Нужно ли сегодня возрождать бурятский язык на основе диалектов? Вытесняет ли бурятский литературный язык диалект­ные формы? Об этом интервью с канди­датом филологических наук преподавателем Бурятского государственного университета Ири­ной Булгутовой .

Ирина Владимировна, в последнее время, на мой взгляд, у многих бурят появился интерес к родному языку. Разъясните, что сегодня зна­чит литературный язык?

Становление литературного языка – важный и значимый момент в жизни каждого народа. Он обозначает новый этап в становлении культуры народа и связан с дальнейшим развитием письмен­ности на этом языке. Не следует путать понятие «литературный язык», которое обозначает нор­мативный язык (со сводом правил, устанавливаю­щих общепринятые нормы), с понятием «язык ху­дожественной литературы», который включает в себя все богатство национального языка, включая историзмы, диалектизмы, жаргонизмы и т.д. Ху­дожественная литература играет исключительно важную роль в становлении литературного языка. Общеизвестно, что современный русский литера­турный язык устанавливается в творчестве Алек­сандра Пушкина, а у истоков итальянского литера­турного языка, в основе которого так называемая народная латынь, - творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. Это очень важный момент, когда живой разговорный язык обретает письменную фикса­цию.

- Давайте немного поговорим о становлении бурятского литературного языка .

Говоря об истории бурятского литературно­го языка, следует обратиться к истории письмен­ности. В дореволюционный период у бурят была вертикальная старомонгольская письменность, на которой зафиксировано немало замечательных памятников художественного творчества (она не была распространена у западных бурят). После революции принята латиница, которая существо­вала до 1939 года, затем был совершен переход на кириллицу.

В основе бурятского литературного языка хо­ринский диалект, на нем на протяжении многих десятилетий фиксировалась общественно-поли­тическая, учебно-научная литература, функциони­ровали республиканские и районные СМИ. Литера­турный язык – нормированный язык, необходим для общения и взаимопонимания, его должны из­учать в школе.

- Мешает ли литературный язык, регулиру­ющий общепринятые нормы, существованию диалектных форм?

Сегодня, когда сфера функционирования и употребления бурятского языка в городской сре­де значительно сузилась, по-новому встал вопрос о дальнейшем развитии бурятского языка и роли диалектов в этом процессе.

Именно в диалектных формах бурятский язык функционирует в среде деревенских жителей в районах республики. Это устная речь, разговорная. Ограничиваются ли права носителей диалектных форм самим фактом существования литературно­го языка? Вытесняет ли бурятский литературный язык диалектные формы? Надо понимать диалек­тику в этом процессе: именно живой разговорный язык становится основой литературного языка, затем устанавливаются правила, выстраивается грамматика языка. Язык – явление живое, развива­ющееся, он имеет свои законы функционирования, которые не подчиняются чьей-либо личной воле. Значительный пласт обогащения бурятского язы­ка на протяжении уже нескольких столетий – это русизмы - заимствования из русского языка. Напри­мер, литературное слово «хартаабха» является про­изводным от картофеля, тункинское диалектное слово «яабалха» является производным от яблока - так русские крестьяне называли на первых по­рах картошку «земляными яблоками». Должны ли теперь тункинские буряты диктовать своё словоу­потребление жителям других районов республики, которые употребляют в пищу «хартаабха» на волне сохранения и развития диалектов, которая наблю­дается в последнее время? Есть в науке понятие конвенциональности, когда люди договариваются об обозначении тех или иных явлений, оно имеет место быть и в функционировании языка.

- Насколько известно, бурятский язык обо­гащается еще и за счет заимствования из мон­гольского языка?

Это действительно так. «Бабушка моя Монго­лия…» (как пишет в своем стихотворении народ­ный поэт Бурятии Баир Дугаров) питает бурят­ский язык как новыми словами и смыслами, так и, казалось бы, забытыми, и в этом благотворном процессе свою роль могли бы сыграть диалекты сонголов и сартулов, близкие монгольскому языку. Но это также объективно протекающие процессы. Что было бы, если бы поэт родом из Джиды Гали­на Раднаева записывала свои замечательные про­изведения только на своем диалекте? Читателю пришлось бы выучить сначала грамматику мон­гольского языка, чтобы понимать всю глубину и художественную ценность ее творчества. Нужно ли сегодня тратить усилия, чтобы в районах ре­спублики создавались свои грамматические своды и правила, как, например, в Кяхтинском районе решили создать свою азбуку? Зачем изобретать велосипед снова и снова, и причём с нуля? Так ли много творческих людей сегодня в районах пишут на родном языке? Диалекты имеют, прежде всего, устное бытование, а письменность и литература – это сфера функционирования общенародного литературного языка. Причем считаю необходимым еще раз повторить: в художественной литературе можно употреблять диалектные слова в эстетиче­ских целях, если это несет художественный смысл и необходимо для реализации авторского замыс­ла. Тункинский поэт Лопсон Тапхаев употребляет в стихотворении «Дети фермы» диалектное слово «шагаабари» (окно) вместо литературного «сон­хо», но это слово в стихотворении вписано в рису­нок единоначалия - «толгой холболго», и никто не упрекает автора, так как это словоупотребление не снижает художественного эффекта, и мы воспри­нимаем его творчество как подлинное искусство слова - литературу.

- Как вы относитесь к газетам, которые выхо­дят на бурятских диалектах?

Диалекты – это сфера живой речи, и это за­мечательно. Но стоит ли пренебрегать правилами грамматики бурятского языка? В чем система па­дежей бурятского языка провинилась перед жите­лями наших районов? Из века в век люди разных народов заучивают азы грамматики родного язы­ка, почему буряты сегодня вдруг должны делать себе послабление? Это же замечательно, что нас всех сегодня объединяет уже созданный мастера­ми слова на литературном языке обширный фонд художественных произведений – поистине кладезь богатств бурятского языка. Если газета возродит живые родники народного творчества, послужит развитию литературы, было бы очень хорошо, но достойные произведения авторов из районов должны быть доступны для всех бурят, то есть за­писываться на литературном языке с соблюдением всех правил. Правила были придуманы не для того, чтобы испортить жизнь ученику Бадме, а для того, чтобы люди могли понимать друг друга.

