Шел 1992 год, я работал в "Правде" и моим соседом по кабинету был И.И. Он занимался своими делами, издавал небольшую газету, посвященную всяким открытиям и чудесам.

Скоро мы подружились с И.И. Он специфическим образом признал мои журналистские таланты, которые неожиданно во мне прорезались, сроду я не хотел быть журналистом, судьба случайно занесла в эту среду. И вот я как-то накропал заметку, ее опубликовали.

И.И. с непонятным мне чувством сказал: «Старик, я вот наблюдаю за тобой, ты за 45 минут двумя пальцами отстукал текст без всякого напряга, и это такой текст, которые многие бы мечтали написать. Ты хоть понимаешь, что люди живут этим, журналистикой, влюблены в нее, работают, как кони, а у них ничего не выходит, а ты тюк-тюк на машинке и готово. Ты хоть знаешь, что многие специально пишут ручкой или карандашом, уверенные, что так лучше получится?»

Ну вот так мы и сидели напротив друг друга пару месяцев, постепенно сдружились. Но запало в голову И.И. чтобы я написал текст для его газетки. Я отказывался, на самом деле тогда я еще «перо не расписал» и мне в лом было.

А к И.И. приходили занятные личности, приносили ему всякие статьи про вечные двигатели, новые веяния в биологии и т.д. И вот однажды приходит к нему автор, пожилой, лощенный и вежливый еврей. Приносит статью про суперпотентных женщин.

И.И. прочитал заголовок, изумился и спросил меня, знаю ли я про такое. Я сказал, что знаю про суперпотентных мужчин, а про женщин не знаю.

Понимаете, Саша, - сказал еврей мне, как-то глубокомысленно подняв глаза к потолку, - суперпотентная женщина, это обычная в общем женщина, красивая, и все у нее хорошо….- И тут он сделал страшные глаза, - но вот пиз-а у нее с зубами.

Он так неожиданно это сказал, так серьезно посмотрел на меня при этом, что я на секунду очумел. В это время И.И. покатился со смеху.

Выяснилось, что суперпотентная женщина, это женщина у которой какая-то мужская хромосома, ну что-то в этом роде. Мы поржали втроем, потом автор ушел, а И.И., вдруг, спрашивает меня, что такое суперпотентный мужчина. Я говорю, что это такой мужчина, у которого половой акт может продолжаться и сорок минут и час.

Час? – изумился И.И. – Ну, - подумав, сказал он, - мне две оглобли привязывать надо.

И вот как-то прихожу я в кабинет, там И.И. сидит с очередным журналистом, и вижу, вдруг, на своем столе странную официальную бумагу, штамп «Правды» стоит, печать и текст такого содержания:

«Выражаю благодарность Самоварову А.В. за бескорыстную работу и награждаю его красными революционными шароварами».

И подпись – главный редактор «Правды» Селезенев.

Я опять чумею на секунду, эти гады ржут.

И.И. говорит: «Старик, сколько тебе Селезнев платит в месяц? Я тебе заплачу твою месячную зарплату за одну статью в мою газету».

И я написал ему очерк по мотивам произведений модного тогда Климова, о легионерах, т.е. о людях Сатаны. Но написал не ради денег, а чтобы отвязаться. До чего же я глуп был, но ведь и не поумнел до сих пор.

Забавно, но мне пришло письмо, которое начиналось так: «Самоварову от Легионера…» В котором очень уважительно говорилось, что мир не делится на черное и белое, есть и другие краски.

В последнее время среди левой молодёжи становится модной атрибутика гражданской войны.
Самому креативному студенту досталась особая награда - знаменитые красные революционные штаны. В этом году им стал председатель жилищно-бытовой комиссии профкома студентов, автор проекта «Ориентир жизни» Владислав Шварев.


Как же появились эти штаны? Как они выглядели на самом деле?

К сожалению подавляющее большинство фотографий этого периода были чёрно- белыми, и трудно разобрать на ком эти геройские штаны. Поэтому привожу иллюстрацию.

Комбриг Котовский

Красные революционные штаны выдавались немногим, отличившимся в боях красноармейцам, и человек, носивший их, качественно выделялся из толпы, имел привилегии. Чтобы избежать мошенничества, к шароварам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.
В Киеве после ухода немцев в 1918г, на складах осталась униформа австрийских гусар. Предполагаю, что штаны из этой униформы и использовались для награждения.

