Классный час, посвященный Дню Первого Президента Республики Казахстан.

«Президент – лидер нации»

Цель : дать представление о деятельности Президента РК – Назарбаева Н.А. Развивать понятие “Родина”, формировать целостное представление о Республике Казахстан, как о стране с богатыми природными ресурсами, с многообразием растительного и животного мира, прививать любовь к языкам, уважение к народам, проживающим в Казахстане, развивать познавательную активность, мышление и память, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: рисунки детей, карта Казахстана, шары, символы РК, портрет Президента, книжная выставка, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход классного часа

Звучит Государственный гимн РК.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшний классный час начнём с загадки.

Отгадайте о чём идёт речь?

Всегда тепла родная сторона,
Добром и светом помнится она,
И мне, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана.
Как не любить её мне всё сильней!
Ведь шесть Германий уместится в ней!
Алтай – начало, Каспий – окончанье.
Вот где лежит гнездо судьбы моей!

2. Круг приветствия “Прогноз погоды”.

3. Беседа.

О чём шла речь в стихотворении – загадке?

Правильно в стихотворении говорится о нашей Родине – о Казахстане.

Давайте немного вспомним о ней.

На карте есть республика такая,
Великая, могучая, родная,
Казахстан – это имя страны,
Казахстан - это имя весны,
Казахстан - это имя свободы,
Казахстан - это солнечный свет,
Казахстан - это крылья побед!

Она велика от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она же Европа, она же и Азия
И волны Урала, и всплеск Иртыша.
Родная земля,- молодая и древняя, -
Пою о тебе и тобою живу!

На север взгляну – вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю – ветры сушат траву,
Есть всё у тебя: и леса, и озёра,
И синие глуби натруженных рек,
Бескрайние степи, высокие горы.
И я – твой хозяин, и твой человек!

А вы ребята, знаете стихотворения о Родине?

4. Учитель:

Поистине велика казахстанская земля. Здесь в мире и согласии живут уже целое столетие более 120 национальностей. В нашем государстве проживает более 16 миллионов человек! Все народы равноправны! И все мы живём в общем доме, под единым шаныраком.

5. Разминка “Нам хорошо”.

В Казахстане мы живём, (руки в стороны)
Есть у каждого свой дом,(руки домиком)
Есть работа,(кулачок об кулачок)
Есть друзья, (хлопаем в ладоши)
Мама, папа, есть и Я! (Обнимаем себя)

6. Интеллектуальная игра “Я знаю Государственные символы”.

У каждого народа символы, связанные со своей историей, традицией и культурой. Имеются они и у Казахстана. Это Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. Граждане РК обязаны уважать Государственные символы.

Итак, мы начинаем игру, посвященную Государственным символам РК.

Правила игры:

Класс разделён на две команды. У первой команды жетоны голубого цвета, у второй – жёлтого. Если команда правильно ответила на вопрос, то ей разрешается опустить в копилку жетон. По окончании игры, копилку вскрываем и жетоны подсчитываем. Какой команды жетонов больше окажется в копилке, та команда и победила.

Вопросы о флаге.

1. Какую форму имеет флаг РК?

2. Назовите размеры флага.

3. Продолжите “Голубой цвет флага считается олицетворением…”

4. Что символизирует солнце с расходящимися лучами?

5. Какая деталь флага знакомит с культурой и национальными обычаями казахского народа?

6. Парящий орёл на флаге РК символизирует…

7. Что выражает золотой цвет орнамента, орла и солнца?

Вопросы о гербе.

1. Какую форму имеет герб РК?

2. Легендарные кони это…

3. Цвет государственного герба Республики Казахстан?

4. Какое слово написано внизу герба?

Вопросы о гимне.

1. Г имн Республики Казахстан начинается со слов:

А) серебро, Б) небо, В) золото.

2. Какое действие должны совершать граждане РК при звучании Гимна РК?

4. Когда композиции “Мой Казахстан” был присвоен официальный статус гимна? (2006 г. Инаугурация Президента)

Вопросы для тестирования. “Да, нет”

1. Столица РК – Москва. -

2. На флаге РК изображены орёл и солнце. -

3. Наш флаг зелёного цвета. -

4. В гербе есть изображения оленя. -

5. В изображении герба есть шанырак и уыки.

8. Президент РК – Н.А.Назарбаев. -

9. В гимне 2 куплета. -

Подведение итогов игры. Жюри вскрывает копилку. Подсчитывают жетоны. Награждают победителей.

7. Рассказ учителя о Президенте РК.

“Наш Президент выбрал правильный путь,
Смело сумел далеко заглянуть.
Знал Назарбаев, как плавится сталь,
Верил в народ и заветную даль …”

Но говоря о государстве, невозможно промолчать о главе государства – Президенте РК – Н.А.Назарбаеве. Слово президент в переводе с латинского, означает “сидящий впереди”! Президент следит, чтобы не нарушались законы Конституции, Президент охраняет суверенитет государства! 1декабря 1991г. Н.А.Назарбаев стал первым Президентом суверенного Казахстана. И уже много лет Назарбаев является первым Президентом нашего государства, благодаря этому растёт благосостояние нашей страны, строятся спортивные комплексы, детские сады, школы, развлекательные центры, оздоровительные комплексы.

1. Историческая справка

Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области КазССР в семье Абиша и Альжан, которые работали в сфере сельского хозяйства. Происходит из рода шапрашты Старшего жуза

В 1960 - окончил ПТУ № 22 г. Днепродзержинск В 1967 окончил ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате.