Не для того наши предки из века в век сохраня­ли в языке мудрость и опыт народа, чтобы мы се­годня пренебрегали смыслами. Давайте ценить то, что имеем, давайте учиться прислушиваться друг к другу и слушать друг друга.

Завершу наш разговор замечательными слова­ми из стихов Дондока Улзытуева «Бурятский язык»:

Кристально-чистою байкальскою водою серебрясь,

Напевно-нежной девичьей улыбкой согрет

Родной язык.

И обнимая белой пеленой тумана,

Как будто материнскими ладонями ласкает

Наш родной язык.

В нем блещет чистотой родника

Прекрасный взгляд самой природы -

Это наш язык.

Фото предоставлено Ириной Булгутовой

Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 :

ISO 639-1 :

ISO 639-2 :

ISO 639-3 :

bua - бурятский (общий)
bxr - бурятский (Россия)
bxu - бурятский (Китай)
bxm - бурятский (Монголия)

См. также: Проект:Лингвистика

Буря́тский язы́к (также бурят-монгольский язык ( - гг.), баргу-бурятский диалект монгольского языка самоназвание буряад хэлэн ) - язык бурят и баргутов . Один из двух, наряду с русским , государственных языков Республики Бурятия .

Вопросы классификации

Относится к северной группе монгольских языков . Современный литературный бурятский язык сформировался на базе хоринского диалекта.

Лингвогеография

Ареал и численность

В России бурятский язык распространён в Бурятии , Забайкальском крае и Иркутской области .

В Северной Монголии буряты населяют таёжную и подтаёжную полосу вдоль российской границы в аймаках Дорнод , Хэнтий , Сэлэнгэ и Хувсгел .

Общее число говорящих на бурятском языке - ок. 283 тысяч человек (2010) , в том числе в России - 218 557 (2010, перепись), в Китае - ок. 18 тысяч , в Монголии - 48 тысяч (в том числе бурят 45,1 тыс. и учтённых переписью отдельно от бурят баргутов 3,0 тыс.) .

Социолингвистические сведения

Бурятский язык выполняет функции общения во всех сферах обиходно-бытовой речи. На литературном бурятском издается художественная (оригинальная и переводная), общественно-политическая, учебно-научная литература, республиканские («Буряад үнэн ») и районные газеты, работают оперный, драматический театры, радио, телевидение. В Республике Бурятия во всех сферах языковой деятельности функционально сосуществуют бурятский и русский языки, которые с 1990 года являются государственными языками , так как основная масса бурят двуязычна. Устав Забайкальского края устанавливает, что «на территории Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык» . Устав Иркутской области устанавливает, что «органы государственной власти Иркутской области создают условия для сохранения и развития языков, культур и иных составляющих национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа» .

Диалекты бурят и баргутов

Выделяют диалекты:

Принцип дифференциации диалектов основана на особенностях грамматического строя и основного словарного фонда. В бурятском языке нет существенных различий, препятствующих взаимопониманию носителей разных диалектов.

Диалекты западных и восточных бурят испытали на себе влияние разных культурных традиций, что отразилось прежде всего на их лексическом составе.

Сонголо-сартульский диалект, будучи более позднего происхождения, образовался в результате смешения и (или) контактирования бурятских и халха-монгольских этнических групп. Последние расселялись к юго-востоку от восточных бурят начиная с XVII века. Некоторыми исследователями считается диалектом монгольского языка , а не бурятского.

Письменность

С конца XVII века в делопроизводстве и религиозной практике использовалось классическое монгольское письмо . Язык конца XVII-XIX века условно именуется старобурятским литературно-письменным языком. Один из первых крупных литературных памятников - «Путевые заметки» Дамба-Даржа Заягийна (1768).

У западных бурят до Октябрьской революции делопроизводство велось на русском языке , и не самими бурятами, а первоначально присланными представителями царской администрации, так называемыми письмоводителями, старо-монгольской письменностью пользовалась только родовая знать, ламы и торговцы, имеющие торговые связи с Тувой, Внешней и Внутренней Монголией .

В 1905 году на основе старомонгольского письма Агваном Доржиевым была создана письменность вагиндра , на которой до 1910 года были напечатаны не менее десятка книг. Однако, вагиндра не получила широкого распространения. В эти же годы были предприняты первые попытки создания бурятской письменности на основе латинского алфавита . Так, в 1910 году Б. Б. Барадийном была издана брошюра «Buriaad zonoi uran eugeiin deeji» (Отрывки из бурятской народной литературы ), в которой использовался латинский алфавит (без букв f, k, q, v, w ) .

Бурятский алфавит 1931-1939 годов :

A a B b C c Ç ç D d E e F f G g
H h I i J j K k L l M m N n O o
Ө ө P p R r S s Ş ş T t U u V v
X x Y y Z z Ƶ ƶ ь

В 1939 году латинизированный алфавит был заменён кириллицей с добавлением трёх специальных букв (Ү ү, Ө ө, Һ һ ).

Современный бурятский алфавит:

А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж
З з И и Й й К к Л л М м Н н О о
Ө ө П п Р р С с Т т У у Ү ү Ф ф
Х х Һ һ Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы
Ь ь Э э Ю ю Я я

Буряты трижды меняли литературную базу своего письменного языка с целью приближения к живому разговорному языку. Наконец в 1936 году в качестве основы литературного языка на лингвистической конференции в Улан-Удэ был выбран хоринский говор восточного диалекта, близкий и доступный для большинства носителей языка.

Википедия на бурятском языке

История языка

История бурятского языка традиционно делится на два периода: дореволюционный и советский, которые характеризуют коренные изменения социальных функций письменного языка, обусловленные сменой общественной формации.

Влияние других языков

Длительные контакты с русскими и массовое двуязычие бурят оказали влияние на бурятский язык. В фонетике это связано со звуковым обликом русизмов, советизмов, интернационализмов , которые вошли в литературный бурятский язык (особенно в его письменную форму) с сохранением звуковой структуры языка-источника.

Вместе с новыми словами проникли в заимствующий язык звуки [в], [ф], [ц], [ч], [щ], [к], отсутствующие в фонологической системе литературного бурятского языка и вносящие нечто абсолютно новое в звуковую организацию слова, в норму сочетаемости гласных и согласных. В анлауте стали употребляться согласные р, л, п, которые не употреблялись в начале исконных слов (встречались в заимствованиях из китайского и тибетского языков). Согласный п встречался в анлауте изобразительных слов и заимствований, но ранние заимствования с анлаутным п заменялись согласным б типа «пуд/бүүд», «пальто/больтоо».