На этой картинке двое в венгерской униформе

Скорее всего, для награждения использовался более нарядный вариант с вышивкой, что подтверждает боец Попандопуло, в отрывке видео из художественного кинофильма "Свадьба в Малиновке". Фильм вышел на экраны в 1967г, когда было живо ещё много участников той войны и они отмечали, что хотя по сюжету этого кино, его отряд (банда) был белогвардейский, скорее всего это был один из того множества украинских отрядов, которые периодически были то красноармейскими, то независимым. Если бы носитель таких штанов попал в руки белогвардейцев, или националистов, то неминуемо был бы расстрелян.

Отрывок из видео.

Надеюсь, что эта публикация позволит комсомольцам установить верный исторический фасон легендарных штанов.

Красный комиссар Дункевич в бою 1929г

Из дневника И.Бабеля о польском походе Будённого, из которого видно, что красными штанами, в большинстве награждались не простые красноармейцы.

"Шоссе, проволока, вырубленные леса, и уныние, уныние без конца. Есть нечего, надеяться не на что, война, все одинаково плохи, одинаково чужие, враждебные, дикие, была тихая и главное исполненная традиций жизнь.
Буденновцы на улицах. В магазинах - только ситро, открыты еще парикмахерские. На базаре у мегер - морковь, все время идет дождь, беспрерывный, пронзительный, удушающий. Нестерпимая тоска, люди и души убиты…
…В штабе - красные штаны, самоуверенность, важничают мелкие душонки, масса молодых людей, среди них и евреи, состоят в личном распоряжении командарма и заботятся о пище…"

Встречаются упоминания, что и лично сам Троцкий награждал такими штанами.

Красные революционные шаровары Почему без них нельзя представить наградные списки гражданской войны Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.

Шаровары курсанта ТрофимоваИзвестный советский фильм "Офицеры" открывается эффектной сценой. Зима, заснеженный плац кавалерийского училища. Перед шеренгой красных курсантов стоит Алексей Трофимов. Затаив дыхание, он слушает речь начальника. Зычным командным голосом тот перечисляет заслуги молодца. Курсант Трофимов проявляет трудовую сознательность и рабоче-крестьянскую дисциплину, он предан делу мировой революции и понимает текущий политический момент, он отличился во время призовой стрельбы. За все это курсанта награждают красными революционными шароварами. Трофимов не может скрыть гордости и счастья. Он повсюду щеголяет в галифе. В них совершает мужественный поступок - спасает девушку от бандитов. И этим завоевывает ее сердце: девушка становится супругой доблестного курсанта. Вместе они отправляются на фронт Гражданской войны, в Среднюю Азию.Революционные шаровары Трофимова - не эффектная выдумка сценаристов. Их действительно вручали бойцам за важные заслуги. Но красные шаровары были не только наградными. И отношение к ним на фронте не всегда было позитивным. https://www.youtube.com/watch?v=UsWLK5fWZns

Красный маскарадВо время Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику. Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих. Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.Красноармейцы сами сочиняли себе форму. И никого не смущали даже боевые, заслуженные командиры в женских пальто вместо шинелей - что находили, то и надевали.Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.

Н. Самокиш. Фрагмент картины "Бой за знамя. Атака". 1922 год. Журналист Николай Равич, участник Гражданской войны, вспоминал, что в городе Сумы к нему подъехали патрульные комендантского эскадрона - проверить документы. Их вид впечатлил - алые кафтаны, красные галифе, фуражки с красными околышами. И даже сапоги были кирпичного оттенка. Равич, конечно, заметил, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью. Но сумской комендант, товарищ Кин, объяснил, что одел их так, чтобы отличать от "разномастных" красноармейцев.Не меньше удивился дипломат Михайловский, увидев, как по центральной улице Севастополя горделиво гарцуют бойцы особого отряда крымской ЧК - с головы до ног в красном и в высоких белых гетрах на ногах. Дипломат окрестил их "красноиндейцами" - за литературную близость с героями Фенимора Купера. Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие, узнав о бедственном положении 51-й стрелковой дивизии Блюхера, прислали бойцам подарки - кумачовые гимнастерки.Возможно, именно этот повсеместный красный маскарад вдохновил художника Дмитрия Моора на создание в 1920 году его знаменитого плаката "Ты записался добровольцем?". Боец одет почти так же, как сумские патрульные и бойцы крымской ЧК. Все на нем алое - и буденовка со звездой, и рубаха, и шаровары.

