец иеросхимонах Валериан родился в 1935 году в селе Бодаки, что на Волыни, в 25 км от Почаевской Лавры, в семье Феодоры и Никанора Дячина. Третьего ребенка назвали Валерианом, в честь мученика, память которого праздновалась в этот день. Мальчику повезло, он рос в воцерковленной семье, где чтились и строго соблюдались православные традиции. Дом родителей находился в 100 м от храма Николая Чудотворца.

Мама, Феодора Григорьевна, окончила церковно-приходскую школу, причем была одной из первых учениц, так как ранее в подобных заведения обучались только мальчики. Господь даровал ей чудесный голос, и уже в восемь лет она пела в церковном хоре. Голос ее был настолько чист, что на уездном смотре церковных хоров ей было присуждено, как солистке, первое место. А в качестве подарка преподнесено Евангелие, которое она читала с детства и которое стало путеводителем в ее жизни и в жизни ее сына, будущего священника Валериана. Пела Феодора Григорьевна в хоре до 82 лет. Господь даровал ей долгую жизнь, она прожила 95 лет.

Отец, Никанор Васильевич, родился в 1893 году, прошел Первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Трудился в сельском хозяйстве. Он умер, когда ему исполнилось 62 года. Сам Никанор Васильевич не служил в храме, но его отец, Василий Дамианович, был церковным старостой в течение 25 лет.

Кроме Валериана в семье росло два старших брата, Леонид и Владимир, и младшая сестра Мария. Однако почему-то именно младшего сына Валериана брали родители с собой, когда ходили в Почаев на богомолье в Лавру. А однажды отец сказал сыну: «Ты будешь батюшкой». Тогда юноша не придал значения этим словам. А они оказались пророческими.

Почаевская Лавра. Отец Валериан (в центре) с братией обители и отроками – будущими епископами нашей Церкви. 1978 г.

Семья жила скромно, но дружно. Каждый знал свои обязанности по дому, по хозяйству. Любовь к труду прививали детям с малых лет. Ребята помогали родителям, учились, рисовали, клеили елочные игрушки и, конечно же, посещали храм.

Подходили к концу годы учебы в школе, и перед молодым человеком встал вопрос, как жить дальше. Он имел хорошие литературные способности, а душа тянулась к храму. Решение было принято окончательно и бесповоротно: отдать свою жизнь на служение Господу и людям. Отец Валериан рассказывал и такой факт. После последнего выпускного урока он пошел вместе с одноклассниками к реке, сели на траву и решили по очереди поведать друг другу, кто кем хочет стать. «Я стану художником, а я военным…» – открывали секреты мальчишки, последним говорил Валериан: «Я буду священником». Это заявление ошеломило всех. «Как, в такое время, когда храмы закрывают?! Может, передумаешь?» – уговаривали друзья. «Нет, не передумаю», – последовал твердый ответ.

По окончании школы Валериан, как и все, был призван в советскую армию, где отслужил по совести три года. Предлагали остаться, продолжить военную карьеру. Но юношу, уже посвятившего себя служению Богу, подобно родному дяде Иоанну Дьячине, который в 1930-е годы стал священником в далекой Канаде и много лет (более 40 лет) служил в Американской митрополии, а с 9 марта 1941 г. и до кончины 17 января 1976 г. являлся настоятелем значимого собора Христа-Спасителя в Торонто, ждала Ленинградская духовная семинария. Он поступил в семинарию, несмотря на серьезный конкурс, сразу после демобилизации. Во время поступления Валериан познакомился с семинаристом Сергием Бучковским, братом своей будущей матушки. По окончании третьего класса семинарии в 1961 г. он женился на Таисии, к которой относился с большой нежностью и уважением.