Трудовой путь начал в 1960 рабочим стройуправления треста “Казметаллургстрой” в г. ТемиртауКарагандинской области. Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе, диспетчером, газовщиком.

В 1973 был избран секретарем парткома Карагандинского металлургического комбината.

В 1977- секретарь Карагандинского обкома партии..

В 1984 - Председатель Совета Министров Казахской ССР.

С апреля 1990 - Президент Казахской ССР.

1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н. А. Назарбаев получил поддержку 98,7 % избирателей.

16 декабря 1991 Верховный Совет Казахской ССР принял Закон о государственной независимости Республики Казахстан, страна переименована в Республику Казахстан, соответственно, Н. А. Назарбаев стал президентом Республики Казахстан.

15 июня 2010 за Назарбаевым официально закреплён статус Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации.

3 апреля на досрочных президентских выборах в четвёртый раз был переизбран Президентом Казахстана до декабря 2016 года. Согласно Конституции РК (ст.42, п.5) одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, но это ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.

2. Детство Нурсултана. Семья

Нурсултан Назарбаев с детства знал свою родословную до двенадцатого колена. Прямым предком Нурсултана в восьмом колене был Карасай батыр, который в 1640-1680 годы совершил множество подвигов в войне с джунгарами.

Дед Нурсултана - Назарбай был бием и по документам Центрального архива Казахстана в 1880-е годы был зажиточным человеком, владел водяной мельницей и “арыком, проведённым к ней 100 сажень длиной”. А также, Н. Назарбаеву с молодых лет тоже было досконально известно родословные шежире по материнской линии.

Жена - Назарбаева Сара Алпысовна - инженер-экономист. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд “Б?бек” (“Малыш”). У Н.Назарбаева три дочери: Дарига, Динара, Алия, семь внуков и два правнука.

В 2011 году на экраны вышло несколько фильмов, запечатлевших образ Нурсултана Назарбаева в кинематографе. Фильм “Небо моего детства” посвящен детству и юности первого президента Казахстана

3. Интересные факты

    Рекордсмен по нахождению во власти среди постсоветских стран. С 1989 года находится на посту первого лица республики. Один из самых старых руководителей среди стран бывшего СССР - 72 года. Старше него только Ислам Каримов. Также Узбекистан и Казахстан - единственные страны в бывшем СССР, где главное лицо не менялось со времён получения независимости.

    День его рождения совпадает с государственным праздником День Столицы . А 7 мая - день рождения Дариги и День? Защитника Отечества. Оба являются выходными днями.

    Ему поставлены памятники в Президентском парке в Алма-Ате и в Анкаре.

    Его имя носят улицы в Иордании и Турции, а также университет, школы и пик

4. Увлечения

    Большой теннис.

    Горнолыжный спорт.

Назарбаев награжден 2 Государственными наградами СССР, 36 Наградами иностранных государств, 10 Казахстанскими юбилейными медалями. Имеет

Свыше 20 Научных звания, 5 почетных звания, в том числе “Человек года” и “Человек века”. Является Почётным гражданином 7 стран и городов, награжден 28 общественными наградами

8. Рефлексия:

Что вы интересного узнали?

Что для вас было важным?

Что для вас было новым, неизвестным?

9. Заключение.

Вы молодое поколение нашей республики. Вы хотите жить в правовом государстве?! Так сделайте всё, чтобы жизнь вокруг вас была справедливой. Соблюдайте и чтите законы РК.234

Класс: 10

Презентация к уроку








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан.

Задачи урока:

  • обобщить знания детей о государственной символике Республики Казахстан;
  • создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики;
  • развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  • воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны;
  • воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Наглядность и оборудование: символы республики Казахстан, портрет Президента, звукозапись гимна РК, плакат и рисунки учащихся на тему “Цвети, мой Казахстан”, мультимедийное оборудование, презентация, слайд-шоу “Астана – символ единства и гордость нации”.

Ход мероприятия

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя: на фоне казахской мелодии учитель читает стихи.

(Слайды 1, 2)

Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран
Кюй счастья ты наигрываешь звонко
Родной мой, лучезарный Казахстан!

Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!!!

Учитель: Такими словами, ребята, я хочу начать сегодня наш классный час, посвященный нашей необъятной Родине. Родина – это место, где мы родились и выросли. Сердце никогда не забудет нежный взгляд матери, дорогу в большую жизнь. Наша родина – Республика Казахстан. Получив независимость в 1991 году Казахстан, как суверенное государство, принял свои государственные символы. А в каком году это произошло? (4 июня 1992 года).

Правильно, ребята! Каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.

Ученик 1: Разработка официальных символов в истории становления государственной независимости Казахстана занимает особое место. В создании новых символов приняли участие все казахстанцы, и это было не столько борьбой за победу и призы, сколько ярким свидетельством казахстанского патриотизма.

Герб, Гимн, Флаг государства – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа.

Сегодня на нашем классном часу мы поговорим с вами о символах и символике РК. Давайте вначале выясним, что означают эти слова. (Слайд 3)

СИМВОЛ – 1. Предмет, действие и т. п. , служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

2. Художественный образ, передающий какую-либо мысль, переживание.

3. спец. Условное обозначение какой-либо величины, принятое той или иной наукой.

СИМВОЛИКА – совокупность каких-либо символов. (Слайд 4)

Сегодня мы будем работать с 1 значением слова символ. Есть и высокое понятие. Я хочу привести вам следующие выдержки:

1. Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются

Конституционным законом.