Генерал 17-го гусарского Черниговского полка в краповых чакчирах. "Красноштанники"Кумачовые шаровары, однако, были не только военным маскарадом и вынужденной "неуставщиной". Некоторые части носили их вполне законно. К примеру, весной 1920 года Красно-гусарский полк Заволжской бригады присвоил себе обмундирование 10-го гусарского Ингерманландского полка царской армии. Произошло это потому, что красные гусары стояли в городке Балаклее, в котором до революции располагались ингерманландцы. Они носили в качестве парадной формы краповые (то есть ярко-красные) чакчиры.На складах в Балаклее бойцы, к своей неописуемой радости, обнаружили большие залежи старого парадного обмундирования хорошего качества и кроя. Красные конники преобразились в театральных императорских гусар, надев голубые расшитые шнурами доломаны и краповые чакчиры. Но позже гусарские штаны оказались у махновцев - они стаскивали их с убитых красных бойцов. Тогда же, в 1920-м, кумачовые шаровары стали элементом официально утвержденного обмундирования генштабистов РККА. Оно вообще отличалось оригинальностью - серо-зеленые кафтаны на манер стрелецких, черные бархатные воротники и петлицы, ярко-малиновые рубахи, алые фуражки и галифе. Многим генштабистам эта несерьезная аляповатая форма не нравилась. И, если верить воспоминаниям современников, из всего бутафорского реквизита офицеры носили только красные фуражки и галифе. Малиновое сукно, предназначенное для форменных рубах, дарили женам, и те шили себе эффектные платья.Помимо красных гусар и генштабистов, кумачовые шаровары носили курсанты некоторых военных училищ, например, Рязанских кавалерийских курсов, в том числе и Георгий Жуков.

К. Китайка. Герой Гражданской войны Г.И. Котовский. 1948 год. На фронте отношение к юным курсантам и штабным офицерам в красных шароварах было порой негативным. Бойцы их называли уничижительно "красноштанниками". Жуков, только что окончивший курсы и прибывший в свою новую часть, был встречен убийственными словами командира полка: "Мои бойцы не любят командиров в красных штанах". Молодому командиру пришлось объяснить своим подчиненным, что эти шаровары ему выдала Родина и других у него нет.Негативное отношение к "красноштанникам" сквозит и в записках Исаака Бабеля. Штабных офицеров он называл "красными штанами", "мелкими штабными душонками". И этим выражал общее мнение бойцов Первой конной, с которой писатель участвовал в советско-польской войне.

А. Вахрамеев. Заигрывание с милиционером. 1920 год. Отрез сукна в наградуГражданская война - время противоречивое. "Красноштанников" не любили. Но одновременно кумачовыми революционными шароварами награждали за доблесть. Но почему вручали штаны? Ответ простой. Наградная система Красной армии только формировалась. Бойцы были плохо одеты и обуты. Получить орден, конечно, почетно. Но практичнее получить от командира хорошую добротную вещь. И потому красноармейцев часто награждали часами, сапогами, седлами, бекешами, рубахами, отрезами сукна или плотного шелка. Некоторых поощряли даже антиквариатом. Историк Андрей Ганин в книге, посвященной генштабистам РККА, упоминает золотую табакерку Екатерины II, которую вручили одному из видных военспецов Красной армии братьев Раттэлей.В Первой конной армии Семена Буденного практиковалось награждение красными шароварами. Известно, что усатый командарм лично выдал доблестному кавалеристу Константину Недорубову революционные галифе за героизм, проявленный в боях с Врангелем. Эту же награду получил командир 2й батареи 6го конно-артиллерийского дивизиона Наливайко - "за преданность революции и умелое командование батареей".

10Ноя

1917-2017. Штаны или орден?

Сейчас многие эти предметы кажутся забавными. Но они рассказывают о событиях, которые сто лет назад были какими угодно, только не смешными. Красные революционные шаровары, агитационная посуда — эти раритеты хранились в волгоградских семьях, теперь гордость музея.

Фото Александр Кирьянов

Листовки и плакаты, награды и оружие, фотографии и документы того времени представляют трагедию населения России, попавшего в топку революции и гражданской войны. Куратор выставки, заведующая отделом истории края Ирина Талдыкина рассказала мне о самых интересных экспонатах. Все эти предметы сегодня показывает Волгоградский областной краеведческий музей на выставке «Россия на историческом повороте» (из истории двух революций 1917 года).