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

В современном литературном языке имеется 27 согласных , 13 гласных фонем, четыре дифтонга .

Для фонетики бурятского языка характерен сингармонизм - палатальный и лабиальный (губной). Смягчённые оттенки твёрдых фонем употребляются только в словах мягкого ряда, несмягчённые оттенки твёрдых фонем - в словах с твердорядным вокализмом, то есть наблюдается сингармонизм согласных фонетического характера.

В отдельных говорах имеются фонемы к, ц, ч. Фонемы в, ф, ц, ч, щ, к в литературном языке употребляются только в заимствованных словах. Артикуляция этих согласных освоена в основном двуязычным населением.

Морфология

Бурятский язык относится к языкам агглютинативного типа. Однако встречаются и элементы аналитизма , явления фузии , разные типы удвоения слов с изменением их морфологического облика. Аналитически (с помощью послелогов , вспомогательных глаголов и частиц) выражаются некоторые грамматические категории .

Имя

В 1-м лице мн. ч. личных местоимений различаются инклюзив (бидэ, бидэнэр/бидэнэд) и эксклюзив (маанар/маанууд). Эксклюзивная форма местоимения 1-го лица мн. числа употребляется редко.

  • Единственное число
    • 1 л. -м, -мни, -ни: ахам, ахамни (брат мой), гарни (рука моя)
    • 2 л. -ш, -шни: ахаш, ахашни (брат твой), гаршни (рука твоя)
    • 3 л. -нь, -ынь(иинь): ахань (брат его), гарынь (рука его)
  • Множественное число
    • 1 л. -мнай, -най: ахамнай (брат наш), колхознай (колхоз наш)
    • 2 л. -тнай: ахатнай (брат ваш), колхозтнай (колхоз ваш)
    • 3 л. -нь, -ынь(иинь): ахануудынь (братья их), колхозуудынь (их колхозы)

Частицы личного притяжания присоединяются ко всем падежным формам имен. Безличное притяжание указывает на общую принадлежность объекта и оформляется частицей «аа», присоединяемой к разным основам имён в форме косвенных падежей.

Прилагательное

Синтаксис

  • Бурят-монгольско-русский словарь / Сост. К. М. Черемисов ; Под ред. Ц. Б. Цыдендамбаева . - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1951.
  • Русско-бурят-монгольский словарь / Под ред. Ц. Б. Цыдендамбаева . - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. - 750 с.
  • Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь. - М.: Советская энциклопедия , 1973. - 804 с.
  • Бурятско-русский словарь / Л. Д. Шагдаров, К. М. Черемисов. М.: Бэлиг, 2006. Т. 1. 636 с.
  • Бурятско-русский словарь / Л. Д. Шагдаров, К. М. Черемисов. М.: Бэлиг, 2008. Т. 2. 708 с.
  • Шагдаров Л. Д., Очиров Н. А. Русско-бурятский словарь. - Улан-Удэ: Буряад унэн, 2008. - 904 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бурятский язык

Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.

По классификации ЮНЕСКО четыре языка Бурятии входят в так называемую «Красную книгу языков, находящихся под угрозой исчезновения». В интерактивном атласе на сайте организации отмечены сойотский, эвенкийский, хамниганский и бурятский языки. Причём последний был внесён недавно и, как отмечают учёные, находится в более менее хорошем состоянии.

Стоит заметить, что в отличии от экспертов ЮНЕСКО , сойотский и хамниганский языки рассматриваются бурятскими учёными всё же как диалекты бурятского языка, а не как самостоятельные языки, при этом признавая огромное влияние древней письменности и культуры этих народов на становление бурятского языка. Напомним, что атлас ЮНЕСКО опирается на открытые данные, по типу Википедии. На сегодняшний день одним из основных источников данных о языках Бурятии являются работы финского исследователя Юхи Янхунена.

Бурятский язык

Этот язык считается определённо находящимся под угрозой исчезновения, по пятиступенчатой классификации атласа ЮНЕСКО обладает четвёртой степенью, что в принципе считается не так уж и плохо. Носителей этого языка в республике около 300 тысяч, при чём общая численность говорящих на бурятском языке- 368 807 человек, такие данные были получены исходя из перепеси населения 2002 года. В эту цифру входят, наряду с жителями Бурятии, прибайкальские носители (Иркутская область, Усть Орда, Ольхон), забайкальские (Ага, Забайкальский Край), и небольшое количество маньчжурских бурят.

Основную часть составляет всё же старшее поколение, проживающее в этнических районах Бурятии. Молодёжь всё меньше и меньше говорит на родном языке, около 20% бурят полностью русскоязычны, а 60% - билингвы.

Буряты, в отличии от тюркоязычных народов (якуты, тувинцы), очень быстро адаптируются, как в плане языковой ассимиляции, так и социально, - говорит Галина Дырхеева, доктор филологических наук, главный научный сотрудникотдела языкознанияинститута монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ,- поэтому группа билингвов на сегодняшний день –это группа риска, если мы русскоязычных скорее всего уже не научим говорить (хотя мы опрашивали только взрослое население), то на эту группу мы ещё надеемся, они либо смогут передать язык своим детям, либо наних бурятский языкв отдельно взятых семьях «закончится», так как семья- это одна из самых важных языковых сред.

Кроме изучения языка в семье, большой проблемой филологи считают отсутствие внешней языковой среды, нет детских иллюстрированных книг, способных заинтересовать малышей, за последние двадцать лет не написано ни одного крупного романа, отражающего современную действительность через призму бурятского менталитета и философии.

У нас возникают опасения по поводусостояния бурятского языка, в первую очередь из-за сужения сфер употребления,как на уровне бытового общения, так и в сфере образования, - говорит Бабасан Цыренов, кандидат филологических наук, заведующий отделом языкознанияинститута монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ,-языком преподавания является русский язык,сфера общественно- политической жизни связана с русским языком, и конечно же средства массовой информации, очень слабая развитость на бурятском языке. Вопрос который нужно решать безотлагательно- это вопрос пропаганды бурятского языка, исходя из современных условий, технологий и финансового положения нашей республики.

