Настоящая инструкция разработана для граждан Российской Федерации, получивших аккредитацию в соответствии с Порядком аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.06.2013 № 491 (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2013, регистрационный № 29234), и планирующих осуществлять общественное наблюдение при проведении ГИА в форме ЕГЭ в ППЭ.

Инструкция разработана на основе нормативных правовых актов и методических документов Рособрнадзора.

Общие положения

В целях обеспечения соблюдения порядка проведения ГИА общественным наблюдателям предоставляется право:

при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения общественного наблюдателя присутствовать на всех этапах проведения ГИА, в том числе в ППЭ;

направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, в Рособрнадзор, ОИВ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Общественные наблюдатели наделены рядом полномочий и обязанностей, часть из которых представлена в данной инструкции. В субъектах Российской Федерации перечень полномочий и обязанностей может быть уточнен и (или) дополнен, но не сокращен или существенно изменен.

Общественный наблюдатель должен заблаговременно ознакомиться с порядком проведения ГИА, с методическими рекомендациями Рособрнадзора, с правами и обязанностями общественного наблюдателя.

Лица, с которыми общественный наблюдатель взаимодействует при решении вопросов, связанных с проведением ЕГЭ в ППЭ на всех этапах:

члены ГЭК;

руководитель ППЭ;

должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (при наличии).

Список лиц, привлеченных к проведению ЕГЭ в данном ППЭ, включая членов ГЭК, организаторов, общественных наблюдателей и других работников ППЭ должен находиться в ППЭ (форма ППЭ -07 «Список работников ППЭ»).

Общественный наблюдатель может свободно перемещаться по ППЭ и аудиториям ППЭ. При этом в одной аудитории ППЭ находится не более одного общественного наблюдателя. Общественный наблюдатель не может вмешиваться в работу и создавать помехи организаторам, членам ГЭК (по выполнению своих обязанностей) и участникам ЕГЭ.

Общественный наблюдатель обязан соблюдать Порядок. За нарушение Порядка общественный наблюдатель будет удален из ППЭ членами ГЭК.

Этап подготовки к проведению егэ

Для прохода в ППЭ общественный наблюдатель предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также удостоверение общественного наблюдателя, где указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) общественного наблюдателя, номер и адрес данного ППЭ, дата проведения экзамена, номер удостоверения, дата его выдачи, должность лица, подписавшего удостоверение и печать аккредитующего органа. Указанные документы рекомендуется держать при себе в течение всего времени пребывания в ППЭ.

Общественный наблюдатель должен прибыть в ППЭ не позднее чем за один час до начала проведения экзамена.

В случае использования КИМ в электронном виде общественный наблюдатель имеет право присутствовать при получении членом ГЭК от уполномоченной организации данных для доступа к КИМ в электронном виде и организации печати КИМ на бумажные носители. Порядок печати КИМ в аудиториях ППЭ описан в Методических рекомендациях по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2016 году.

Общественный наблюдатель до начала экзамена должен уточнить у руководителя ППЭ и членов ГЭК процедурные вопросы взаимодействия во время и после экзамена.

Общественным наблюдателям запрещено оказывать содействие участникам ЕГЭ в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также пользоваться средствами связи за пределами штаба ППЭ.

Общественный наблюдатель до начала проведения экзамена должен получить у руководителя ППЭ форму ППЭ 18-МАШ «Акт общественного наблюдения за проведением ЕГЭ в ППЭ».

В случае присутствия в ППЭ нескольких общественных наблюдателей им рекомендуется до начала экзамена самоорганизоваться и составить план присутствия в аудиториях с указанием времени нахождения в них. Это позволит на этапе проведения экзамена исключить нарушения, связанные с присутствием в аудитории более одного общественного наблюдателя.

До начала проведения экзамена общественный наблюдатель должен обратить внимание на следующее.

В здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ, до входа в ППЭ выделяются:

а) места для хранения личных вещей участников ЕГЭ, организаторов, медицинских работников, технических специалистов и ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь участникам ЕГЭ с ОВЗ, детям-инвалидам, инвалидам;

б) помещения для представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сопровождающих обучающихся (далее – сопровождающие), и представителей средств массовой информации.

Организация помещений и техническое оснащение ППЭ:

в ППЭ присутствует не менее 15 участников ЕГЭ (за исключением ППЭ, организованных для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, в том числе ППЭ, организованных на дому, в труднодоступных и отдаленных местностях, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также расположенных за пределами территории Российской Федерации, в том числе в загранучреждениях);

ППЭ должны быть оборудованы функционирующими стационарными и (или) переносными металлоискателями. В день проведения экзамена помещения, не использующиеся для проведения, должны быть заперты и опечатаны.

по решению ГЭК ППЭ также могут быть оборудованы системами подавления сигналов подвижной связи.

В ППЭ должны быть организованы:

а) Аудитории для участников ЕГЭ.

Количество аудиторий определяется исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не более 25 участников ЕГЭ с соблюдением соответствующих требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для каждого участника ЕГЭ должно быть выделено отдельное рабочее место (индивидуальный стол и стул).