Статья 9 Конституции Республики Казахстан. (Слайд 5)

2. Каждый обязан уважать государственные символы республики.

Статья 34 Конституции Республики Казахстан. (Слайд 6)

Граждане республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны чтить Государственный флаг Республики Казахстан, Государственный герб Республики Казахстан и Государственный гимн республики Казахстан.

Из Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона “О государственных символах Республики Казахстан” от 24 января 1996 года. (Слайд 7)

Страница 1. О флаге Республики Казахстан

Ученик 2:

Смотрю на небо голубое,
Там высоко парит орел,
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.

Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан!
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

Учитель: Послушайте описание флага, которое дано в главе 11 ст. 4 Указа Президента РК, имеющего силу закона, “О государственных символах республики Казахстан” от 24 января 1996 г. (Слайд 8, 9)

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре – солнца с лучами, под которым – парящий орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Отношение ширины флага к его длине -1:2. Государственный флаг Республики Казахстан и его изображение, независимо от его размеров, должны в точности соответствовать цветному и схематичному изображениям эталона Государственного Флага Республики Казахстан, хранящегося в Резиденции Президента Республики Казахстан.

Глава 2 статья 4. Из указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “ О государственных символах Республики Казахстан”.

Шакен Ниязбеков – художник – конструктор. Видный скульптор – монументалист, член Союза художников Казахстана. (Слайд 12)

Работа по таблице: (слайды 10, 11)

Признаки

Символ чего?

Полотнище

Сине-голубое

Суверенитет государства

Золотое, купающееся в своих лучах

Покой и богатство

Яркие и ласковые

Царь-птица, божественная, мирно парящий, всесильный

Власть, державность, величие, гордость, свобода, зоркость, независимость, дальновидность, широта души степного народа

Символика цветов

Страница 2. О гербе Республики Казахстан

Ученик: (читает стихотворение.)

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
Но казахстанский герб украшен
Не злым орлом, оскалами зверей,
А сводом дружбы – шаныраком,
Крылом мифических коней.
Мы не грозим другим народам,
А бережем просторный дом.
Живем под синим небосводом –
Под солнца золотым лучом.
Казахстанский флан с орлом парящим
В мир несет два цвета на ветру-
Золотого солнышка сиянье,
Гордость за великую страну. (Слайд 13)

Учитель: Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. (Слайд 14) Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ вечности, жизни.

Центральным элементом герба является шанырак – верхняя сводчатая часть юрты. В мировой практике еще не встречался герб с изображением шанырака. Шанырак особо почитаем в народе. Это символ семейного благополучия, мира, спокойствия. это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надаежности его уыков (опор). Купольные жерди – уыки, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца, который символизирует источник жизни и тепла. От шанырака расходится кереге – раздвижная решетчатая основа юрты. Она символизирует единство трех жузов, обеспечивающее его прочность. Языком геральдики авторы решили изобразить миролюбивуб сущность казахов.

Ученик 1: В государственном гербе присутствует еше одна важная геральдическая деталь. Это образ мифических коней. Конь – стихия казаха. Издавна говорят: “Қазақ жылқы мінезді” (т.е. по характеру похож на коня). На гербе изображен не просто конь, а с золотыми крыльями, которые символизируют мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства.

Ученик 2: Изображение коней в государственной символике имеет давнюю историю. Несмотря на это, предложенный авторами вариант вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем он был принят. Силуэт коней означает такие понятия, как храбрость льва, зрение орла и сила воли человека. Два мифических коня, с рогами в форме полумесяца, золотыми крыльями, как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они ярко выражают идею служения общему дому – Родине.

Ученик 3: В изображении государственного герба присутствует еще пятиконечная звезда и надпись названия нашего государства – Қазақстан – на казахском языке. Звезда с давних времен используется человечеством как символ власти, света, ведущего по жизни, манящей цели, стремления к возвышенному и вечности. На государственном гербе звезда выражает и нашу заветную мечту – присоединиться к современным высокоцивилизованным обществам, быть открытыми всем государствам и народам пяти континентов.

Ученик 4: Основным цветом, используемом в государственном гербе, является цвет золота, символизирующий богатство, справедливость и великодушие, Золотой цвет удачно гармонирует с цветом нашего флага – небесно-голубым, олицетворяющим стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе, и единству со всеми народами планеты.

Работа по таблице: (слайд 15, 16)

Признаки

Символ чего?

Сине-голубой

Жизни, вечности, общей Родины

Семейное благополучие, мир, спокойствие, общий дом

Золотые, равномерно, расходящиеся от центра

Источник жизни и тепла

Золотой, раздвижная, решетчатая часть юрты

Единство трех жузов

Золотые, крылатые

Храбрость льва, зрение орла и сила воли человека

Символика цветов

Страница 3. Государственный гимн Республики Казахстан: (Слайды 17, 18, 19)

Учитель: В 1944 году композиторы Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750 проектов. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо:Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

Ученик 1: 6 января 2006 года на совместном заседании Мажилиса и сената Парламента Республики Казахстан рассматривался вопрос о новом гимне. 10 января 2006 год – день рождения нового гимна Республики Казахстан. Впервые исполнялся 11 января на инаугурации Президента Н. А. Назарбаева в Президентском Дворце “ Ак Орда”.

Ученик 2: Основой нового гимна стала популярная в народе патриотическая песня “ Менің Қазақстаным” (“Мой Казахстан”). Композитор - Ш. Калдаяков, прозванный в народе “ королем казахского вальса”. (Слайд 18)

В утвержденном официальном тексте гимна, состоящем из пятидесяти девяти слов, двадцать пять слов написаны в новой редакции. Мелодия сохранилась в прежней редакции.