Несмотря на явные процессы исчезновения бурятского языка, важным моментом является его статус как одного из двух государственных в республике, это отмечают все эксперты. В Бурятии также идёт обязательное преподавание языка в начальной школе. Для сравнения, после вхождениядвух бурятских автономных округов в состав соседних субъектов федерации было отменено преподавание бурятского языка, что привело к печальным последствиям, ни один бурят, житель Иркутской области не смог заполнить анкету на бурятском языке во время линвистического исследования.

Эвенкийский язык

Эвенки - один из самых древних и загадочных народов Сибири и Дальнего Востока. Общая численность по данным переписи 2002 года- 35357 человек, из них говорящих на эвенкийском языке-7584 человека.

Исторически эвенки дисперсно сильно расселены по стране. Эвенки компактно проживают в 11 субъектах Российской Федерации, самая большая численность, около 13 тысяч живут вСаха Якутии. Такое расселение мешает созданию единой литературной базы эвенков, что тоже не способствует сохранению языка. По классификации ЮНЕСКО эвенкийский язык находится в крайне серьёзной ситуации исчезновения- третья степень.

В Бурятии эвенки живут преимущественно в Баунтовском районе на Северо- Востоке, на границе с Забайкальским краем.

В начале 90-х годов в Баунтовском районе проводились исследования, - говорит Елизавета Афанасьева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языков коренных народов Сибири Бурятского государственного университета, -которые показали, что на эвенкийском языке говорило 29% молодёжи и 100% старшего поколения. Но это было почти двадцать лет назад, с тех пор, к сожалению, исследования не проводились, последних данных нет, но сказать, что язык умирает, нельзя! Да, происходит ассимиляция, эвенки ассимилируются с бурятами и русскими, многие говорят на трёх языках, нопока жив хотя бы один эвенк, будет жить и язык.

С 91 годав Бурятском государственном университете открыта специальность- преподаватель эвенкийского языка, на сегодня там обучается 32 студента. Эта специальность очень востребована, после окончания студенты работают во всех уголках России, где есть хоть небольшая эвенкийская диаспора. В Санкт-Петербурге печатаются книги на эвенкийском языке, в основном конечно учебники и пособия для изучения языка.

Хамниганский язык

По классификации ЮНЕСКО хамниганский или хамниган-монгольский язык находится в чевёртой степени опасности, то есть определённо под угрозой исчезновения. По данным, которые приводит финский исследователь Юха Янхунен на этом языке говорит около 2000 человек.

У бурятских же учённых нет сомнений в том, что хамниганский язык не существует, а в Красной книге ЮНЕСКО обозначен просто диалект современного бурятского языка, когда-то очень давно бывшийего прародителем и прародителем современного монгольского языка.

Знаменитый исследователь и «Главный Хамниган» Бурятии Дашинима Дамдинов, доктор филологических наук и заслуженный деятель науки Республики Бурятия, автордвадцати четырёх книг, учебников, монографий и свыше ста пятидесяти научных статей по проблемным вопросам монгольских языков, истории, этнографии, культурно- духовного населения хамниган- одного из племенных объединений киданей- монголов, который в следующем году отметит 85-летие говорит следующее:

Как язык хамниганский уже не существует, в своём письменном виде он сохранился в виде старомонгольских текстов (вертикальная вязь), как чистый архаический монгольский язык, а в разговорном, только уже как диалект бурятского языка. Сейчас на хамниганском говорят мало, это связано напрямую с бурятским языком, как мы знаем его преподавание отменили в Забайкальском Крае, в бывшем Агинском автономном округе.Большую роль играет отсутствие религиозной основы, там не строят дацанов, обычаи забываются. Перспектив у хамниганского языка мало, даже у бурятского перспективы призрачные, что уж продиалект говорить. При этом корни закаменских, иволгинских, селенгинских бурят от хамниган, это язык- прародитель.

Хамниганский язык- это диалект,- соглашается Галина Дырхеева,- причём это определение возникло у нас в отделе, мыкак представители советской лингвистической школы определяем для себя, что такое разговорный язык, что такое письменный, диалект, наречие, жаргон и так далеепо той классификации, по которой нас обучали. Описание уже дано, грамматическое, лексическое.

Сойотский язык

С языком Сойотов связаны сразу две интересные ситуации, во-первых как и в случае с хамниганским, в Бурятии его не считают языком, а всего лишь диалектом бурятского языка, во-вторых письменности у Сойотов, что считается одной из главных характеристик языка, не было до 60-70 годов 20-го века.

По классификации интерактивного атласа исчезающих языков мира ЮНЕСКО , сойотский язык считается полностью вымершим, первая степень. На этом языке когда-то разговаривали жители горной Оки (Окинский район республики Бурятия).

Я не знаю, кто был инициатором этой проблемы, - говорит Галина Дырхеева, - но считается, что, был какой-то официальный документ, касаемый малочисленных народов, появились льготы, привилегии. Люди, которые официально считались бурятами, стали причислять себя к сойотам по предкам. Признание их самостоятельной народностью было всё-таки кем-то инициировано, кем, я не могу сказать. Позже одним из пунктов признания, конечно стал самостоятельный язык и тогда уже начали говорить, что кто-то говорит по- сойотски, а фактически никто не говорит. Валентин Иванович Рассадин, наш величайший учёный, который сейчас живёт в Элисте, в 60-70 годы ездил, собирал материал, он написал очень много материала того периода, ведь тогда ещё были носители языка.

Далее происходило следующее, благодаря опыту написания учебников и букварей по языку тофалар, Рассадина попросили сделать тоже самое по сойотам. То есть можно сказать, что он практически придумал письменность, опираясь на разговорный диалект. До этого не было ничего. Для ЮНЕСКО определение сойотского диалекта, как самостоятельного языка, скорее всего, важно для определения значимости своей Красной Книги. В любом случае даже сойотского диалекта бурятов на сегодня практически не существует.

Бурятский язык многодиалектный. Различия между диалектами в большей мере связаны с этническими делениями их носителей. Носители каждой группы диалектов составляют определенную этническую группу - хоринскую, цонгольскую, сартульскую, хамниганскую, хонгодорскую, эхиритскую и булагатскую. Но это не абсолютно, так как немалый период (столетия) взаимодействия монголоязычных этносов - представителей разных племенных объединений на од­ной или смежной территории не могли не отразиться на их языке.