В четвертом классе семинарии Валериан служил диаконом в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Рукоположение в сан диакона состоялось 9 октября 1961 г., на престольный праздник академического храма. А по окончании обучения, 6 июня 1962 г., был рукоположен в священники митрополитом Пименом (будущим патриархом) в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Во время четырехлетней учебы в духовной академии отец Валериан служил священником в академическом храме. Распорядок дня был довольно напряженным. Поднимались семинаристы в семь часов утра, служащий Литургию священник – около 5 утра. Затем – утренняя молитва, завтрак в столовой, занятия, обед, с 15 до 17 часов свободное время, после – подготовка к занятиям. В 11 часов сон. Отцу Валериану было несложно привыкнуть к такому распорядку, сохранилась армейская привычка к режиму. В 1962 году матушка Таисия родила дочь. Девочку назвали Софией. Пока батюшка учился в Ленинграде, матушка с дочкой жили на Украине вместе со своими родителями.

После служения Литургии. Луга

Защитив диссертацию, написанную в духовной академии на тему «Евангелие – как основа нравственности для христианина», отец Валериан получил ученую степень кандидата богословия. Годы обучения в духовной академии он вспоминал особенно, ведь с его курса вышло четыре архиерея. Один выпускник остался преподавать в академии, другой стал настоятелем Владимирского собора в Ленинграде, третий – в Ломоносове, и еще один – в Москве.

В 1966 году отец Валериан окончил духовную академию и по направлению Учебного комитета Московской Патриархии вернулся домой. В 1967 году у него родился сын Михаил, ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский.

В канцелярии Львовской епархии отцу Валериану предложили очень хороший вариант для служения: курортный город Залещики на Украине. Но обещание, данное родителям матушки Таисии перед женитьбой (жить всем под одной крышей и похоронить стариков на родине), не оставляло ему выбора. И он стал священником в селе Белозерка Лановецкого района на Волынской части Тернопольщины, в 60 км от областного центра, где служил смиренно, избегая духа властолюбия и карьеризма. Село большое, до 1000 домов. Молодой батюшка стал настоятелем храма архистратига Михаила. Тогда он с сотрудниками первые в области произвели ремонт храма. В Белозерке батюшка прослужил девять с половиной лет, после чего Указом митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика) был назначен благочинным храмов Кременецкого района, где находится известная Почаевская Лавра, и переведен на служение в город Кременец.

Расположенный в 25 км от Почаева Кременец насчитывал 33 тысячи человек населения. Отец Валериан служил помощником благочинного отца Сергия Каринковского, старенького и больного. А спустя три месяца был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы и благочинным района. Служа настоятелем городского прихода на Туниках в Кременце, он привел храм в образцовый вид: прекрасное благолепие и идеальный порядок. Как добрый хозяин он заботился о благосостоянии всех храмов района, которые посещал в дни престольных праздников. Имея богословское образование, отец Валериан, сам замечательно проповедуя, старался поднять уровень проповедничества в приходах. Он особенно, как добрый отец, заботился о благочинии между клириками и высоком уровне духовной жизни духовенства.

Луга. На освящении престола

В Кременце семья прожила 25 лет. 31 марта 1972 г. митрополитом Николаем по благословению Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси отец Валериан был награжден саном протоиерея. Жили скромно, но воспитанию и образованию детей уделяли большое внимание. Дочь и сын посещали музыкальную школу. Одиннадцать лет, вплоть до 1988 года, прослужил батюшка благочинным города Кременца и района, в этом большая заслуга матушки Таисии. Работы было очень много, порой на все не хватало времени. Ведь в благочинии насчитывалось более 30 приходов. Отец Валериан стоял у истоков возрождения в Кременце при Свято-Николаевском соборе Регентских курсов, которые вскоре стали Регентско-богословским училищем структурным подразделением Почаевской духовной семинарии.

В 1992 году отец Валериан был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета для регентов-псаломщиков церковных хоров, а спустя два года стал инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии, т. е. практически руководителем. Отец Валериан в учебный процесс и преподавание вкладывал всю душу и сердце. Батюшка был еще и редактором местной православной газеты. В 1987 году награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. За работу инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии получил орден преподобного Нестора Летописца, а в 1991 году награжден митрой.