Красные галифе

Чем только не награждали – орденами и медалями, оружием, часами, одеждой. Все поснят «красные революционные шаровары» красноармейца Трофимова из фильма «Офицеры»… А почему награждали именно штанами, а не медалями и орденами? Красные галифе выдавались немногим отличившимся в боях красноармейцам. Носившие их выделялись из толпы, имели привилегии. Во избежание мошенничества (!) к брюкам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.

Красные галифе приравнивались к ордену Красного Знамени. Вот так – или штаны, или орден.

— Галифе кумачового цвета поступили в краеведческий музей в 1968-м от Затямина Тимофея Яковлевича, участника гражданской войны на Украине, уроженца села Салтынь Урюпинского района, — рассказала Ирина Талдыкина, — После Гражданской он был на партийной работе в Урюпинском районе Сталинградской области.

В Киеве после ухода немцев в 1918-го на складах осталась униформа австрийских гусар. Доказано – красные галифе именно из этой униформы использовались для награждения. Если бы владелец таких штанов попал в руки белогвардейцев, расправы было бы не миновать. В стречаются упоминания, что лично Троцкий награждал такими красными галифе.

Агитационный фарфор

Сервиз с надписью РККА – Рабоче-Крестьянская Красная армия. Попал в музей в конце прошлого века. Передан в дар жителями уже Волгограда. Первая агитационная посуда выпускалась еще в 1920-е, но такой в музее нет. Это — 1930-е.

Интересна история статуэтки красноармейца. Ее выкопала на своем огороде Сталина Александровна Ямщикова из села Песковатка Дубовского района Волгоградской области. Три года назад предмет был передан в дар краеведческому музею.

Посуду с изображением Ленина стали выпускать сразу после его смерти. Этот фарфор тоже 1930-х.

Награды Белого движения

Материал для выставки предоставил один из самых известных волгоградских специалистов по Гражданской войне и Белому движению Виктор Викторович Комягин. Например, п одлинную полковую икону «Вмч. Георгий Победоносец», п огоны младшего унтер-офицера Корнилова, бомбардира Корнилова, унтер-офицера Марковского пехотного полка, капитана Корнилова, вольноопределяющегося Алексеевского пехотного полка. Шевроны, нашивки, форму корниловского штабс-капитана.

Конечно, награды и знаки.

  1. Орден Бермонтт-Авалова.
  2. Орден «2-ой поход на Петроград».
  3. Крест «Спасение Дона».
  4. Знак ордена «Особождение Сибири».
  5. Крест Екатеринославского похода.
  6. Крест «Особого Манчжурского отряда» 2 ст.
  7. и 12. Знак первого Кубанского (Ледяного) похода 1 и 2 ст.
  8. Крест «За степной поход».
  9. Крест для моряков, эвакуированных в Бизерту.
  10. Крест для воинов, эвакуированных на остров Лемнос.
  11. Кокарда унтер-офицера.

1. Знак первого Кубанского (Ледяного) похода 2 ст. на владимирской ленте. 2. Крест «Особого Манчжурского отряда» 1 ст. 3. Крест Бермонт-Авалова 1 ст. 4. Крест «За Великий Сибирский поход» 1 ст. 5. Крест похода генерала Бредова. 6. Медаль дроздовцев. 7. Крест Булак-Булаховича. 8. Крест «Особого Манчжурского отряда». 9. Крест «Освобождение Сибири». 10. Крест «Особого Манчжурского отряда» 1 ст. 11. Крест Бермонт-Авалова. 12. Кокарда Бермонт-Авалова. 13. Крест для чинов яхты «Лукулл». 14. Крест для воинов, эвакуированных в Галлиполи.

На выставке можно посмотреть материалы о председателе Царицынского совета рабочих и солдатских депутатов, первом городском голове Царицына С. К. Минине; организаторе и руководителе Царицынского пролетарского Красного хора И. М. Перегудове; экспонаты из частных коллекций по истории красного и белого движения, уникальные музейные предметы по истории частей особого назначения (ЧОН) Царицынской губернии; подлинные знамена, оружие, награды и знаки, царицынские боны «мининки», революционные газеты.

Выставка «Россия на историческом повороте» работает в Волгоградском областном краеведческом музее со 2 ноября 2017 года до конца 2018 года.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png