Несмотря на очевидность такой диалектной дифференциации современного бурятского языка, некоторые диалектологи до сих пор, вероятно, в силу тради­ции продолжают придерживаться так называемого территориального принципа деления на западные, восточные и южные диалектальные группы. Такая клас­сификация бурятских говоров, во-первых, не точна терминологически, во-вто­рых, этому противоречит сам фактический материал. Например, один из самых восточных (географически) говоров - баргузинский относится к западной диа­лектной группе.

При таком членении бурятских диалектов в одной группе оказываются бар­гузинский и тункинский говоры, которые разнятся как генетически, так и линг­вистически, не говоря уже о чисто территориальном объединении двух больших и самостоятельных диалектных массивов: аларских и эхирит-булагатских гово­ров. Носители этих говоров не связаны ни по происхождению, ни по языку. Ге­нетически аларские буряты относятся к хонгодорскому племенному объедине­нию, тогда как генеалогия эхиритов и булагатов тянется от древних монголь­ских племен икиресов и булгачинов. Наиболее типичные для монгольских язы­ков фонетические изоглоссы типа ž j и их лексиколизация: алар. ž argal - эхирит.-булаг. jargal "счастье", алар. žƐ l - эхирит.-булаг. jel "год", алар. ž ada - эхи-рит.-булаг. jada "копье" и т.п. не дают основания для объединения их в одну диа­лектную группу. Даже территориально носители эхирит-булагатского и алар-ского диалектов значительно отдалены друг от друга. Вплоть до последних лет (до образования единого автономного округа) они почти не имели каких-либо контактов, разъединяла их своенравная Ангара. Аларские буряты имели более тесные связи скорее с тункинскими бурятами, нежели с эхиритами и булагатами.

Это отметил выдающийся деятель бурятской культуры и науки Ц. Жамцарано который записывал фольклор как раз в указанных выше регионах этнической Бурятии.

Таким образом, разделение этого большого бурятоязычного массива, не со­всем обоснованно отнесенного к одному западнобурятскому наречию, на две са­мостоятельные диалектные группы, будет оправдано как исторически, так и лингвистически. Поэтому вполне справедливо и логично укладываются в систе­му классификации бурятских диалектов говоры тункинских, закаменских, баргузинских и байкало-кударинских бурят, которых относили ранее то к каким-то искусственно придуманным промежуточным диалектам, то чисто географиче­ски к прибайкальско-саянским, или просто механически объединяли с западно-бурятскими говорами.

Теперь к эхирит-булагатскому наречию закономерно относятся говоры баргузинских и байкало-кударинских бурят, а говоры аларских, тункинских, окинских, закаменских бурят по всем присущим им языковым и в какой-то степени территориальным критериям составляют самостоятельную диалектную группу, которую наиболее целесообразно назвать аларо-тункинским наречием. Безого­ворочное причисление к этой диалектной группе говора унгинских бурят всего несколько десятилетий назад было весьма проблематичным. Однако в настоя­щее время, благодаря интенсивным контактам последних лет, связанным, глав­ным образом, с внешними факторами социально-экономического характера, уже можно относить унгинский говор к аларо-тункинской диалектной группе.

Собственно аларский диалект не ограничивается нынешними администра­тивными границами , он распространяется на несколько бу­рятских сел Зиминского и Усть-Удинского районов, образуя своеобразное аларское диалектное койне.

Аларский говор имеет значительные внутренние различия. Они не были в свое время зафиксированы Н. Поппе, так как его работа "Аларский говор" яв­ляется результатом наблюдений, произведенных в течение лета 1928 г. лишь в одном с. Элзетуе, как пишет сам автор. Описание фонетических особенностей говора с. Элзетуй дается им подробно, с обоснованными обобщениями. Однако такие большие и своеобразные массивы с бурятским населением, как Аляты, Зоны, Шапшалтуй, Нельхай, Балтуй, Куйты, не говоря уже о селениях унгин­ских бурят, остались вне поля зрения исследователя.

Экспедицией отдела языкознания ИМБиТ СО РАН 1962 г. были охвачены все населенные бурятами пункты. В "отчете о работе аларо-унгинского отряда" отмечено, что говор унгинских бурят лишь лексически отличается от говора собственно аларских бурят. Говор же бурят проживающих в бывшем , имеет серьезные внутренние различия. Прежде всего особняком стоит нельхайский куст, куда относятся, кроме самого с. Нельхай, улусы Бахтай, Ха-дахан, Ундур Хуан, Абхайта, Зангей и Кундулун. Бросается в глаза то, что жи­тели этих сел употребляют в начале слов среднеязычный щелевой сонант j вме­сто щелевого смягченного звонкого согласного ž, употребительного в языке других аларских, а также унгинских бурят. Одной из характерных особенностей является то, что в говоре с. Балтуй, расположенного в 15 км к юго-востоку от с. Нельхай, так же, как и в байкало-кударинском говоре, наблюдается последо­вательная замена общебурятского h в начале слова щелевым х . Говор нельхайских бурят примыкает к булагатскому диалекту.

Для составления полной картины диалектной дифференциации бурятоязычной территории западной части Иркутской области следует сказать еще и о го­воре нижнеудинских бурят. Основываясь на исследованиях Г.Д. Санжеева, Д.А. Дарбеевой, В.И. Рассадина, а также на экспедиционных материалах сот­рудников отдела языкознания ИМБиТ, можно уверенно заключить, что выделе­ние языка нижнеудинских бурят в особый говор сомнению не подлежит. Следу­ет отметить, что на этом говоре говорили не только население сел Кушун и Мунту-Булак, то есть собственно нижнеудинские буряты, но и население сел Кукшинай и Подсочка Тулунского района. С сожалением приходится признать, что в последнее время этот говор фактически замыкается в одном селе Кушун Иркутской области.

Наибольший диалектный пласт в бурятоязычной территории Иркутской об­ласти занимает эхирит-булагатское наречие, в которое входят достаточно само­стоятельные говоры идинских и осинских, а также сайгутских и китойских бу­рят, пока еще не потерявшие связи с идинскими и булусинскими (булагаты, про­живающие в Иркутской области) бурятами. Эхириты и булагаты, проживающие компактно в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Качугском районах, давно уже образовали своеобразное койне, на базе наибо­лее распространенного на данной территории эхиритского говора, вобравшего в себя особенности булагатских говоров, распространенных в нынешнем Эхирит-Булагатском административном районе.