В день проведения экзамена запрещено оборудовать аудитории ППЭ техническими средствами (компьютерами, принтерами, сканерами и др.), кроме перечисленных ниже случаев, предусмотренных Порядком:

аудитории должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения и другими техническими средствами, позволяющими обеспечивать работоспособность средств видеонаблюдения 1 ;

аудитории оборудуются специальными техническими средствами при проведении ЕГЭ для участников ЕГЭ с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (при необходимости);

в случае использования КИМ на электронных носителях аудитории обеспечиваются специализированным аппаратно-программным комплексом для проведения печати КИМ. Также в аудиториях выделяются места (столы), на которых раскладываются ЭМ. Порядок печати КИМ в аудиториях ППЭ приведен в Приложении 7 Методических рекомендациях по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2016 году;

при проведении ЕГЭ по иностранным языкам с включенным разделом «Говорение» аудитории оборудуются компьютерами (ноутбуками) с установленным программным обеспечением и подключенной гарнитурой (наушники с микрофоном), средствами цифровой аудиозаписи;

аудитории, выделяемые для проведения ЕГЭ по иностранным языкам с включенным разделом «Аудирование», оборудуются средствами воспроизведения аудионосителей.

В аудиториях ППЭ должны быть:

подготовлены функционирующие часы, находящиеся в поле зрения участников ЕГЭ;

в день проведения экзамена закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам;

подготовлены рабочие места для участников ЕГЭ, обозначенные заметным номером;

подготовлен стол, находящийся в зоне видимости камер видеонаблюдения, для осуществления раскладки и последующей упаковки ЭМ, собранных организаторами у участников ЕГЭ;

подготовлена бумага для черновиков со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, из расчета по два листа на каждого участника ЕГЭ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам с включенным разделом «Говорение» черновики не выдаются).

б) Помещение (помещения) для руководителя ППЭ (Штаб ППЭ).

В ППЭ выделяется помещение (помещения) для руководителя ППЭ (Штаб ППЭ), оборудованное телефонной связью и видеонаблюдением, принтером и персональным компьютером с необходимым программным обеспечением и средствами защиты информации для автоматизированного распределения обучающихся, выпускников прошлых лет и организаторов по аудиториям для проведения экзамена (если такое распределение производится в ППЭ). Штаб ППЭ должен быть оборудован сейфом (или металлическим шкафом), находящийся в зоне видимости камер видеонаблюдения, для осуществления безопасного хранения ЭМ.

Если по решению ГЭК сканирование экзаменационных работ участников ЕГЭ проводится в Штабе ППЭ, то Штаб ППЭ также обеспечивается сканерами.

в) Медицинский кабинет либо отдельное помещение для медицинского работника.

г) Рабочие места (столы, стулья) для организаторов вне аудитории.

д) Помещения для сопровождающих, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ в день экзамена. Указанные помещения должны быть изолированы от аудиторий для проведения экзамена.

е) Рабочее место с наличием функционирующего стационарного и (или) переносного металлоискателя для сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции), а также организаторов вне аудитории, обеспечивающих вход участников ЕГЭ в ППЭ, должно быть оборудовано.

В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют:

а) руководитель и организаторы ППЭ;

б) не менее одного члена ГЭК;

в) руководитель организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо (во время проведения ЕГЭ в ППЭ находится в Штабе ППЭ);

г) технические специалисты по работе с программным обеспечением, оказывающие информационно-техническую помощь руководителю и организаторам ППЭ, в том числе технические специалисты организации, отвечающей за установку и обеспечение работоспособности средств видеонаблюдения.

д) медицинские работники;

е) ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь участникам ЕГЭ с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития, в том числе непосредственно при выполнении экзаменационной работы (при необходимости);

ж) сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции);

з) сопровождающие.

В день проведения экзамена в ППЭ могут присутствовать:

представители средств массовой информации;

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;

должностные лица Рособрнадзора и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Представители средств массовой информации присутствуют в аудиториях для проведения экзамена только до момента начала заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей экзаменационной работы.

Допуск в ППЭ всех лиц осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и подтверждающих их полномочия.

Газета13 смогла собрать группу из 11 общественных наблюдателей. Участвовать в экзамене 30 мая смогли 7. Это вызвано в том числе тем, что министерство образования согласовало наше участие 28 мая в 20:00. При этом оно совершенно спокойно аккредитовало более 300 наблюдателей, собранных с помощью административного ресурса. И в министерстве, и на пунктах проведения поначалу пытались ограничить перемещение наблюдателей одной аудиторией, но после детального изучения положения мы отбили свое право передвигаться по пункту проведения экзамена. Как выяснилось, общественные наблюдатели совершенно бесправные люди - мы могли лишь смотреть, записывать и передавать замечания уполномоченному представителю ГЭК, единственному человеку, с которым имеет право общаться наблюдатель. В большинстве пунктов организаторы не мешали списывать (кое-где даже помогали) или мешали только после нашего вмешательства. Телефоны имелись у большинства учащихся, хотя некоторые брали их на случай, если никто не будет запрещать ими пользоваться. В зависимости от активности уполномоченных, ученики либо прятали свои телефоны, либо сдавали их. Но ни на одного из них не был составлен протокол, хотя сам факт наличия телефона в пункте проведения ЕГЭ является грубейшим нарушением. Появление людей, заинтересованных в честном ЕГЭ, вызывало удивление и недоумение, но все же значительно уменьшало бардак. По ощущениям, честный ЕГЭ не нужен ни ученикам, ни организаторам, ни министерству образования Мордовии. Ниже приводим 4 подробных отчета о произошедшем на экзамене.

