Различают два вида освящения воды - великое освящение и малое.

Когда бывает великое водосвятие

Великое водосвятие происходит только два раза в году. На день крещенского сочельника (18 января) и на само Крещение Господне (19 января). Водосвятие в сочельник происходит утром после окончания литургии, а чин великой агиасмы на Богоявление осуществляется или ночью 19 числа, или утром этой же даты, но обязательно после праздничной литургии.

Когда бывает малое водосвятие

Малые освящения воды случаются несколько раз в год. Так, на светлой () освящается пасхальная вода. Это происходит пасхальной недели, когда Церковь празднует память Божией Матери Живоносный Источник.


Малое водосвятие считается обязательным на Изнесения Честного Креста Господня (14 августа) и Преполовение Пятидесятницы (25 день после Пасхи)


В некоторых храмах чин освящения воды может осуществляться на престольные праздники или на дни памяти чтимых святых (например, святителя Николая Чудотворца). Также существует практика малого водоосвятия в день, когда совершается торжественное освящение всего храма.


Существует традиция водосвятных молебнов на чудотворных родниках и источниках. Это происходит на дни памяти чтимых святых и икон Божией Матери.


В остальные дни освящение воды в храме также может наблюдаться. Верующие люди могут заказать водосвятный молебен на котором священник по окончании литургии может совершить водосвятие.

Во время празднования Крещения Господня совершается священнодействие, являющееся одним из важнейших событий церковного года - Великое освящение воды. Оно совершается дважды. Первый раз - накануне праздника, в сочельник, в храме, в самом конце Божественной литургии. Затем - в самый день праздника, когда после Литургии принято совершать крестный ход "на Иордань", то есть на реку или на другой водоем, где и освящается весь водоем тем же чином, что и накануне. Освященная вода называется Великой Агиасмой ("святыней" - греч.) и принимается всеми христианами с подобающим благоговением, употребляется натощак (при необходимости допускается исключение из этого правила), хранится обычно в красном углу у икон в течение целого года - до следующего великого водоосвящения. "И происходит явное знамение , - писал в IV веке Иоанн Златоуст, - эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источника".

Знамение означает чудо. И хотя это чудо уникально (совершается только раз в году), оно охватывает всех и прикасается к каждому. Не случайно в дни празднования Богоявления выстраиваются многочасовые очереди - весь народ православный приходит "за святой водичкой". В этот же день совершается первое отступление от правила - святой водой должны причащаться все, независимо от того, натощак они пришли или нет. Церковный устав специально разъясняет, что неправильно поступает тот, кто отлучает себя в этот день от принятия святой воды из-за того, что уже вкусил пищи. "Ибо благодати ради Божией она (святая вода) дается на освящение миру и всей твари. Поэтому во всяких местах, и в скаредных (нечистых), и всюду кропится, и то, что под ногами нашими".

Обычай освящения воды возник в Церкви с самых ранних времен христианства. Праздники Рождества Христова и Крещения сохраняют в жизни Церкви древнюю связь, образуя единое празднование святых дней - "святок" - от Рождества до Крещения. И так же, как в Пасху, в эти дни - и в Рождество, и в Крещение - на Литургии вместо "Трисвятого" поется песнь для новокрещеных: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Если же мы сравним два чина - освящение воды в таинстве Крещения и освящение воды в праздник Богоявления (Великое водоосвящение), то обнаружим, что они практически совпадают, за исключением помазания воды святым елеем (при Крещении), которое соответствует крестообразному погружению креста при Великом водоосвящении.

В новозаветном откровении через воду подается дар новой жизни: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Теперь она становится священной, источником не только очищения, но и возрождения, и обновления жизни, и освящения. Теперь она носитель благодати Святого Духа, Который делает ее Великой Агиасмой. Церковь принимает в этом вселенском водоосвящении непосредственное участие: и когда призывает Христа, освятившего Своим сошествием в Иордан водное естество, вновь освятить нас и воды (стихира на "И ныне" Последования Великого освящения святого Богоявления), и когда окропляет весь круг жизни человека - дома, поля и даже "скаредные места".

В Крещенском водоосвящении само вещество, сама материя богозданного мира восстанавливается в том значении, какое она имела до грехопадения. "Она не отделяет человека от Бога, а, напротив, есть путь и средство к соединению с Ним, она не владычествует над человеком, а, напротив, сама служит ему…

Вода не сама по себе имеет значение, не есть она и просто "символ". Но освященная , то есть действительно исполненная Духом Святым, она получает силу Христову, и в ней человек действительно соединяется со Христом и весь - душою и телом - обновляется для новой жизни" 1 .

В чинопоследовании Великого водоосвящения отметим его кульминационный момент: при пении тропаря праздника "Во Иордане крещающася Тебе, Господи" происходит троекратное погружение в освящаемые воды креста - символа присутствия здесь и сейчас Самого Иисуса Христа, когда-то погрузившегося (буквальный перевод "крестившегося") в Иордан и теперь так же сходящего и погружающегося Своим Знамением (Знаком) по молитве и священнодействию Церкви, и Собой освящающего воды.

Чин освящения в сочельник и в праздник Крещения один и тот же. Единственное условие, которое предъявляется к освящаемой воде, - пресность и чистота. Поэтому всякая вода, освящаемая в храме или водоеме, является Великой Агиасмой и употребляется во всех случаях, независимо от дня освящения.