В 2000 году матушку Таисию настигла тяжелая болезнь – инсульт. Отец Валериан, видя, как нуждается в помощи родной человек, разрывался между домом и службой. После вневременной кончины матушки и выхода за штат духовенства Тернопольской епархии по возрасту, в 2000 г. он переехал в Санкт-Петербургскую епархию, где служили его дети: старшая дочь София, которая по окончании регентского отделения при ЛДА вышла замуж за выпускника академии Николая Денисенко из священнического рода, ставшего настоятелем храмов в Луге и благочинным Лужского округа), и сын игумен Мстислав (в миру Михаил), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский. Проживая у дочери, он постоянно помогал молодым клирикам во время богослужений, был духовником мирян и духовенства... Надо отметить, что его дочь, матушка София, тоже с усердием служит Церкви и Господу своими певческими талантами. Она много лет руководит церковным хором и поет в нем. В 1996 г. протоиерей Валериан Дячина совершил первое паломничество во Святую Землю и в апреле 2007 г. побывал в Иерусалиме на светлый праздник Воскресения Христова и церемонии Благодатного огня.

Во время паломничества во Святую Землю. Храм Воскресения Христова. Раздача антидора

Личность блаженнопочившего отца Валериана, его пастырский облик и ревностное служение оставили особый след в жизни многих молодых юношей, которым он дал рекомендации на поступление в семинарии и на посвящение в священный сан. Он стал добрым примером для подражания для многих будущих пастырей нашей Церкви. Его молитвенный дух и умиление при служении, спокойный и в то же время величественный голос, настоящая мудрость и рассудительность, кротость и смирение, сердечные слова проповеди навсегда остались в душах тех, кто общался с ним. Он был настоящим воспитателем и любил учащуюся молодежь, умел наставлять её так, что все его слова, благопожелания и замечания становились незабываемыми и приносил для Церкви замечательные плоды.

Великим счастьем для настоящего духовного пастыря явилось осуществление его благого желания – принятия монашеского пострига, которого Господь удостоил его перед завершением земной жизни сразу в Великий Ангельский образ.

В воскресенье, 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, которого почивший пастырь так любил и чтил, было совершено его отпевание и погребение.

Знакомые и духовные чада отца Валериана в Украине и во многих уголках мира молятся Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу, дабы Он упокоил с праведными душу Своего верного служителя в месте, «идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» , и сотворил Новопреставленному вечную память.

Епископ Иов (Смакоуз)

Минувший март принёс в Санкт-Петербургскую епархию большие перемены. Решением Священного Синода она был превращена в митрополию и поделена на четыре новых епархии: Выборгскую, Тихвинскую, Гатчинскую и Санкт-Петербургскую. Сегодня у нас в гостях духовный управитель одной из новосозданных епархий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина). Владыка милостиво согласился рассказать нам о «духовной географии» своей епархии и о своём пути в Церкви Христовой. Вот его рассказ.

КРАЙ ДРЕВНЕГО МОНАШЕСТВА

Всего лишь несколько недель назад появилась на карте Руси Православной наша Тихвинская епархия; и вы, быть может, думаете теперь: «Ну разве успела эта земля прославиться? Велик ли её вклад в духовную историю нашего Отечества?» Велик ли, - решайте сами: на наших землях стоят девять древних монастырей. И что же это за монастыри? Во-первых, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, в котором пребывает хранительница русских рубежей Тихвинская икона Божией Матери - святыня, значение которой мы не можем и оценить по достоинству своим человеческим разумом. Некогда Сама Царица Небесная ступила в тихвинские пределы и чудесным образом принесла сюда свою икону, написанную евангелистом Лукой, - одного этого было бы достаточно, чтобы считать наш край святой землёй. А ведь у нас есть и другие славные обители.