Наблюдатель 1:

Наблюдать ЕГЭ мне выпало в Темникове. Всего экзамен сдавало около 70 человек - 5 аудиторий. Несмотря на утреннюю прохладу, во всех аудиториях были открыты окна, под которыми дежурили родители сдающих. В процессе экзамена я пару раз через уполномоченного обращал на это внимание полиции, на что те отвечали, что приказа не пускать посторонних на территорию школы им не поступало. Первые 3 нарушителя объявились уже через пару минут после начала экзамена. Они сложили свои задания на стулья и фотографировали их под прикрытием парт и организаторов. В связи с тем, что телефоны разглядеть мне так и не удалось, все закончилось внушением от уполномоченного. В дальнейшем мной были обнаружены еще несколько человек, регулярно пытавшихся достать телефоны из карманов. Никак на них повлиять я не мог, так как если бы они даже при мне спрятали телефон в рукав - я не имел права потребовать достать его оттуда и сдать. Но моя активность все-таки имела эффект - школьники решили не рисковать с телефонами и активно начали решать самостоятельно. Зато не успокоились организаторы и местные общественные наблюдатели. В двух аудиториях они начали совершенно открыто информировать школьников о моем приближении. Тем школьникам, чьи места просматривались из коридора, это почти никак не помогло, зато третьи ряды в этих аудиториях активно нарушали порядок. В целом, мое присутствие оказало сильный успокаивающий эффект, и серьезных нарушений не было. Подозреваю, что списать удалось всего паре человек и только с помощью организаторов. Косвенным подтверждением этого были родители, которые так и простояли под окнами в напрасном ожидании заданий. Но абсолютно очевидно, что если бы меня не было на этом экзамене, то он быстро бы превратился в полную вакханалию с поголовным списыванием.

Наблюдатель 2:

Мне попалась, пожалуй, самая правильная школа. На входе всех проверяли по пропускам. Общественных наблюдателей было пять, и все наобум выбрали себе аудитории. Учеников запустили в класс, они сложили пакеты и сумки на отдельную парту. Организаторы объяснили, как заполнять бланки, написали время начала экзамена и пожелали всем удачи. Я же сел в самый угол аудитории, чтобы всех хорошо видеть. Вообще я был настроен на то, что все будут против меня, что все будут помогать школьникам, но уполномоченный оказался на моей стороне и с таким же спортивным интересом оглядывал учеников и спрашивал шёпотом, нет ли нарушений.

По ученикам было сразу понятно, кто пишет сам, а кто надеется на что-то. Это понятно и по осанке, и по взгляду. Первой попалась девочка, которая спрятала айфончик под юбкой, под правой рукой. Первая попытка сфотографировать задания не увенчалась успехом, так как я предупредил организаторов. Да, сам я никаких действий предпринимать не мог, даже разговаривать с учениками, я мог только замечать нарушения и сообщать организаторам. Если организаторы не предпринимают никаких действий, то я обращался к уполномоченному. Так вот организатор намекнул, что телефоном пользоваться нельзя, но со второй попытки девочка всё-таки сфотографировала. Я предупредил организаторов, что у девочки два варианта: или она сдаёт телефон и продолжает писать сама, или составляется рапорт, и в этом году девочка никуда не поступит. Телефон сдан, задания не отправлены, дальше только своими силами.

Надо сказать, что организаторы хоть и не получали четких указаний на помощь выпускникам (я надеюсь), но они не были бесстрастными. Они искренне верят, что делают что-то очень плохое, отбирая у засранца телефон. Шпаргалки ещё неохотнее отбирались.

За час и за полчаса до окончания экзамена были отобраны ещё два телефона. Нагло и неумело ими пытались пользоваться, надо признаться.

После окончания экзамена, бланки были запакованы и переданы в штаб. Я составил акт, где указал, что выпускники пользовались телефонами, неразрешенными материалами, а организаторы молодцы.

Наблюдатель 3:

Помню, когда поступал в МГУ на Математический факультет, довольно сильно нервничал, у меня было 70 баллов по математике. Всё лето была неопределенность, на 40 мест претендовало довольно много выпускников. В итоге сороковой человек прошел с 73 баллами, а меня добрали на прикладную математику, только когда перекинули четыре бюджетных места с общей математики. Потом я познакомился со своими одногруппниками, сдавшими на 80 баллов, которые не без гордости рассказывали, как героически обманывали наблюдающих и списывали на ЕГЭ. Тогда я к списываниям относился нормально и особо не понимал, что причина моей летней нервотрепки с поступлением заключалась в нечестной сдаче многими выпускниками единого экзамена. Прошло время, взгляды поменялись, и я решил принять участие в эксперименте с общественными наблюдателями.

Веселье началось во время получения аккредитации на право быть общественным наблюдателем. Документы были поданы в срок, а вопрос с допуском нашей группы людей решился за день до самого ЕГЭ. Во время получения пропусков в министерстве образования на нас откровенно наезжали и обвиняли в том, что мы преследуем какие-то свои цели, и всячески пытались отговорить от участия в качестве наблюдателей. Завернуть пытались по причине того, что в заявках большинство людей значилось как программисты, а участие в качестве наблюдателя на экзамене, в котором ты являешься профессионалом, запрещается. И, хоть в этот день проходил экзамен так же по информатике, заявки мы подавали исключительно на историю и биологию, так что отказать по этому пункту было бы со стороны министерства очень странно.