Язык ольхонских бурят мало отличается от эхирит-булагатского говора. Правда, Ц.Б. Цыдендамбаев уточняет это весьма своеобразно: "... язык бурят, живущих по северному побережью , западнее села Курмы, и на острове , в основном тот же, что и язык байкало-кударинских бурят... Язык же бурят, живущих в более восточной части северного побережья Байкала и остро­ва Ольхон, сильно напоминает язык баргузинских бурят... Уже можно говорить, во-первых, о включении в территорию баргузинского говора сел Качериково, Онгурёны и Зама , во-вторых, о выделении ольхоно-кударинского говора" (из отчета).

Объединение указанных выше говоров на такой платформе высказывается впервые. Если существование ольхоно-кударинского местного говора вполне допустимо, то объединение баргузинского говора с говором ольхонцев, прожи­вающих в восточных селах северного побережья Байкала, весьма проблематич­но, так как между ними нет и не было постоянного контакта. Но бесспорно то, что эти родственные говоры еще не потеряли языкового единства с коренным эхиритским говором и соответственно между собою.

Эхирит-булагатские говоры заметно отличаются друг от друга, но по ряду существенных фонетических особенностей объединяются в одно наречие. При­чем это наречие довольно близко по-своему грамматическому строю и другим признакам хоринским говорам. Не случайно, как уже говорилось выше, Ц. Жам­царано, отмечал, что наречие эхиритов и булагатов ближе к хори-бурятскому, нежели к наречию аларских и части балаганских бурят.

Одной из характерных черт этой группы говоров в области фонетики явля­ется ёканье, то есть там, где в литературном языке и некоторых других говорах в анлауте произносится ž, в эхирит-булагатских говорах произносят j. Например: лит. ž abar "хиус" (ветер) - эхирит.-булаг. jabar . лит. ž alga "долина" - эхирит.-булаг. jalga . лит. ž ada "копье" - эхирит.-булаг. jada и т.д.

В восточной части бурятоязычной территории преобладающее место зани­мает обширный регион собственно хоринского диалекта, составивший основу литературного бурятского языка. Носители хоринского диалекта и в количест­венном отношении значительно преобладают над представителями других диа­лектных подразделений бурятского языка. Собственно хоринцы - это предста­вители 11 хоринских родов, проживающие в Республике Бурятия и Читинской области. Хоринское наречие - самое крупное диалектное подразделение бурят­ского языка, куда входит собственно хоринский говор, распространенный на территории нынешних трех больших административных районов Республики Бурятия: Еравнинского, Хоринского и Кижингинского. В этой части хоринский диалект составляет своеобразное койне, взятое за основу литературного произ­ношения. К этому наречию относится и агинский говор, распространенный в Читинской области (за исключением говора ононских хамниган), тугнуйский го­вор, основной особенностью которого является фонетический признак оканья. Этот произносительный признак распространяется на довольно обширную тер­риторию, доходит на востоке до Дода-Гола по Уде, до Ойбонтуя по р. Курбе. В Кодуне и Кижинге замечено лишь спорадическое оканье. Целиком окают мухоршибирцы, заиграевцы. Полоса оканья проходит по долинам рек Тугнуя, Курбы и среднему течению р. Уды.

Заметным фонетическим своеобразием собственно хоринского говора, от­личающим его как от других диалектов, так и от литературного языка, являет­ся смягченное произнесение согласных в таких словах, как Ɛ rd Ɛ m "наука", хƐ l ` i ŋ "язык" вместо Ɛ rd Ɛ m , x Ɛ l Ɛ n в тех же значениях в других говорах. В литературном языке приняты последние нормы. Или, например, слова, имеющие в основе мяг­кий r`, типа mor " i ŋ "лошадь", ϋr`i "долг" в совместном падеже в хоринском гово­ре приобретают форму: mor " t "Ɛ: ϋ rit "Ɛ: вместо mor " itoe : ϋ r " it Ɛ : в других говорах и литературном языке.

Гласные ɵ, у в хоринском говоре существуют, но они не являются самостоя­тельными фонемами, а являются лишь аллофонами одной и той же фонемы. К хоринскому наречию примыкают говоры иволгинских и североселенгинских (или ближнеселенгинских) бурят, которые по своему происхождению относятся, в ос­новном, к булагатским и частично эхиритским родам. Надо полагать, что языковая ассимиляция эхирит-булагатских бурят, осевших на достаточно обширной терри­тории по долине Селенги, связана с непосредственным и постоянным языковым контактом с носителями хоринского диалекта. Возможно, здесь сыграло не пос­леднюю роль влияние бурятского литературного языка, в основу которого лег тот же хоринский диалект (школьное обучение, печать, радио и телевидение). Этому ассимиляционному процессу, бесспорно, сопутствовал и религиозный фактор. Тем не менее главным причинно-следственным фактором перехода эхиритов и булагатов на хоринскую речевую норму является живой языковой контакт, че­го не было между носителями баргузинского говора и хоринцами, между хоринцами и байкало-кударинцами. Баргузинские и байкало-кударинские буряты жили в какой-то мере изолированно от основного населения края - хоринских бурят. Даже более мелкие языковые ответвления сохраняют свой первичный облик при изоляции от других родственных языковых сообществ. Например, самый запад­ный "форпост" бурятоязычного ареала - говор нижнеудинских бурят остается самостоятельным изолированным говором. Как уже говорилось выше, сейчас он фактически сохраняется, только в одном с. Кушун. Противоположную картину представляет языковая эволюция ольхонских и байкало-кударинских бурят, по­селившихся среди коренных хоринцев в Еравнинском и Кижингинском районах Бурятии. Ольхонские переселенцы, обосновавшиеся недалеко от с. Можайка, хо­тя и живут компактно, уже говорят на литературном бурятском языке. А байка­ло-кударинские буряты из нескольких прибрежных сел, подвергшихся стихийно­му бедствию (Байкальский провал), переселились в Кижингинский район и, не­смотря на сравнительно малый срок, уже говорят на хоринском диалекте.

В диалектологической литературе говор цонголов и сартулов, распростра­ненных в южной части этнической Бурятии, называют по-разному: южный, цонголо-сартульский, цокающий и т.п. Наверное, каждое название по-своему отра­жает суть проблемы. Действительно, представители этого диалекта являются сравнительно недавними выходцами из Монголии (конец XVII - начало XVIII в.) и еще не потеряли черт монгольского языка. До сих пор сохраняется употребле­ние аффрикат, вместо общебурятского фарингального звука h произносится сильный спирант s и т.п.