Староладожский Свято-Никольский мужской монастырь - обитель древняя, исполненная благодатью, с давних времён почитаемая русскими людьми. И в той же Старой Ладоге есть Успенский женский монастырь, построенный ещё до татарского нашествия. Кстати будет заметить, что и сама Старая Ладога - первая известная историкам столица Руси; а значит, этот посёлок сам по себе является святыней для всякого русского человека.

Продолжаем перечислять: Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь, в глубокой древности основанный великим подвижником благочестия св.Антонием Дымским, одним из первых русских преподобных, Введено-Оятский женский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий, созданный прп.Мартирием, Покровский Тервенический, Введенский Тихвинский женский монастырь и, конечно же, Троицкий Александро-Свирский. Не могу не сказать об этой обители особо: год назад я был назначен её игуменом и с тех пор не устаю удивляться обилию благодати Божией, разлитой здесь! Я не раз паломничал в Святую Землю, бывал и в Иерусалиме, и у Мамврийского дуба… Что сравнится с тем восторгом духовным? Только посещение Александро-Свирского монастыря, молитва у раки преподобного Александра. Не думайте, что я преувеличиваю: вспомните, что на этой земле было явление Пресвятой Троицы - событие неповторимое, которое в истории человечества прежде случилось только раз, в глубокой ветхозаветной древности… Преподобный Александр Свирский после праотца Авраама единственный на земле человек, лицезревший Божественную Троицу в виде Трёх Ангелов, - и этот святой человек почиет телом на нашей земле, а душой благословляет её с небес. Александро-Свирский монастырь - это наша северная Палестина, наш край Богоявления.

Вот и судите теперь, мал или велик удел Тихвинско-Лодейнопольской епархии на Святой Руси. Что говорить: Россию не удивишь святостью, в ней каждый уголок облагодатствован молитвой какого-нибудь славного подвижника, - и наш край тоже Богом не забыт, дары Господни здесь явлены преизобильно.

А СЕГОДНЯ?

Не раз приходилось мне слышать, что нынешние жители наших мест - народ в духовном отношении едва ли не дикий: давно забыты славные дела предков, к храму Божию усердия нет… Что ответить на это? Я бы сказал так: прежде чем осуждать людей, вспомните, в какие времена им пришлось жить, какие испытания перенести… А знаете ли вы, что в первые годы советской власти в Тихвинском районе были арестованы и вывезены все до одного монахи и священнослужители? Знаете ли вы, что население нашего края по большей части составлено из людей пришлых, не коренных, присланных сюда советской властью, чтобы поднимать местную промышленность? Может быть, это были и неплохие люди, но духовной и кровной связи с теми, кто жил здесь во времена расцвета Православия, у них не было; они не воспринимали наш край как святыню, понятия не имели о тех духовных сокровищах, что здесь таятся. Но разве они виноваты в своём неведении? Это мы будем виноваты, если не сумеем объяснить людям, на какой святой земле они живут! Давайте будем мудрее, давайте проявлять милосердие к тем нашим собратьям, кто ещё далёк от Церкви, кто возрос на закваске атеизма. Их трудно переубедить? Но мы должны это сделать - своей молитвой, своим примером: пусть хоть на миг они почувствуют в своих душах веяние благодати. Да, сейчас наша паства такова, что ей требуются не исполнители треб, а проповедники. Наш путь - путь апостольский, а апостолы не боялись проповедовать ни в синагогах, ни среди языческих капищ. Мы должны идти в школы, на предприятия, в общественные организации, нужно битвой духовной завоёвывать каждый шаг и укрепляться на достигнутых рубежах. Помните, что люди, как бы ни были они настроены против веры, в душе всё равно остаются и русскими, и православными: это у них в крови, пусть даже они сами и не осознают своих корней. Как бы то ни было, а семена добра лежат в их душах, и только мы можем так возделать эту землю, чтобы семена дали всходы.