В день экзамена мне предстояло добираться до 17-ой Рузаевской школы. Уполномоченный представитель, который проводил основной инструктаж перед ЕГЭ, изначально пытался ограничить практически всё, чем общественный наблюдатель имеет право заниматься. Нас «закрепили» за аудиториями, а на моё замечание, что это не по положению об общественных наблюдателях, последовал ответ: «Вы по аудиториям ходить не будете». Остальные общественные наблюдатели не протестовали, да и им, кажется, было откровенно плевать на свои обязанности.

Придя в свою аудиторию, я счел правильным сразу предупредить двух организаторов, что выдвинулся сам на роль общественного наблюдателя (а не от какой-то организации) и что буду тщательно наблюдать за ходом проведения экзамена. Как я считаю, эффект от этого получился отличный, и весь экзамен в этой аудитории организаторы добротно выполняли свои функции, пресекая все попытки достать телефоны или шпаргалки выпускниками.

Через двадцать минут от начала экзамена в аудиторию зашла уполномоченный представитель и сообщила, что я, конечно же, могу перемещаться по аудиториям, а также попросила проследить за соседней, где нет никого из общественных наблюдателей. Именно с этой минуты, как мне показалось, она полностью сменила своё отношение ко мне как к общественному наблюдателю и весь экзамен активно помогала мне в моих попытках сделать ЕГЭ в этой школе максимально честным (может, позвонила кому?).

В соседней аудитории творился откровенный бардак, когда я туда зашел один из организаторов что-то писал, склонившись над столом, а второй смотрел в потолок. На задних партах были видны выпускники, активно изучающие свои колени. По положению о наблюдателях я не имел никакого права вмешиваться в ход проведения экзамена, поэтому мне оставалось сообщить всё, что я видел, уполномоченному представителю. Реакция последовала незамедлительно - организаторов заставили писать объяснительные на происходящее в аудитории и после этого контроль за аудиторией с их стороны усилился.

Кроме этих двух аудиторий, устанавливать порядок в других я не пытался. С меня было достаточно каждые двадцать минут менять одну на другую и внимательно следить за всем, что происходит. Серьезных нарушений замечено не было, протоколы на школьников не составлялись. Было добровольно сдано несколько замеченных телефонов, а некоторые даже сдали по два.

Так что, по моему опыту замечу, что один общественный наблюдатель может неплохо повлиять на честность сдачи экзамена как минимум в двух аудиториях. На одну школу достаточно пятерых небезразличных людей. Ну а на все аргументы вроде «они же дети, куда им такой стресс?» отвечу. Экзаменуемые должны иметь равные права. Когда ваш ребенок будет сдавать экзамен сам и сдаст на довольно неплохие баллы, он заметит, что есть большое количество обманувших процедуру поступивших студентов. И эти студенты будут занимать бюджетные места по-настоящему умных абитуриентов, которые из-за тотального списывания не проходят в интересующие их ВУЗы.

Наблюдатель 4:

Для начала хочется объяснить, для чего я пошел наблюдателем на ЕГЭ. Честно сказать, мною руководили не высшие цели уравнять всех школьников на экзамене, а банальный интерес. В своё время я сдавал ЕГЭ по истории, потом писал его бестолковым школьникам, а теперь, для полноты картины, стал наблюдателем. Поэтому постараюсь осветить ситуацию с разных сторон.

Для наблюдения мне выпала 38 школа в Саранске. Сразу стоит отметить, что пришёл я в неё за 10 минут до раздачи пакетов с ЕГЭ. Поэтому не могу ничего сказать про опломбировку кабинетов и общее состояние школы. Но по общему впечатлению от всего экзамена, думаю, что обошлось без запертых преподавателей:)

Первое, что сразу бросилось в глаза - охранники. В своё время, когда я сдавал ЕГЭ, нас встречали 2 сотрудника милиции, а территорию вокруг школы постоянно патрулировал отряд с собакой. В этот раз меня встретила женщина-полицейский (по моим наблюдениям одна на всю школу).

Далее произошла встреча с уполномоченным, которая, как и положено, находилась в штабе. Я ожидал, что мой приход не вызовет положительных эмоций в школе, но всё оказалось гораздо позитивнее. Уполномоченный достаточно радушно встретила меня и предложила провести меня в одну из аудиторий. На мои слова о том, что я не хотел бы провести 3 часа на одном месте, она ответила, что лучше по школе не ходить, а выбрать один или два кабинета. После чего выдала бланк и мы направились на мой «пост».

Пройдя в нужную аудиторию, я с удивлением обнаружил там ещё одного наблюдателя. Как потом объяснили мне мои более грамотные товарищи, данный факт является нарушением, и, будь школьники чуть подкованное в своих правах, вполне могли написать жалобу. Правда, через 25 минут после начала второй наблюдающий всё же ушла в соседнюю аудиторию.

Первые полчаса возвратили меня в детство. Всё те же правила оформления бланков, выученные слова о внимательности и бдительности при заполнении. И даже школьница, которая неправильно заполнила свой документ, тоже присутствовала в классе.