(Исполняется Гимн)

4. Игра “Аукцион знаний”

А теперь мы проверим ваши знания по символам РК. (На экране таблица. Ученик выбирает номинацию и баллы)

Что представляет собой государственный флаг РК?

40 баллов

Цвет флага является своего рода носителем географической информации. Какой?

Что означает силуэт орла на государственном флаге РК?

Что означает солнце на государственном флаге РК?

Что представляет собой государственный герб РК?

Что означает образ мифических коней на государственном гербе РК?

Что означает пятиконечная звезда на государственном гербе РК?

Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербеРК?

Когда впервые была написана музыка Гимна Казахстана?

30 баллов

В каком году был принят новый гимн РК?

Когда впервые был исполнен новый гимн РК?

Почему при исполнении гимна принято вставать?

5. Подведение итогов игры.

6. Рефлексия.

Сегодня я узнал. . . . .

Мне было интересно, потому что. . .

Мне было неинтересно, потому что. . .

7. Заключение.

Учитель: Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти, выражая тем самым определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. А нам есть, чем гордиться: новая столица Астана стала символом процветания нашей молодой республики. И в завершение нашего классного часа посмотрите слайд-шоу “Астана - символ единства и гордость нации”.

Классный час «Государственные символы ­ национальная гордость».
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о нашем государстве, о символах
Республики Казахстан.
2. Развивать мышление, речь, мелкую моторику рук, творческие способности.
3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм,
согласие и дружелюбные взаимоотношения между учащимися.
Оборудование:
доска празднично украшена воздушными шарами и карта РК, карточки с флагами, с
гербами стран СНГ, карточка со словосочетаниями (Собери текст ­гимн), презентация на
тему: « Символы РК», аудиозапись гимна РК, детской песенки.
На партах у детей лежат листы бумаги, карандаши, «ладошка» (обведенная ладонь на
бумаге и вырезанная), «помощницы – листочки (для передвижений по группам)» .
Ход классного часа.
I. Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах,
иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках. Но слова «Родина», «Отечество»,
«Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном
слове – КАЗАХСТАН.
1) Читают дети (2чтеца)
Приветствуем тебя,
Наш солнечный,
Наш гордый Казахстан!
Пускай поет в твоих просторах ветер,
тебе в грядущее маршрут великий дан!
Приветствуем тебя,
Наш солнечный,
Наш гордый Казахстан!
Моя любовь, моя Отчизна,
Мой край, мой светлый дух земной!
Мой Казахстан – свободный, чистый,
цвети под солнцем и луной!
­ Казахстан – это ветер степной,
Шевелящий страницы тетради,
Это песня летит надо мной,
над равниной бескрайнею гладью.
Плод истории в наших устах
Каждым подвигом жизни овеян.
Это мой Казахстан!
Мой великий аул и живой
современник.
2) Начнем мы классный час с того, что всегда составляет гордость любого государства.
Мозговой штурм (Этот прием удобно использовать при обсуждении методики
прохождения какой­либо темы, для принятия решений по определенной проблеме).
Ученики разделены на 3 группы, каждая из которых выдвигает свои версии по проблеме.

3) Работа в группах (В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать
общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены вопросы,
обсуждение 2­3 минуты):
Найди из представленных флагов флаг Республики Казахстан.
Найди из представленных гербов герб Республики Казахстан.
Собери текст (текст разбит на словосочетания, разрезан, ученики собирают «части»).
Он призывает к дружбе и единению во имя
гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.
При исполнении гимна на официальных
церемониях присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой
стороне груди.
Ответы каждой команды заслушиваются перед всем классом. Что же является гордостью
любого государства?
Учитель уточняет тему классного часа. Звучит гимн РК.
II.
А) Дети читают стихи.

Великая, могучая, родная
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это имя свободы,

Казахстан – это крылья побед!
2. Ведь не зря флаг страны,
Словно небо без туч.
В чистой той синеве
Солнца яркого луч.
Ну, а крылья орла,
Словно множество рук

3.Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан.

Наш суверенный Казахстан.
В каждом государстве есть свои символы ­ гимн, герб, флаг. И мы без особых усилий
можем отличить одно государство от другого. Знаете ли вы когда, отмечается День
символов?
День рождения государственной символики ­ 4 июня 1992 года.
Государственные символы – символы нашей жизни, сопровождают каждого из нас на всем
жизненном пути.
Б). Их изображают …(работа в группах)
Ученики высказывают предположения: на государственных печатях, денежных знаках,
государственных бумагах и т.д.