Надо идти к людям с уважением, с любовью, с благодарностью. Вот пример: на территории Александро-Свирского монастыря наша епархия организует музей истории вепсского народа. Это наша дань благодарности вепсам - малой народности, которая подарила России великого святого, прп.Александра Свирского. Вепсов сейчас осталось очень мало, и мы надеемся, что наш музей поможет им сохранить свою культуру, свой язык, свою родовую память. И конечно же, мы думаем, что этот музей станет для них своеобразной и доходчивой проповедью Православия. Мы собрали немало собственных экспонатов, а недавно финское общество «Коневец» обещало прислать нам редкие образцы предметов вепсской культуры.

Что ещё сказать о современном состоянии епархии? Она пока не зарегистрирована официально - мы сейчас собираем необходимые документы, и с Божией помощью через несколько недель регистрация совершится. Территория епархии - это пол-Чехии или целый Люксембург: земли обширные, а население немногочисленно - всего около 500 тыс. человек. «Столица» епархии - это, конечно, Тихвин (сейчас мы ведём переговоры с городскими властями о выделении нам здания под епархиальное управление); но есть и вторая «столица» - это Александро-Свирский монастырь. Кроме того, у наших монастырей есть несколько подворий в Санкт-Петербурге (например, подворье Александро-Свирского монастыря на ул.Челиева, д.10), и это очень удобно: епархия, как я говорил, весьма большая, и многим нашим батюшкам сподручнее ездить на приём к епископу не в Тихвин, а в Петербург, на одно из подворий. Храмы и монастыри епархии - это древние сооружения, когда-то сиявшие несказанной красотой, а сейчас по большей части лежащие в руинах. Разумеется, своими силами нам всё это не возродить, - нужна помощь государства, без неё не обойтись; и руководство Ленинградской области с пониманием относится к нашим трудностям.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

…Всё зависит от наших батюшек: если они будут служить примером для своих прихожан, если они будут молиться, если смогут проповедовать, то епархия встанет на ноги и сможет жить полнокровной жизнью. Однако не только от батюшек всё зависит, но и от владыки: епископ во многом определяет духовное лицо своей церковной вотчины; а потому думаю, что не лишним будет мне немного рассказать о себе.

Меня иногда спрашивают: как случилось, что я из двух возможных для священнослужителя путей выбрал путь не самый лёгкий - монашеский?.. Что на это ответить? Да для меня как будто и выбора-то никогда не стояло: я с детства мечтал об иноческой жизни. Я родился в семье священника: папа мой, протоиерей Валериан Дячина, и сейчас служит в Луге… Моя духовная родина - великая святыня святорусской земли Почаевская Лавра: я с малых лет приезжаю туда для молитвы и трудов… Как рассказать о Почаеве? Духовные переживания трудно передавать словами… Помню, как в детстве я прикладывался к деснице прп.Иова Почаевского; а когда взрослым попал в Александро-Свирский монастырь и впервые приложился к деснице прп.Александра, я вдруг почувствовал что-то родственное, что-то духовно знакомое, как будто они были родными братьями - святой Иов и святой Александр, - хотя у прп.Иова рука тёмная, точно шоколадная, а у прп.Александра - совсем белая…

НАСТАВНИКИ

С десятилетнего возраста и до ухода в армию я окормлялся у знаменитого почаевского старца архимандрита Сильвестра. Вот человек поразительной судьбы! Он прошёл всю войну, служил в развед-роте, получил три ордена Славы, а после Победы ушёл в монастырь. Как это случилось? Однажды их рота попала в окружение, и все товарищи о.Сильвестра погибли - остался только он сам да его друг. Три дня бойцы сидели в болоте, прятались от немцев, а выйти не было никакой возможности: кругом враги. И вот, когда иссякла последняя надежда, друзьям явилась Сама Матерь Божия! Она указала им безопасную дорогу, а потом велела строго: «После войны идите в Почаевскую Лавру - там спасётесь!» И они оба выполнили этот завет: друг о.Сильвестра тоже постригся и стал о.Богданом. Как они дружили все эти годы! Это было настоящее духовное братство, при том что о.Сильвестр был украинцем, а о.Богдан - русским. Помню, о.Сильвестр рассказывал мне такую историю: как-то, ещё в советские годы, ему случилось лететь с Украины в Москву. Он был в монашеском облачении, и его вид потряс всех пассажиров: «Поп - а летает на самолёте!» «Эй, батюшка! - говорят ему. - Как же ты летишь на таком чудище - с крыльями, с хвостом?!. Можно ли монаху летать на драконе?» - «Что ж, - отвечает отец Сильвестр, - хорошо, что я на нём, а не он на мне!»