Самое интересное началось минут через 10 после того, как выпускники приступили к заданиям. Те, кто собирался списать, сразу выдали себя. Первый телефон был отнят у девочки с первой парты, как только она попыталась положить себе на колени. В идеале, мне надо было бы сразу бежать к уполномоченному и составлять акт. Девочку бы отправили домой и свой ЕГЭ по истории она бы уже сдавала только через год. Подобной цели я не преследовал, поэтому спокойно продолжил наблюдать за происходящим. В течение следующего часа было отобрано ещё 8 телефонов. Стоит отметить, что средства связи доставали не так открыто, как в те времена, когда мне довелось сдавать ЕГЭ. Тогда можно было беспрепятственно вытащить телефон и сфотографировать свои задания. Сейчас даже движение руки в карман немедленно пресекается организаторами.

Когда оставался где-то час до окончания экзамена, я решил сменить место дислокации и перейти в другую аудиторию. На новом месте организаторы встретили меня недружелюбным вопросом о том, зачем я к ним пожаловал. Было видно, что им не нравилось моё нахождение в кабинете, но препятствовать или как-то иначе выражать своё недовольство они не стали.

За тот час, который я провёл в аудитории №2, было отобрано ещё 5 телефонов. Причём один был отнят, когда за 20 минут до конца экзамена у него включился будильник. Рука-лицо:)

Минут за 5 до окончания экзамена я направился в штаб. Там я в устной форме сообщил уполномоченному о нарушениях, которые были мной замечены. Она пожаловалась, что никто из «своих» наблюдателей не написал о нарушениях, и попросила меня описать свои мысли на бумаге. Что я с удовольствием сделал.

Итог моего пребывания на ЕГЭ: 90% учеников списывают (привет кэп). Некоторые делают это совершенно неумело и быстро остаются без сотового телефона. Более мудрые и хитрые школьники переписывают переданные родителями ответы в туалете на бумагу и остаются незамеченными. Добровольные наблюдатели нужны. Уже 3 человека на всю школу способны значительно уменьшить количество списываний.


ПАМЯТКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

1. Права и обязанности общественных наблюдателей

Права и обязанности общественных наблюдателей регламентируются Положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации учащихся IX и XI (XII) классов.

Общественный наблюдатель имеет право:

Получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения ЕГЭ или ОГЭ;

Присутствовать в ППЭ, в том числе находиться в аудиториях, в которых проводится экзамен;

Присутствовать при рассмотрении апелляций;

Осуществлять наблюдение за проведением ЕГЭ или ОГЭ и/или рассмотрением апелляций;

Незамедлительно информировать уполномоченного представителя ГЭК, руководителя ППЭ или председателя экзаменационной комиссии о нарушениях установленного порядка проведения экзамена и/или рассмотрения апелляции;

Сообщать, направлять в департамент образования и науки Костромской области информацию о выявленных им нарушениях установленного порядка проведения ЕГЭ, ОГЭ или рассмотрения апелляций;

Получать информацию о принятых мерах по выявленным им фактам нарушения порядка проведения ЕГЭ, ОГЭ или рассмотрения апелляций.

Общественный наблюдатель не вправе:

Нарушать ход проведения ЕГЭ, ОГЭ, рассмотрения апелляций;

Оказывать содействие или отвлекать участников экзамена при выполнении ими экзаменационных работ (при рассмотрении апелляции);

В местах проведения ЕГЭ и ОГЭ использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы).

Общественный наблюдатель обязан:

При осуществлении общественного наблюдения иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

Соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и ОГЭ.

При нарушениях вышеуказанных требований общественный наблюдатель может быть лишен своего статуса.

Общественный наблюдатель несёт ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Организация работы на ППЭ во время проведения экзамена

Работу общественного наблюдателя в пункте проведения экзаменов организует руководитель ППЭ. Лица, с которыми общественный наблюдатель взаимодействует при решении вопросов, связанных с проведением ЕГЭ в ППЭ: члены ГЭК, руководитель ППЭ.

В день проведения ЕГЭ/ОГЭ общественному наблюдателю следует подойти в ППЭ не позднее чем за один час до начала экзамена для получения инструктажа от руководителя ППЭ.

До начала проведения экзамена общественный наблюдатель должен обратить внимание на соответствие всех помещений ППЭ требованиям Порядка.

Свою деятельность в ППЭ общественный наблюдатель осуществляет, учитывая вопросы, обозначенные в Акте о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ. Общественному наблюдателю следует обратить внимание на соблюдение основных правил организации и проведения экзаменов в ППЭ на каждом из этапов.

Организатор вне аудитории должен обеспечить организацию входа участников в ППЭ, при этом осуществить проверку документов, удостоверяющих личность, наличие участника в списках распределения в данный ППЭ, наличие у участников средств связи и иных запрещенных средств и материалов;

В день проведения экзамена в ППЭ должны присутствовать помимо участников ЕГЭ руководитель ППЭ, организаторы ППЭ, члены ГЭК, технический специалист по работе с программным обеспечением, руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники и ассистенты, оказывающие помощь участникам ЕГЭ с ОВЗ и сопровождающие;

В день проведения экзамена в ППЭ могут находиться представители средств массовой информации, которые могут присутствовать в аудиториях только до начала заполнения участниками ЕГЭ бланков; общественные наблюдатели, должностные лица департамента образования, Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения установленного порядка проведения экзамена при наличии у них документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их полномочия;

В одной аудитории может находиться только один общественный наблюдатель;

Присутствие других посторонних лиц в ППЭ не допускается;

В ППЭ должно быть выделено специальное помещение для лиц, сопровождающих участников, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ в день экзамена;

Помещения, не использующиеся для проведения экзамена, на время проведения экзамена запираются и опечатываются;

На время проведения экзаменов в аудитории должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам;