Просмотр презентации «Символы РК».
Физминутка.
 Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
 Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
 Если уверены в своих силах, топните ногой.
 Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной
и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
 Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
 Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
 Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки
вперед.
 Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
В).
­ Вы знаете, что в самые торжественные мгновения для страны взвивается голубой стяг и
звучит гимн Казахстана. Каждый Казахстанец: и Президент, и родители, учителя, и вы,
учащиеся, испытываем уважение к символике, гордость за свою страну, за наш Казахстан.
Когда спортсмены достигают побед на спортивных площадках, они прославляют в первую
очередь свою страну, и в знак уважения, звучит гимн Государства и поднимается флаг в
честь страны, взрастившей таких спортсменов, в честь спортсмена, добившегося таких
высот.
Г). Ученики меняются в группах (по отличительному признаку: по цифрам,
геометрическим фигурам.)
 Отгадай кроссворд, прочитай ключевое слово.
1. Национальная спортивная игра (Байга)
2. Состязание акынов (Айтыс)
3. Казахский воин – герой (Батыр)
4. Основной закон государства (Конституция)
5.Первый летчик­космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
6. Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? (Ковыль)
7. Казахский народный инструмент (Домбра)
 Ответь на вопросы, используя литературу. (Для слабых обучающихся)
 Найди в толковом словаре, что обозначает слово «нация, национальная». К каждой
первой букве слова национальная подбери прилагательное, которое описывает
современный Казахстан (возможно сделать закладки детям в словаре, напечатать слова на
буквы необходимые) (Для сильных учеников).
Ответ
НАЦИЯ Историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования
общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических
особенностей культуры и характера.
Надежный
Авторитетный
Цифровой, цветущий

Интересный
Оригинальный
Новый, нарядный
Актуальный
Любимый
Ь
Нужный, неотразимый
Активный
Яркий, явный
Д) Афиширование работ перед классом. Как связаны ключевые слова 2 групп между
собой?
­ Почему называют символы РК национальной гордостью?
III. Рефлексия.
Конечно, историю страны делают люди. Люди разных национальностей. Посмотрите у нас в
классе есть и казахи, и русские, и немцы, и татары, и цыгане... Поэтому, сейчас для
сохранения мира и процветания нашей страны необходимы стабильность внутри
государства, дружба и согласие между народами, населяющими ее. Любовь к Родине,
уважение к государственным символам, патриотизм.
Читают стихи дети.
Моя Родина ­ это просторы степные,
На которых пасутся стада.
Это реки, озёра, пруды голубые,
Близ которых растут города.
Моя любовь к степному краю безгранична,
И ничего нет здешних мест милей.
Ведь Казахстан – это моя Отчизна.
Я здесь живу, я поклоняюсь ей.
Моя Родина – это красота природы,
Это счастья, любви большой океан,
Это символ богатства, символ свободы.
Моя Родина – мой Казахстан.
Что мы можем сделать для своей Родины? (опрос детей)
Подарить свои «руки золотые», старание – труд, мечту.
Выполняется панно из ладошек ­ заготовки на ватмане круг (солнце), ствол дерева, радуга,
здание.. (Дети пишут свою мечту на «ладошке», раскрашивают ее и приклеивают на ватман
­ дерево растим, птицам помогаем, строим дома)
Звучит музыка «Балбырауын» («Дорогою добра»).

Викторина «Что мы знаем о своей стране?»
Описание: Данную викторину можно провести как мероприятие по патриотическому
воспитанию.
Принимают участие все ученики класса. Можно даже организовать викторину со всеми
учениками начальных классов. Потом подвести итог.
Цель: воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
­развивать познавательный интерес;
­расширять кругозор учащихся;
­прививать любовь и уважение к Родине, к государству, символике Республики Казахстан.
Оборудование: индивидуальные листы для ответа на вопросы викторины, можно
подготовить презентацию или подобрать иллюстративный материал по вопросам
викторины.
Ход викторины.
Вступительное слово учителя.
Мой Казахстан, моя земля!
Сады сбегают вниз по горным склонам.
Там, где пшеницы, колосятся хлебные поля,
Где тучный луг лежит ковром зелёным.
­ Ребята! Сегодня мы проведём викторину «Что мы знаем своей стране?» Вам предлагается
пятнадцать вопросов, на каждый вопрос даётся четыре варианта ответа. Вам нужно
выбрать правильный ответ.
Вопросы викторины.
1. Как называется наша Республика?
A. Россия
B. Казахстан
C. Туркменистан
D. Узбекистан
2. Назовите столицу Республики Казахстан.
A. Караганда

B. Алматы
C. Москва
D. Астана
3. Какого цвета Государственный флаг Республики Казахстан?
A. Голубого
B. Красного
C. Трехцветный (белый, синий, красный)
D. Желтого
4. Кто изображен на Государственном гербе Республики Казахстан?
A. Двуглавый орел
B. Тулпар (мифический конь)
C. Голубь
D. Человек
5. Как зовут Президента Республики Казахстан?
A. Путин В.В.
B. Назарбаев Н.А.
C. Пушкин А.С.
D. Назарбаева С.А.
6. Традиционное жилище казахов.
A. Изба
B. Замок
C. Юрта
D. Хижина
7. Казахский музыкальный инструмент.
A. Домбра
B. Гармонь
C. Балалайка
D. Гусли
8. Герой казахских народных сказок.
A. Алдар­Косе
B. Иван­дурак
C. Емеля
D. Буратино
9. Чем славится город Караганда?
A. Чистотой
B. Добычей угля
C. Рыбой
D. Известняком
10. Что такое флаг, герб, гимн для государства?
A. Символы государства
B. Памятники истории
C. Монеты
D. Музейные экспонаты

11. Какое из этих животных встречается в Казахстане?
A. Сурок
B. Слон
C. Олень
D. Белый медведь
12. Ишим – это …
A. Река
B. Город
C. Гора
D. Озеро
13. Какой из этих городов не входит в Республику Казахстан?
A. Омск
B. Караганда
C. Алматы
D. Актобе
14. Денежная единица Республики Казахстан.
A. Рубль
B. Тенге
C. Зайчики
D. Доллар
15. Южная столица Республики Казахстан.
A. Астана
B. Караганда
C. Алматы
D. Павлодар
Ответы.
1. Казахстан
2. Астана
3. Голубого
4. Тулпар (мифический конь)
5. Назарбаев Н. А.
6. Юрта
7. Домбра
8. Алдар­Косе
9. Добычей угля
10. Символы государства
11. Сурок
12. Река
13. Омск
14. Тенге
15. Алматы
При проверки викторины по каждому вопросу проводится небольшая беседа. Ребята
поясняют свои ответы.
Учитель.