Надо признаться, мне всегда везло на духовных руководителей. Долгое время я служил в Псковской епархии, был иподиаконом у архиепископа Псковского и Порховского Владимира - нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Со многими славными тамошними старцами я тогда познакомился: и с о.Иоанном (Крестьянкиным), и с о.Адрианом (Кирсановым)…

Но особенно я благодарю Господа за то, что в течение 20 лет мне довелось общаться с о.Николаем Гурьяновым. Без его духовного совета я и шагу не ступал, и какой же благодатью наполнены для меня эти годы!.. Отец Николай мог прозревать будущее и в большом и в малом - мне не раз удавалось в этом убедиться. Вот простой пример - мне он почему-то запал в душу. Как-то раз на Покров мне очень захотелось съездить на остров Залита, но на носу сессия, экзамены, нужно сдавать церковнославянский язык… Преподаватель у нас был очень строгий - о.Александр Кудряшов: он всегда требовал, чтобы на экзамене мы показывали конспекты его лекций. А у меня этих конспектов не было! Я надеялся списать у товарищей. До поездок ли тут? Но желание пообщаться с отцом Николаем победило, и я, махнув на всё рукой, отправился на остров. Прошёл праздник Покрова, пора возвращаться, а у меня на душе кошки скребут: как же быть с конспектом? Вдруг отец Николай, которому я ни словом не обмолвился о своих бедах, подходит ко мне и говорит: «Не волнуйтесь, Миша (он всегда обращался ко мне на вы), - поезжайте спокойно: вы всё успеете. И церковнославянский сдадите!» Я приехал в Ленинград и узнал, что наш преподаватель куда-то уехал и экзамен откладывается на две недели. Понятно, что я успел переписать все конспекты, отлично подготовился и сдал успешно - по слову отца Николая!

КАК СТАТЬ ЕПИСКОПОМ?

Что греха таить, в ту пору я ещё подумывал о женитьбе и заводил знакомства с девушками, но как-то дальше простой дружбы дело никогда не заходило… А отец Николай всегда говорил мне: «Это не для вас. Вы епископом будете». Честно говоря, я ему не верил: какое епископство, - я, может быть, ещё женюсь!.. Но все девушки, с которыми я знакомился, очень скоро выходили замуж за других, и, надо сказать, расставались мы с ними без всяких обид: дружба продолжалась и продолжается до сих пор; все они сейчас замужем за священниками, всеми уважаемыми батюшками.

Когда я стал епископом, никто из моих знакомых не удивился: «Ну, тебе же это отец Николай предсказал!». Удивлялся только я сам: я и не представлял, какое это чудо - хиротония! Вдруг в душе раскрывается что-то новое, что-то, о чём ты и не подозревал, - какая-то светлая волна поднимает тебя над миром… У меня хранятся две мои фотографии, сделанные в один день: одна перед хиротонией, другая - после. Когда я их увидел, я был поражён до глубины души: на снимках два разных человека!

Перед самой хиротонией, всего лишь за 10 минут, ко мне пришёл один архиерей и сказал так: «Запомни, не то важно, что; ты, как епископ, будешь говорить людям. И даже не то важно, что ты сделаешь!.. Важно - как ты будешь молиться! На первом месте для тебя - твоя молитва Богу. А остальное - суета, она не должна возобладать над молитвой». Стараюсь всегда помнить эти слова…

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png