В аудитории должны находиться только участники ЕГЭ (экзаменующиеся) и 2 организатора в аудитории;

Каждый участник должен сидеть за отдельным рабочим местом;

Для личных вещей участников должно быть выделено специальное место ДО ВХОДА В ППЭ (до расположения металлоискателя);

Аудитории проведения ГИА-11 должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения;

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

Участники с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами;

До начала экзамена организатор в аудитории должен:

Предупредить участников ЕГЭ о ведении видеонаблюдения в аудитории и коридорах ППЭ;

Продемонстрировать участникам ЕГЭ целостность упаковки доставочного спецпакета с ИК;

Вскрыть доставочные спецпакеты с ИК;

Зафиксировать время и дату вскрытия в форме ППЭ-12-01 «Протокол проведения ЕГЭ в аудитории ППЭ»;

Провести инструктаж участников ЕГЭ, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА, а так же о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ.

Время проведения инструктажа не входит в продолжительность экзамена. После проведения инструктажа ответственный организатор в аудитории должен зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена.

Организаторы в аудитории не должны помогать участникам ЕГЭ заполнять бланки ответов №1 и №2.

Во время экзамена участники не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена участники ЕГЭ могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участники оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.


  • участникам ЕГЭ/ОГЭ во время экзамена разрешается пользоваться дополнительными устройствами и/или справочными материалами только по отдельным предметам:
На ЕГЭ:

Математика – линейка.

Физика – линейка и непрограммируемый калькулятор.

Химия – непрограммируемый калькулятор.

География – линейка, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

На ОГЭ:

Математика – линейка, справочные материалы.

Русский язык – орфографический словарь.

Физика – непрограммируемый калькулятор, лабораторное оборудование.

Химия – непрограммируемый калькулятор, лабораторное оборудование, справочные материалы

Биология – линейка, карандаш и непрограммируемый калькулятор.

География – линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8, 9 классов

Литература – полные тексты художественных произведений, сборники лирики

Информатика и иностранные языки (устная часть) – компьютеры

Продолжительность экзамена должна соответствовать установленным нормам для каждого предмета:

На ЕГЭ:

Математика (профильный уровень), физика, обществознание, литература, информатика и ИКТ – 3 ч 55 мин (235 мин).

Русский язык, история – 3 ч 30 мин (210 мин).

Математика (базовый уровень), химия, биология, география, иностранный язык (кроме говорения) – 3 ч (180 мин).

Иностранные языки (раздел «Говорение») – 15 минут

На ОГЭ:

Русский язык, математика, литература – 3 ч 55 мин (235 мин).

Физика, обществознание, история, биология – 3 ч (180 мин).

Информатика и ИКТ – 2 ч 30 мин (150 мин).

Химия, география – 2 ч (120 мин).

Иностранный язык – 2 ч 10 мин (130 мин.)

Во время экзамена на рабочем столе участника помимо ЭМ находятся: ручка, документ, удостоверяющий личность, уведомление участника ЕГЭ о регистрации на экзамен, лекарства и питание (при необходимости).

У участников ЕГЭ, организаторов не должно быть средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, не разрешённых справочных материалов, письменных заметок и т.д.

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ОВЗ организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена ответственный организатор уведомляет об этом участников экзамена;

По завершении экзамена в аудитории ответственный организатор в центре видимости камеры видеонаблюдения объявляет окончание экзамена. После проведения сбора экзаменационных материалов и подписания протокола о проведении экзамена в аудитории (Форма ППЭ-12-01) ответственный организатор громко объявляет все данные протокола, в том числе наименование предмета, количество участников ЕГЭ в данной аудитории и количество экзаменационных материалов (использованных и неиспользованных), а также время подписания протокола. Демонстрируют запечатанные возвратные доставочные пакеты с ЭМ участников ЕГЭ.

Внимание!!! После проведения ЕГЭ/ОГЭ общественные наблюдатели заполняет Акт о результатах общественного контроля установленного образца.

Общественный наблюдатель может присутствовать и осуществлять наблюдение в течение всех этапов работы пункта проведения экзамена, а также покинуть ППЭ после начала экзамена. Если общественный наблюдатель покинул ППЭ, то вернуться назад он уже не имеет права.

3. Организация работы на заседании конфликтной комиссии

В день работы конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ/ОГЭ общественному наблюдателю следует подойти не позднее, чем за 20 минут до начала рассмотрения апелляций.

Во время работы комиссии общественному наблюдателю необходимо обращать внимание на следующее:

Апеллянт приходит на заседание комиссии самостоятельно, либо с родителями (лицами, их заменяющими);

Рассмотрение апелляций осуществляется своевременно и объективно;

Члены конфликтной комиссии выполняют возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;

Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

К рассмотрению апелляции привлекаются эксперты – члены предметной комиссии по предмету для соответствующих пояснений;

Апеллянт подтверждает, что ему предъявлены изображения его экзаменационной работы;

Апеллянту предоставляется возможность удостовериться в правильности распознавания его экзаменационной работы, а также убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными по данному предмету критериями;

Комиссия по результатам рассмотрения апелляции принимает аргументированное решение об отклонении или удовлетворении апелляции.

После проведения заседания конфликтной комиссии общественный наблюдатель заполняет соответствующий Акт.