Велика и прекрасна наша Родина­ Республика Казахстан! Любите её, берегите и
приумножайте её богатства! Ведь всем вам предстоит жить и работать в этой прекрасной
стране!







Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к
свободе, глубокие корни и чаяния о будущем.

прекрасной земле.
Существуют правила прослушивания гимна.


1. Национальная спортивная игра.___________________________________________
2. Состязание акынов._____________________________________________________

3. Казахский воин – герой. ________________________________________________
4. Основной закон государства._____________________________________________
5.Первый летчик­космонавт Республики Казахстан._____________________________
6. Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? ______________
7. Казахский народный инструмент.____________________________________
Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к
свободе, глубокие корни и чаяния о будущем.
Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и
прекрасной земле.
Существуют правила прослушивания гимна.
При исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны вставать и
прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.
1. На карте есть республика такая
Великая, могучая, родная
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это имя свободы,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!
2. Ведь не зря флаг страны,
Словно небо без туч.
В чистой той синеве
Солнца яркого луч.
Ну, а крылья орла,
Словно множество рук
Тех народов, что в том государстве живут.
3.Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан.

















































































Классный час «Символы открытости, мира и согласия»

Тема: «Символы открытости, мира и согласия»

Цели: Обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по государственной символике Республике Казахстан. Расширить кругозор учащихся о символах государства, способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, любви к своей стране.

Звучит гимн.

Ведущий: Если сложить лист пополам, на нём останется линия сгиба, значит бумага имеет память. А есть память у камня, цветка, дерева? А у человека? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей родиной? Мы должны быть патриотами своей страны, а не теми кто не помнит родства. Сегодня мы с вами проведём конкурс о Государственных символах Республики Казахстан.

Учащиеся разбиваютя на две группы.

1 конкурс. Викторина. (За правильный ответ один жетон)

Учитель: Я хочу вам предложить викторину для того, чтобы вы еще раз вспомнили те события, которые происходили в прошлом в истории Казахстана. Эта викторина поможет вам узнать еще больше.

1. Что изображено на государственном флаге Казахстана? (Золотое солнце с палящим орлом в центре и полоска национального орнамента вдоль древка)

2. Что символизирует изображенный на гербе шанырак? (Отчий дом, очаг, мир)

3. Назвать дату рождения независимого Казахстана. (16 декабря 1991 года )

4. Назвать государственную символику Казахстана. (Герб, флаг, гимн )

5. Кто является верховным главнокомандующим в РК? (Президент Н.А.Назарбаев)

6. Выдающийся казахский писатель, поэт- просветитель, создатель литературного казахского языка, обогатил казахскую литературу переводами из русской классики. (Абай Кунанбаев)

7. Казахи вели в древности кочевой образ жизни. Как назывались летние пастбища? (джайляу )

8. Как называется у казахов соревнование двух певцов? (Айтыс )

9. Какое курортное место называют казахстанской Швейцарией? (Боровое)

10. Крепость «Верный», затем город. Как называется этот город сейчас? (Алматы)

11. Казахстан богат полезными ископаемыми. Назовите крупнейший угольный бассейн в Казахстане? (Караганда)

12. Кого из космонавтов-казахстанцев вы знаете?

(Шаталов, Викторенко, ТалгатМусабаёв, ТохтарАубакиров).

13.Когда прозвучал впервые Государственный гимн Казахстана? (11 декабря 1992 года)

14. Кто является создателем флага Казахстана?(Художник ШакенНиязбеков)

Ведущий: В ходе игры мы вспомним основные понятия и характеристики символов нашего государства.

Итак слово «гимн» происходит от греческого – торжественная хвалебная песнь, ода на стихи программного характера. Глубоко эмоциональный окрас государственному гимну придаёт его пафос – страстное воодушевление, подъём, патриотическое чувство, объединяющее людей в их истинной любви и преданности своему отечеству. Ведь подлинный патриотизм основан на стремление к общечеловеческим ценностям: миру, добру, любви и красоте. Гимны прославляют независимость. Свободу, мощь, единство и процветание суверенных государств, это в полной мере отражено в Государственном гимне Казахстана. В куплетах гимна поэтична отражена вся жизнь казахского народа. В нём говорится и о трудностях, которые пережил казахский народ за свою историю, и о героической борьбе за свою независимость. В тексте гимна отражена широта казахских степей, величие народа, провозгласившего мир и дружбу, вера в счастливое будущее.