В последнее время к этой группе говоров стали причислять еще говор онон­ских хамниган, разбросанных по Кыренскому, Дульдургинскому, Акшинскому, Моготуйскому, Шилкинскому и Карымскому районам Читинской области. Если по языку действительно имеется ряд объединяющих моментов между цонгольским, сартульским и хамниганским говорами, то по всем другим параметрам хамниганы ничего общего с цонголами и сартулами не имеют. Относительно происхождения хамниган существуют различные гипотезы. Одни считают, что нынешние хамниганы являются выходцами из Внутренней Монголии и монгола­ми по происхождению (Дамдинов. 1993. С. 28); другие полагают, что они тунгус­ского происхождения, ассимилировавшиеся в языковом отношении с монголами (Цыдендамбаев. 1979. С. 155).

В территориальном отношении цонголы и сартулы близки между собой, за­нимают смежные регионы, но хамниганы значительно отдалены от них и ника­ких контактов с ними не имеют и не имели.

Так или иначе, данные говоры в последние 200-300 лет находятся в непо­средственном взаимовлиянии со смежными бурятскими говорами. С точки зре­ния фонетической характеристики они могут быть отнесены к бурятскому язы­ку лишь условно. Правда, значительный период взаимодействия этих говоров с бурятскими говорами оставил в них заметные следы. В настоящее время эти го­воры представляют собой переходный тип между монгольским и бурятским языками.

Состав фонем в цакающих говорах и других бурятских говорах не совпада­ет. Во всех трех говорах (цонгольском, сартульском и хамниганском) широкое употребление имеют аффрикаты t "š. d "ž, ts , dz , не употребляется фарингальный h , употребляется глухой сильный смычный звук к , который в хамниганском го­воре выступает как самостоятельная фонема, а в других говорах звук к встреча­ется значительно реже и выступает как факультативный вариант фонемы х .

Однако при классификации бурятских диалектов целесообразнее отказать­ся от искусственного причисления говора ононских хамниган к цонголо-сартульской диалектной группе, оставив его в качестве самостоятельного изолирован­ного говора на восточной части бурятского диалектного ареала, аналогично то­му как в самой западной части бурятоязычной территории остался сам по себе изолированный нижнеудинский говор.

Результаты анализа различных классификационных систем бурятских диа­лектов, предложенных ведущими языковедами-монголоведами за последние де­сятилетия, показывают, что бурятский язык в настоящее время подразделяется на четыре диалектные группы.

Первая - хоринская группа говоров, или хоринское наречие, состоит из соб­ственно хоринского говора, агинского, тугнуйского (или тугнуйско-хилокского), североселенгинского (или ближнеселенгинского) говоров.

Вторая - эхирит-булагатское наречие. Это собственно эхирит-булагатский говор, боханский и ольхонский говоры, а также говоры баргузинских и байкало-кударинских бурят.

Третья - аларо-тункинское наречие. Сюда входит аларский говор, тункино-окинский и закаменский говоры, а также говор унгинских бурят.

Четвертая - цонголо-сартульское наречие, состоящее из двух говоров: цон-гольского и сартульского.

В эту четкую диалектную систему современного бурятского языка никак не вписывается говор нижнеудинских бурят, оставшийся на самой западной окраи­не бурятоязычной территории, а также говор ононских хамниган в Читинской области. В классификационную систему диалектов бурятского языка они входят как самостоятельные изолированные говоры, не связанные ни с одним из пере­численных выше говоров, распределенных по четырем диалектным группам.

Монгольская ветвь Северомонгольская группа Центральномонгольская подгруппа Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 :

bua - бурятский (общий)
bxr - бурятский (Россия)
bxu - бурятский (Китай)
bxm - бурятский (Монголия)

См. также: Проект:Лингвистика

Буря́тский язы́к (бурят-монгольский язык , самоназвание буряад-монгол хэлэн , с 1956 - буряад хэлэн ) - язык бурят и некоторых других народов монгольской группы. Один из двух (вместе с русским языком) государственных языков Республики Бурятия .

О названии

Ранее назывался бурят-монгольский язык . После переименования Бурят-Монгольской АССР (1923) в Бурятскую АССР (1956) язык получил название бурятский .

Вопросы классификации

Относится к северно-монгольской группе монгольских языков .

Лингвогеография

Ареал и численность

Буряты населяют таёжную и подтаёжную полосу северной Монголии вдоль российской границы в Дорнод , Хэнтий , Сэлэнгэ и Хувсгел аймаках , а баргуты - в Хулун-Буирском округе Автономного района Внутренняя Монголия на северо-востоке Китая (некоторые источники квалифицируют язык баргутов как диалект монгольского языка ).

Общее число говорящих на бурятском языке - около 283 тысяч человек (2010) , в том числе в России - 218 557 (2010, перепись), в Китае ок. 18 тысяч , в Монголии 46 тысяч .

Социолингвистические сведения

Бурятский язык выполняет функции общения во всех сферах обиходно-бытовой речи. На литературном бурятском издается художественная (оригинальная и переводная), общественно-политическая, учебно-научная литература, республиканские («Буряад үнэн») и районные газеты, работают оперный, драматический театры, радио, телевидение. В Республике Бурятия во всех сферах языковой деятельности функционально сосуществуют бурятский и русский языки, которые с 1990 года являются государственными языками , так как основная масса бурят двуязычна. Устав Забайкальского края устанавливает, что «на территории Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык» . Устав Иркутской области устанавливает, что «органы государственной власти Иркутской области создают условия для сохранения и развития языков, культур и иных составляющих национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа» .

Диалекты

Выделяют диалекты:

Особняком стоят нижнеудинский и ононско-хамниганский говоры.

Принцип дифференциации диалектов основан прежде всего на различиях лексики, частично фонетики. В морфологии нет существенных различий, препятствующих взаимопониманию носителей разных диалектов.

Западный и восточный диалекты представляют наиболее ранние и давно сложившиеся диалектные группы, имевшие разные письменные традиции. Границы их распространения довольно четкие. Эти диалекты испытали на себе влияние разных культурных традиций, что отразилось прежде всего на их лексическом составе.