27 мая, в пятницу, стартует единый государственный экзамен - открывают череду испытаний география и литература. Пока вчерашние школьники готовится к ЕГЭ, судорожно решая тесты и терзая интернет в поисках ответов, мы пообщались с учительницей, которая четыре года подряд работает наблюдателем на пункте проведения экзамена. На условиях анонимности она рассказала, как выглядит ЕГЭ глазами организатора, каким образом учителя могут помочь детям, а также почему стоит провожать школьников в туалет.

Как и зачем становятся наблюдателем на экзамене?

Для учителей школ участие в процедуре ЕГЭ - это обязаловка. Администрация школы просто выдвигает список наблюдателей, самих учителей никто не спрашивает - по разнарядке идешь на все инструктажи, а потом попадаешь в команду организаторов на пункте сдачи экзамена. При этом за такую работу дополнительно не платят, ее мы выполняем в рамках своих школьных обязанностей. Единственный способ этого избежать - капитально заболеть.

Что входит в инструктаж?

Инструктаж проходит в три этапа: первый мы проходим дистанционно, просто заполняем анкету на сайте. Если результаты анкетирования не очень, могут настоятельно попросить еще раз ознакомится с правилами проведения экзамена. На втором этапе председатель пункта проведения собирает всех организаторов, где с нами проводят личный инструктаж, обычно это бывает за две недели до дня сдачи ЕГЭ. Последний раз нас инструктируют в день экзамена.

Человек становится чем-то вроде мебели

Надо пояснить, что в понятие «организатор» входят совершенно разные по функциям должности. Кто-то работает в роли наблюдателя в кабинете, а кто-то провожающим в коридоре и так далее. И тот и другой - организатор. Я за четыре года успела побывать в разных ролях.

Что сложнее всего?

Неважно, сколько у тебя дипломов и наград: на время экзамена единственная твоя функция - водить детей в туалет

Все обязанности организатора выполнять тяжело даже физически. В то время, которое проводишь на ГИА или ЕГЭ, нельзя пользоваться ни телефоном, ни чем-либо еще. По сути, функции человека сводятся к монотонному бездействию на протяжении почти четырех часов. Конечно, это напрягает. Особенно сложно быть наблюдателем в кабинете: учитель не имеет права даже пройтись без необходимости. Человек становится чем-то вроде мебели, чтобы не мешать детям сдавать экзамен.

Лично я сильно волнуюсь за детей: вдруг из-за переживаний ребенку станет плохо или он начнет себя неадекватно вести. К таким внештатным ситуациям надо быть постоянно готовой, и это очень сильно напрягает.

Наименее почетно быть дежурным по коридору: неважно, какая у тебя категория, сколько дипломов, призов и наград: на время экзамена единственная твоя функция - водить детей в туалет и забирать их оттуда.

Если откинуть все предрассудки, здесь есть хотя бы какое-то движение. По крайней мере, можно хотя бы пройтись по коридору, тихонечко поговорить о чем-то с коллегами. Это немного расслабляет.

Как меняются правила поведения на экзамене

В первую очередь, появились камеры, но я не могу сказать, что это сильно повлияло на процесс сдачи ЕГЭ. На нашем пункте проведения всегда соблюдались все инструкции, поэтому я не заметила разницы. На организаторах лежит материальная ответственность: если на камерах видно, что ребенок в аудитории списывал, и учителя в кабинете на это никак не отреагировали, он может понести административное наказание в виде штрафа до 30 000 рублей. Понятно, что никому такие проблемы не нужны.

Во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя

Для детей сейчас ужесточился момент прохода на пункт сдачи экзамена. Если раньше можно было пройти даже с листочком, на котором ребенок отмечал, на какие экзамены он идет, то теперь с собой можно брать только паспорт без обложки, ручку, шоколадку и воду без этикетки. Если ребенок приходит в пиджаке, а в помещении жарко, ты предлагаешь ему оставить пиджак в гардеробе, так как во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя.

На входе металлоискателем проверяют, чтобы у детей не было с собой телефонов и даже наручных часов, так как появилось очень много моделей «умных» часов. Ребенка очень доброжелательно просят сдать все запрещенные на экзамене вещи. Все организаторы понимают, что человек и так в непростой ситуации и нагнетать стресс не стоит.

Как организаторы могут помочь ребенку на экзамене

Мы можем помочь на экзамене, но строго в рамках правил. Если ребенок начинает себя некорректно вести, мы подходим, интересуемся, не тревожит ли его что-то, тем самым давая понять, что его поведение вызывает подозрения. Обычно умным детям этого достаточно. Конечно, если ребенок повел себя совершенно неадекватно и после предупреждения полез списывать, организатор в кабинете обращается к главному по пункту и тот уже решает дальнейшую судьбу ребенка: останется он на экзамене или нет. У нас была ситуация, когда я увидела, что у девочки все руки исписаны формулами, а рукава были недостаточно длинные. Я подошла к ней и предложила пройти в туалет, вымыть руки. На что выпускница меня буквально послала, мол, как хочу так и сижу. Пришлось принять меры.

Лишь однажды я немного отступила от инструкции. Когда дежурила в коридоре, ко мне вышел ребенок и попросил пройтись с ним по лицею, не до туалета и обратно, а по этажам. Я увидела, что он сильно нервничает и ему нужно подвигаться, чтобы привести себя в чувства. Я согласилась. Он просто шел со мной молча, а после поблагодарил и вернулся обратно в аудиторию. Хочется верить, что мне удалось ему помочь успокоиться и настроиться.