2 конкурс: Кроссворд. За каждое правильное отгаданное слово – один жетон

По горизонтали:

1. В каком документе утверждены государственные символы РК? (Указ)

2. Новый год по восточному календарю. (Наурыз)

3. Древнейший город Казахстана, отметивший свой 1000-летний юбилей? (Туркестан)

6. Местный представительный орган. (Маслихат)

7. Мифологические скакуны, изображённые на гербе Казахстана. (Тулпар)

11. Глава государства, символ и гарант единства народа и государственной власти. (Президент)

14. Руководитель города, района, области.(Аким)

15. Животное – символ Казахстана. (Барс)

По вертикали:

4. Что является геральдической основой герба Казахстана? (Шанырак)

5. Царица саков. (Томирис)

8. Герб, флаг, гимн – одним словом. (Символ)

9. Матерчатый знак государства. (Флаг)

10. Избранник народа. (Депутат)

12. Отличительный знак государства. (Герб)

13. Основной закон государства. (Конституция)

4 10 13

1 12

2 11

3 5 9

6 8

Ведущий: Слово герб происходит от немецкого Erbe – «наследство» и польского herb – «эмблема» и обозначает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение. Герб изображается на знамёнах, печатях, монетах, архитектурных сооружениях, произведениях искусств, книгах и так далее. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры существовал герб шумерских государств – орёл с львиной головой. Змея Египта, орёл Персии, двуглавый орёл Византии – животные олицетворяли определённые качества. Лев – это сила, мужество великодушие. Леопард – это сила, храбрость, отвага. Волк, Медведь – предусмотрительность, олень – быстрота, лисица – ловкость, хитрость, собака – преданность, повиновение, кошка – независимость, бык – плодородие земли, овца – кротость, петух – символ боя, пчела и муравей трудолюбие.

Выступление учащегося (О гербе Казахстана.Смотри приложение)

3 конкурс. «О чём рассказали флаги»

Учащиеся получают карточки с расшифровкой цветов и символов флага и карточки с названием цвета или символа. Необходимо соединить обе карточки.

Голубой цвет

Цвет древнетюркского божества Тенгри

символизирует духовную жизнь, олицетворяет

безграничные дали. Он вызывает ассоциации со

Вселенной, с божественной мудростью,

совершенством, верностью.

Орёл

Символ богов их посланник, символ власти и

державности, прозорливости, щедрости, зоркости.

Орнамент

След языческого поклонения культу Овна, золотого

руна, сочетает в себе, основные узоры

традиционного искусства казахов.

Солнце

Олицетворение покоя и богатства, мира, дружбы и

сотрудничества между народами.

Ведущий: Флаг – символ или знак, сделанный из ткани. Сама идея флага возникла уже давно, Первые флаги появились у китайцев и индейцев около 3000 лет назад.

У каждого народа свой близкий ему национальный цвет. Он выражает природу, человеческий характер, его веру. Наш казахстанский флаг голубой. Голубой цвет – цвет неба, воздуха, воды, цвет радости счастья, радушия, человеческой чистоты. Первый Тюркский каганат в 6 веке почитал голубой цвет. У тюрков были голубые шатры, а предводители носили одежду голубого цвета. В связи с этим святое наших предков «борилибайрак» или флаг, называли ещё «Кок асаба», «Поднебесный». Под этим знаменем они храбро сражались со своими врагами, отстаивали свои земли от набегов.

Выступление учащегося (О флаге Казахстана)

4 конкурс. «Пословицы»

Нужно найти из предложенных вариантов конец пословицы.

Кто не знает своего народа

тот не может быть баем

Кто сам молодец

того не спрашивай о происхождении

У нового судьи не ищи правосудия

у нового богача не бери взаймы

Хороший совет -

половина счастья

Драгоценность в камнях,

а ум у молодёжи

Нет знаний без учения,

нет жизни без знаний

Украшение земли –хлеб,

украшение человека … знания

Корова не понимает, когда её гладят

плохой человек не ценит уважения

Чем быть султаном на чужой земле,

лучше быть бедняком на Родине

Ведущий: Символы нашего государства есть неоспоримое свидетельство суверенитета и независимости Казахстана, единство народа и власти. Они выражают определённую государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремлённости к общечеловеческим ценностям. Символы Казахстана олицетворяют прошлое, настоящее и будущее страны, отражают её особенности, идеи, принципы. Казахстан – наша общая Родина, и её проблемы должны беспокоить всех. Любовь и уважение к своей стране начинается с уважения государственных символов, которые служат для всего многонационального народа.

За последние5 веков народ пережил 300 народно–освободительных воин и восстаний. Включая и декабрь 1986 года, ставший последним аккордом в борьбе за независимость. И вот уже 20 лет наша страна шагает по своей новой замечательной жизни, самостоятельно ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику.

Будем достойными гражданами своей страны, уважающими символы своего отечества, уважающими законы нашей страны.

Приложение.

(изображение согласно СТ РК 989 - 2008)

Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись "Қазахстан". Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических крылатых коней, а также надписи "Қазахстан" - цвета золота.

В основе Государственного герба Республики Казахстан лежит шанырак. Он стал сердцем герба.

Это очаг, целостность мира, символ первоосновы государства семьи.

Крылатый тулпар образ бессмертия, бесконечное развитие и духовное богатство народов, проживающих в Казахстане под одним шаныраком. Тулпар - символ сохранения строя суверенного Казахстана. Крылатый тулпар это полет, места, молодое поколение, с которым связаны надежды.

Пятиконечная звездочка венчает герб. Укаждого человека есть своя, путеводная звезда. Такая звезда должна быть и у государства.

(изображение согласно СТ РК 988 - 2007)

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка - национальный орнамент в виде вертикальной полосы. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента - цвета золота. Соотношение ширины Флага к его длине - 1:2.

Голубая одноцветность Государственного флага Республики Казахстан отражает не только приверженность идее единения, но и напоминает о безоблачном небе, которое всегда и у всех было олицетворением мира спокойствия и благополучия. На языке геральдики голубой цвет, его оттенки соответствуют таким человеческим качествам, как честность, верность, надежда. Золотое солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет покой и богатство, а степной орел щедрость и зоркость, высоту помыслов казахстанцев.