1 Прот. Александр Шмеман. Издание Церковного вестника Западно-Европейского Православного Русского Экзархата в Париже в 1951 году


О Богоявлении
Автор: протоиерей Игорь Гагарин
На первый взгляд, связь не особенно очевидна. Исторически эти два события разделяются тридцатью годами. Связь в другом - очень тесно сплетены между собой те истины, о которых напоминают верующему сердцу названные праздники. Ведь о чем говорит нам Рождество? О том, что Бог рождается в человечестве. А что для нас Крещение? Я говорю даже не о празднике, а о Таинстве Церкви: Крещение - это когда человек рождается в Бога.


Вопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем же тогда священник освящает воду в этот день?
В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещеным и носить крестик?
Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то что с ней делать?
Ответы священника на эти и другие вопросы, волнующие наших читателей.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В христианской традиции существует множество обрядов и действ, направленных на помощь страждущим. К ним относятся и так называемые требы – небольшие службы, проводимые по просьбам прихожан. Наиболее распространенные требы – это молебны. Их проводят как в большие церковные праздники, так и в обычные дни, ими часто завершают особые, торжественные и повседневные богослужения. Одной из важнейших треб для православного верующего выступает водосвятный молебен, что это такое и почему эта служба так значима для многих прихожан, мы узнаем в этой статье.

Традиционный молебен с водосвятием

Как известно, наиболее важным водосвятным богослужением считается великий праздник Крещения Господня, посвященный воспоминаниям о том, как Сын Божий был крещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.

Крещенское богослужение отличается еще и тем, что в этот праздник водосвятный молебен проводится по особому великому чину освящения. Вода, освященная в этот день, называется Великая агиасма, она хранится весь год до следующего праздника Крещения. Верующие говорят, что даже спустя время такая вода совершенно не портится, не меняет запах и вкус, более того, согласно исследованиям, у такой жидкости хорошие физические и химические характеристики, отличная молекулярная структура, что, как считается, наделяет ее целительными свойствами.

Помимо великого праздника Крещения, существует еще так называемое малое освящение воды. Такой водосвятный молебен может быть проведен в любой день, согласованный со священнослужителем. Такие службы можно заказать в честь святого, именем которого назван прихожанин или в честь которого был крещен храм. В таком случае богослужение проводится в день именин. В любое другое время рекомендуют узнать, какой именно святой поможет в разрешении мирских проблем именно в этот день, и упомянуть его в молитвах.

В некоторых храмах существует традиция проводить такие службы в установленные дни, когда каждый прихожанин может принять участие в мероприятии, получить благословение, помолиться за здравие и благополучие своих близких, поблагодарить Господа за все ниспосланные им блага и радости, взять с собой частичку святой воды.

К тому же в некоторых случаях, когда верующий человек не имеет возможности посетить храм из-за болезни или по другим важным причинам, молебен с водосвятием могут провести и на дому.

Богослужение, как правило, начинается с того, что на средину церкви или дома, в котором проводится обряд, выносят стол и накрывают его тканью. Затем на стол ставят специальную большую чашу с водой, а рядом с ней кладут Распятие и Священное Писание. Если служба проводится по просьбе прихожан, то они могут написать на клочках бумаги имена своих близких и родственников, которых священнослужитель обязательно упомянет в чинопоследовании. Также перед началом водосвятного молебна принято зачитывать отрывок из Евангелия и ектению (молитвенные прошения, произносимые вместе с хором и паствой).

После того, как священник произносит молитву об освящении воды, он трижды погружает распятие в чашу, вопрошая Господа освятить жидкость. Далее диакон окропляет уже святой водой прихожан и принесенные ими емкости с водой, которые они смогут отнести к себе в дом и использовать для своих нужд.

Для чего нужна святая вода?

Некоторые прихожане, принося домой освященную воду, не знают, как с ней быть дальше, как правильно использовать и хранить святыню. Принесенную после водосвятного молебна воду можно применять следующим образом:

  • умывать и окроплять детей, чтобы избежать болезней и отвернуть дурное влияние;
  • окроплять жилье (кроме отхожих и нечистых помещений);
  • умывать больных или истощенных людей для очищения тела и души;
  • готовить пищу с добавлением святой воды;
  • пить для поддержания в себе веры и сил (воду после малого освящения можно пить ежедневно в неограниченном количестве, воду же Крещенскую рекомендуют пить исключительно натощак с небольшим кусочком просфоры).
  • Хранить емкость с освященной водой лучше всего в месте, отведенном для икон и святынь. В окружении других освященных предметов ее влияние будет лишь усиливаться.
  • Крещенскую воду, запас которой хранится целый год, не стоит помещать в бытовые шкафчики, на антресоли или другие места, где хранятся повседневные вещи или продукты, для нее необходимо выделить отдельное место.

В заключение повествования о таком богослужении, как водосвятный молебен, о том, что это такое и какое значение имеет для православных верующих, можно сказать, что в этом действе самое важное – это искренняя , идущая от чистого сердца, и только благодаря ей проявляется чудодейственная сила святой воды.

19 января - один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.

1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня).

Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только - Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - Иордани.

2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.

Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно - болезни и грех, отдельно - сглаз. Сглаз, порча и тому подобное - это суеверие. И избавляться нужно только от одного - от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол - падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное - невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей - масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды - и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

4. Вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана.

Если понимать некоторые слова (например, «днесь - то есть сегодня, сейчас - вод освящается естество...») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

5. Крещенская вода никогда не портится.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год... Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но... целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.

Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни - это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи...».

7. Ели регулярно в течение года пить крещенскую воду, можно не причащаться.

Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы - причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.


8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.

Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») - мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди - не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.

Газета «Саратовская панорама» №2 (930)

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор : «Господи, помилуй».

Священник : «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2:11-18) и Евангелие (Ин. 5:1-4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой , т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой , в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

Гермоген Шиманский

Литургика: Таинства и обряды

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png