Южный диалект, будучи более позднего происхождения, образовался в результате смешения бурятских и халха-монгольских родов. Последние поселились среди восточных бурят в XVII в.

Письменность

С конца XVII в. в делопроизводстве и религиозной практике использовалось классическое монгольское письмо . Язык конца XVII-XIX вв. условно именуется старобурятским литературно-письменным языком. Один из первых крупных литературных памятников - «Путевые заметки» Дамба-Даржа Заягийна (1768).

Западные буряты до революции пользовались русским письменным языком, им не был знаком классический монгольский язык.

В начале XX века были предприняты первые попытки создания бурятской письменности на основе латинского алфавита . Так, в 1910 году Б. Б. Барадиным была издана брошюра «Buriaad zonoi uran eugeiin deeji» (Отрывки из бурятской народной литературы ), в которой использовался латинский алфавит (без букв f, k, q, v, w ) .

В 1926 году началась организованная научная разработка бурятской латинизированной письменности. В 1929 году проект бурятского алфавита был готов. Он содержал следующие буквы: A a, B b, C c, Ç ç, D d, E e, Ә ә, Ɔ ɔ, G g, I i, J j, K k, L l, M m, N n, O o, P p, R r, S s, Ş ş, T t, U u, Y y, Z z, Ƶ ƶ, H h, F f, V v . Однако этот проект не был утверждён. В феврале 1930 года был утверждён новый вариант латинизированного алфавита. Он содержал буквы стандартного латинского алфавита (кроме h, q, x ), диграфы ch, sh, zh , а также букву ө . Но в январе 1931 года официально была принята его изменённая версия, унифицированная с другими алфавитами народов СССР .

Бурятский алфавит 1931-1939 годов :

A a B b C c Ç ç D d E e F f G g
H h I i J j K k L l M m N n O o
Ө ө P p R r S s Ş ş T t U u V v
X x Y y Z z Ƶ ƶ ь

В 1939 году латинизированный алфавит был заменён кириллицей с добавлением трёх специальных букв (Ү ү, Ө ө, Һ һ ).

Современный бурятский алфавит:

А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж
З з И и Й й К к Л л М м Н н О о
Ө ө П п Р р С с Т т У у Ү ү Ф ф
Х х Һ һ Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы
Ь ь Э э Ю ю Я я

Буряты трижды меняли литературную базу своего письменного языка с целью приближения к живому разговорному языку. Наконец в 1936 году в качестве основы литературного языка на лингвистической конференции в Улан-Удэ был выбран хоринский говор восточного диалекта, близкий и доступный для большинства носителей.

Википедия на бурятском языке

История языка

История бурятского языка традиционно делится на два периода: дореволюционный и советский, которые характеризуют коренные изменения социальных функций письменного языка, обусловленные сменой общественной формации.

Влияние других языков

Длительные контакты с русскими и массовое двуязычие бурят оказали влияние на бурятский язык. В фонетике это связано со звуковым обликом русизмов, советизмов, интернационализмов , которые вошли в литературный бурятский язык (особенно в его письменную форму) с сохранением звуковой структуры языка-источника.

Вместе с новыми словами проникли в заимствующий язык звуки [в], [ф], [ц], [ч], [щ], [к], отсутствующие в фонологической системе литературного бурятского языка и вносящие нечто абсолютно новое в звуковую организацию слова, в норму сочетаемости гласных и согласных. В анлауте стали употребляться согласные р, л, п, которые не употреблялись в начале исконных слов. Согласный п встречался в анлауте изобразительных слов и заимствований, но ранние заимствования с анлаутным п заменялись согласным б типа «пуд/бүүд», «пальто/больтоо».

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

В современном литературном языке имеется 27 согласных , 13 гласных фонем, четыре дифтонга .

Для фонетики бурятского языка характерен сингармонизм - палатальный и лабиальный (губной). Смягчённые оттенки твёрдых фонем употребляются только в словах мягкого ряда, несмягчённые оттенки твёрдых фонем - в словах с твердорядным вокализмом, то есть наблюдается сингармонизм согласных фонетического характера.

В отдельных говорах имеются фонемы к, ц, ч. Фонемы в, ф, ц, ч, щ, к в литературном языке употребляются только в заимствованных словах. Артикуляция этих согласных освоена в основном двуязычным населением.

Морфология

Бурятский язык относится к языкам агглютинативного типа. Однако встречаются и элементы аналитизма, явления фузии , разные типы удвоения слов с изменением их морфологического облика. Аналитически (с помощью послелогов , вспомогательных глаголов и частиц) выражаются некоторые грамматические категории .

Имя

В 1-м лице мн. ч. личных местоимений различаются инклюзив (бидэ, бидэнэр/бидэнэд) и эксклюзив (маанар/маанууд). Эксклюзивная форма местоимения 1-го лица мн. числа употребляется редко.

  • Единственное число
    • 1 л. -м, -мни, -ни: ахам, ахамни (брат мой), гарни (рука моя)
    • 2 л. -ш, -шни: ахаш, ахашни (брат твой), гаршни (рука твоя)
    • 3 л. -нь, -ынь(иинь): ахань (брат его), гарынь (рука его)
  • Множественное число
    • 1 л. -мнай, -най: ахамнай (брат наш), колхознай (колхоз наш)
    • 2 л. -тнай: ахатнай (брат ваш), колхозтнай (колхоз ваш)
    • 3 л. -нь, -ынь(иинь): ахануудынь (братья их), колхозуудынь (их колхозы)

Частицы личного притяжания присоединяются ко всем падежным формам имен. Безличное притяжание указывает на общую принадлежность объекта и оформляется частицей «аа», присоединяемой к разным основам имён в форме косвенных падежей.

Прилагательное

Синтаксис

  • Бурят-монгольско-русский словарь/ Сост. К. М. Черемисов; Под ред. Ц. Б. Цыдендамбаева . - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1951.
  • К. М. Черемисов. Бурятско-русский словарь. - М.: Сов. энциклопедия , 1973. - 804 с.
  • Русско-бурят-монгольский словарь/ Под ред. Ц. Б. Цыдендамбаева . - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. - 750 с.
  • Шагдаров Л. Д., Очиров Н. А. Русско-бурятский словарь. - Улан-Удэ: Буряад унэн, 2008. - 904 с.

Ссылки

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png