Текст

Государственного гимна Республики Казахстан

Слова ЖумекенаНажимеденова, Нурсултана Назарбаева

Алтын күнаспаны,

Алтын дәндаласы,

Ерліктіңдастаны,

Елімеқарашы!

Ежелден ер деген,

Даңкымызшықтығой.

Намысынбермеген,

Қазағыммықтығой!

Қайырмасы:

Меніңелім, меніңелім,

Гүліңболыпегілемін,

Жырыңболыптөгілемін, елім!

Туғанжерімменің – Қазақстаным!

Ұрпаққажолашқан,

Кеңбайтақжерім бар.

Бірлігіжарасқан,

Тәуелсізелім бар.

Қарсыалғануақытты,

Мәңгілікдосындай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

Қайырмасы:

Подстрочный перевод текста

Государственного гимна Республики Казахстан:

В небе золотое солнце,

В степи золотое зерно.

Сказание о мужестве – моя страна.

В седой древности

Родилась наша слава,

Горд и силен мой казахский народ.

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Родина моя – мой Казахстан.

У меня простор неоглядный

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый,

Сплоченный, единый народ.

Как извечного друга

Встречает новое время

Наша счастливая страна, наш народ.

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя – мой Казахстан. (Музыка ШамшиКалдаякова)

Северо- Казахстанская область

район имени Г.Мусрепова

с. Ставрополка

КГУ «Ставропольская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Касьяненко Нина Григорьевна

Цель: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан

Задачи:

– обобщить знания учащихся о государственной символике Республики Казахстан

– создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики.

– развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.

– воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны.

– воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход классного часа:

Звучит Государственный гимн Республики Казахстан.

Учитель.

Республика Казахстан – наш родной край, наша Родина. На этой земле с древних времён жил казахский народ. Казахи пасли скот, занимались земледелием, защищали свою Родину от врагов. Они смогли сохранить свою землю для своих потомков, а значит и для нас.

Очень долгим был путь казахстанского народа к своей свободе. История уходит корнями вглубь тысячелетий. Но, преодолев трудности, Казахстан в 1990 году обрёл Независимость.

В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан. Теперь

У казахов своя земля,

Свои земли на все времена.

(видеоролик)

Ученик:

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Ведь одним из первых шагов возникшего государства является обретение им своего флага, герба и гимна. Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны.

На Знамени – орел несет светило,

И в сердцевине герба – шанырак

Так в суверенном мире наша сила

И в давней дружбе – благодарный знак.

Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

Есть слово гордое “Казах”,

В нем воплотилось государство

С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,

Язык, в котором мудрость нации.

Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.

4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

Учитель.

Государственные символы - одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов»

Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Он способствует проникновению этой идеи в мысли и чувства людей. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века

Голубой флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и герб, в центре которого находится образ шанырака, как символ общего дома для всех казахстанцев, явили миру образ нового независимого Государства под названием Республика Казахстан.

(Видеоролик о государственных символах РК)

Государственный флаг Республики Казахстан.

Учитель.

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен – скифов, только знамена были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона – с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

Как мы с вами видим происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала … треугольные.

“Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым парящий степной орел”.

Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент, олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.

Солнце - источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна - основа изобилия и благополучия.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Государственный герб Республики Казахстан.

По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шота Амана Уалиханова..

Ученик:

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты.

Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.

Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла.

Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары.

Ученик:

Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха.

Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией

Ученик:

В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты

У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”.

Государственный гимн Республики Казахстан.

“Гимн – это флаг, сотканный из слов”.

А.Тажибаев

Учитель:

Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн Республики Казахстан.

– Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан. Исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием.

В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”) с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

Ученик:

По словам поэта Тажибаева А.: “Гимн – это флаг государства, сотканный из слов”.

Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства.

Именной такой песней-символом стала песня “Мой Казахстан”, написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу.

Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.

2.Почему цвет флага голубой? (Цвет неба и земли, единство неба и земли)

3.Что означает голубой цвет? (честность, чистоту, безвинность, цвет свидетельствует о культурно- этическом единстве народа, заложена идея неделимости государства)

4.Что означает солнце на флаге?(источники жизни и энергии, символ жизни,богатства,изобилия)

5.Что означает степной орел или беркут? (орел- это государственная власть, широта и прозорливость, символ свободы, независимости стремления к цели, к высоте, полет в будущее, мощь и сила государства)

6.Для чего на флаге орнамент и какой? («кошкар-муйиз- бараньи рога»- это национальный признак государства, отличительный признак от других флагов)

7.Сколько проектов флагов было предложено? (600 проектов)

Учитель:

Итак, подводя итоги, мы можем с гордостью сказать: Казахстан-государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей. Приятно сознавать, что флаг Республики Казахстан все чаще можно увидеть на международных выставках, соревнованиях и встречах. Все больше представителей Казахстана занимают посты в разных международных организациях. Иностранцы, приезжая сюда, поражаются темпам развития Республики Казахстан.

Казахстан – государство перспективное, развивающееся. Я считаю, что в будущем он станет еще лучше, еще крепче. Миролюбивая политика государства, развитие интеллектуального и экономического потенциалов являются залогом будущего процветания.

Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.

Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.

Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный символике Республики Казахстан. Думаю, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о Государственных символах нашей Республики. Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.

А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Любите свою Родину и будьте достойными гражданами Республики Казахстан!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png