Как организаторы могут повлиять на успех сдачи экзамена

И организаторы, и дети, по сути, настроены на одно и тоже. Все участники процесса прекрасно знают, выходить за рамки правил нельзя. Ребенок, кстати, имеет право написать на учителя жалобу, но это ни к чему хорошему не приведет.

С 29 мая для выпускников школ России, а так же их родителей началась горячая пора — сдача ЕГЭ. Наш корреспондент отправился посмотреть на экзамен глазами общественного наблюдателя.

Начинаем «наблюдать »

Когда в гимназии №87, где учатся мои дети, мне предложили стать общественным наблюдателем ЕГЭ, я с радостью согласилась. Следующий год для моего сына , и моё волнение по поводу предстоящих экзаменов понемногу начало переходить в стадию паники. Поэтому участие в проведении экзамена показалось мне прекрасной возможностью узнать всё самой и как следует подготовиться к предстоящим испытаниям.

Так солнечным майским утром я отправилась «наблюдать».

Место проведения экзамена легко определялось по скоплению молодых людей в белых рубашках. Сдавали информатику, поэтому среди экзаменуемых преобладали представители сильного пола. Обстановка царила умеренно-возбуждённая.

Один юноша, чтобы разрядить напряжение, кинул клич: «А у меня ответы есть!». На шутку дети отреагировали вяло: списывать — себе дороже, это школьники усвоили крепко, к тому же легко на и пересдачу, которая аж через год, загреметь (забегая вперед, скажу, что возможность списать на экзамене исключена абсолютно). Да и об опасности готовых ответов, которые нам с навязчивой услужливостью предлагают интернет мошенники, ежедневно, начиная с 9-го класса, твердят нам учителя: кто знает, правильны ли эти ответы? И на те ли они отвечают вопросы?..

В 9.00 дети и сопровождающие их взрослые построились на линейку. Из школы вынесли списки распределенных по аудиториям экзаменуемых, и началось формирование групп.

Возможно, дети попались толковые (информатику сдают всё-таки) - но построение проходило чётко, как в армии. Дети строились в колонну по одному - в левой руке паспорт в развёрнутом виде без обложки, в правой гелевая ручка и бутылка воды (взятая из дома шоколадка уже съедена) - и под доброжелательное напутствие организатора заходили в школу. В моем случае - в ППЭ 0813.

Мир аббревиатур

«Для сдачи ГИА в форме ЕГЭ ВПЛ заходят в ППЭ с представителем ГЭК и получают КИМы…»

Первое, что «царапает» глаз и режет слух наблюдателю, - обилие аббревиатур. Можно долго рассуждать на тему, почему сокращения так прижились в российской школе, но неискушенному в тонкостях сдачи экзамена обывателю без переводчика не обойтись. Итак, самые распространённые аббревиатуры: ГИА - государственная итоговая аттестация. Она проводится в форме обязательного госэкзамена (ОГЭ) для девятиклассников и единого госэкзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и выпускников прошлых лет (ВПЛ). Есть форма ГВЭ - государственного выпускного экзамена, она проводится для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Остальное просто: ППЭ - пункт приема экзамена, КИМы - контрольно-измерительные материалы (которые с этого года на некоторых ППЭ печатают прямо перед экзаменом), ГЭК - государственная экзаменационная комиссия.

Самые напряжённые минуты - последние пять перед вскрытием КИМов. На раздачу материалов ушла ровно одна минута (часы в аудитории - обязательное условие экзамена). Следующие восемнадцать минут член ГЭК читала инструктаж - голосом диктора в аэропорту, исключающим возможность неправильного толкования. В 10.19 экзамен начался.

Ровно через 3 часа 55 минут все работы отправятся в Штаб ППЭ, где после сканирования их пошлют на обработку в РЦОИ (региональный центр обработки информации). На сайте которого, кстати, можно узнать предварительные результаты экзамена.

Без связи с внешним миром

Легче из тюрьмы сбежать, чем списать ЕГЭ, - шёпотом воскликнула одна из организаторов экзамена. И действительно: если кто-то возлагает надежды на шпаргалки, пусть оставит глупые чаяния за порогом ППЭ. Списать невозможно: все жилеты-пиджачки экзаменуемых оставляются на входе, телефон и умные часы-гаджеты сдаются сопровождающему. Любой несанкционированный клочок бумаги под прицелом видеокамер будет расценен как шпаргалка, и нарушитель безжалостно отправится на пересдачу на следующий год. Все помещения в школе опечатаны. Смешно, но бумажка с печатью и подписью наклеена даже на бачок в туалете, куда дети ходят вместе с провожатым.

На ЕГЭ меры безопасности предпринимаются беспрецедентные: с утра все ППЭ на предмет взрывчатки обнюхивает добрейшее создание - овчарка Альфа, экзаменуемых (очень деликатно) проверяют металлоискателем.

В здании школы работают «глушилки», поэтому телефон бесполезен. Связь есть только в штабе ППЭ, где на больших мониторах все аудитории как на ладони. Жертвой информационной безопасности пал мой журналистский блокнот, который мне пришлось оставить в комнате для личных вещей общественных наблюдателей и представителей СМИ. На мои возражения, что, мол, «журналисту положено», мне ответили: раз положено, мы откроем кабинет, вы запишете что надо, а мы подождём. Так что репортаж мне пришлось писать по памяти…

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png