Вегетативное размножение в декоративном растениеводстве чаще всего преследует цель получить растения с определенными качествами: формой кроны, окраской и формой листьев, махровостью цветков и т.п., которые при семенном размножении потомству не передаются или передаются очень небольшому количеству экземпляров.

Размножение неотделенными частями

Получение новых растений из не отделенных от материнского экземпляра частей включает в себя получение растений из стебле­вых отводков и корневых отпрысков.

Размножение отводкамиприменяется в первую очередь для лип и их форм, роз, сиреней, чубушников, гортензии, калины буль-де-неж, форм елей и вьющихся растений, граната; может приме­няться для бересклета европейского, бобовника, боярышников, бузины, калины обыкновенной, кизильников, облепихи, спирей, берез, вязов, пихт, лещины, лиственниц, лоха, можжевельников, ясеней, форзиции, вейгелы.

На специальную отводковую плантацию высаживают стандарт­ные саженцы на расстоянии между растениями 1,5-2 (кустарни­ки) и 3-4 м (деревья). Через год после посадки (в течение этого года ведется тщательный уход и полив), весной, саженцы сильно обрезают - сажают на пень, оставляя над землей побег 12-18 см. В год обрезки на оставшемся пне развиваются порослевые побеги длиной (в зависимости от породы) 40-60 и 100-150 см. Эти побеги (не все, а 3 / 4 их количества) весной следующего, третье­го, года различными способами укладывают на землю, прикреп­ляют к почве и присыпают землей, богатой органическими веще­ствами. Можно побеги не пригибать к земле, а окучить их, но в этом случае получаются растения с худшей корневой системой. Укоренившиеся отведенные побеги доращивают на плантации еще год, после чего их отделяют от материнского растения и высажи­вают для дальнейшего формирования на новую площадь.

Рис. Различные способы размножения отводками:

а - отведение ветвей в канавки дужкой; б - отведение ветвей змейкой; в - раскладка ветвей (китайский способ); г - отведение ветвей окучиванием

Корневыми отпрысками размножают осину, тополи серебрис­тый, белый, осокорь, груши, сливы, черемухи, лох, скумпию, дерен, робинию и другие породы. У большинства растений отпрыски развиваются на корнях, расположенных на глубине 1 - 3 см, но у некоторых - слив, вишен - на глубине около 50 см. В последнем случае для получения отпрысковых растений нужно спиливать маточные растения, поэтому этот прием применяют редко.

Корневые отпрыски заготовляют на маточных участках, вызы­вая их обильное появление путем перепашки междурядий и пора­нения корней. Заготовка корневых отпрысков нередко произво­дится простейшим приемом: отрыванием от материнского корня (отдирками).

У отдирок корневая система обычно развита слабо, поэтому для успешного укоренения растений надземную часть обязатель­но укорачивают.

Размножение кустарников делениемкустов применяют только к корнесобственным растениям, способным к увеличению разме­ров в результате появления отпрысков (чубушник, магония, снеж­ноягодник, дейция, бересклет, спирея, шиповник, смородина, бирючина, олеандр, жасмин, барбарис и др.).

Деление куста на две или более частей проводится непосред­ственно на месте остро отточенной лопатой.

Размножение отделенными от растения частями

Отделенные части растений, из которых должны развиться новые самостоятельные растения, называются черенками. Размножение отделенными частями производится корневыми, стеблевыми одревесневшими, стеблевыми полуодревесневшими (зелеными), листовыми черенками. В декоративном древоводстве используют в основном стеблевые черенки, меньше - корневыеи совсем не используют листовые черенки. Новые растения из стеблевых черенков получают путем их укоренения или прививки на другие растения (подвой).

Размножение корневыми черенками применяется очень ограниченно: считается, что оно возможно для пород, дающих корневые отпрыски, - роз (шиповников), ольхи, робинии, виш­ни, сливы, осины, липы, боярышников, хеномелеса, берескле­та и др.

Корневые черенки берут в октябре-ноябре или очень рано весной, до роста надземной части. Длина черенков 5-8, толщина 0,5 - 1,5 см. При посадке нельзя путать базальную и апикальную части черенков, они должны быть строго сориентированы. Иссле­дования ясеня пушистого показали, что способность к образова­нию как корней, так и надземной части выше у черенков, взятых из зоны, близкой к корневой шейке; по мере удаления от нее эта способность снижается и на расстоянии 20-25 см от корневой шейки практически равна нулю. Для ясеня пушистого оптималь­ные размеры корневых черенков таковы: длина 10-12, диаметр 4-6 см.

Возможность размножения корневыми черенками хвойных по­род не изучалась.

Размножение одревесневшими (зимними) черенками

Это наиболее простой вид вегетативного размножения. Исполь­зуются однолетние вызревшие ветки. Более старые ветви исполь­зуют при размножении тополей (двулетние) и ивы серебристой (трех-, четырехлетние). На черенки берут вегетативные, сильно­рослые ветки из средней части кроны.

Одревесневшие черенки, предназначенные для укоренения в открытом грунте, представляют собой части ветки длиной 15 - 30 см с несколькими (тремя-семью) междоузлиями (рис.). В осо­бо тяжелых климатических условиях (в Каракумах) их делают бо­лее длинными - 40-50 см. Черенки длиной более 20 см высажи­вают наклонно под углом 40°, что облегчает в последующем вы­капывание растений.

Если одревесневшие черенки укореняют в парниках, их наре­зают длиной 4-10 см, что зависит от длины междоузлий, кото­рых должно быть не менее трех.

Для получения черенков ветви заготовляют чаще всего осенью, после листопада, реже зимой и еще реже весной, до начала со­кодвижения (в феврале-марте).

Рис. Одревесневшие (1) и зеленые (2) черенки:

а- тополя; б и в - розы; г - сирени; I - удаленные почки; II - укороченные листовые пла­стинки

Предпочтительнее срезать ветви после листопада, потому что в это время в тканях ветвей больше, чем зимой и весной, пластических веществ, необходимых для хорошего укоренения и дальнейшего роста растений.

Сажают черенки в откры­тый грунт глубоко, до верхней почки, на легких почвах и в южных районах - вертикаль­но, на тяжелых почвах и в средней зоне - наклонно.

Размножение одревесневшими черенками весьма эффективно для хвойных пород (рис.), но технология их размножения имеет следующие особенности:

черенки берут непосредственно перед укоренением; сроки че­ренкования приходятся на апрель-май, до начала вегетации; черенки берут с верхушечной почкой и с «пяткой».

Рис. Черенкование хвойных пород (на примере туи):

а - неправильно срезанный черенок; б - правильно срезанный черенок с «пят­кой» с последующим укорачиванием коры; в - правильно срезанный черенок по кольцу

Непосредственно в открытом грунте укореняются черенки то­полей, ив, чубушника, вейгелы, форзиции, а также вечнозеле­ных - олеандра, бересклета японского, самшита, жасмина, жи­молости блестящей. У вечнозеленых на черенки берут приросты прошлого года, у черенков на базальной части (на 2 / 3 длины черенка) удаляют листья. У зимних черенков розы в этой части удаляют все почки. Черенки на укоренение в открытом грунте сажают под меч Колесова, под сажальный колышек, оставляя над землей одну почку. Черенки высаживают в гряды по схеме 10x10 см, для сильнорослых видов расстояние между черенками увеличивают до 30 см. Можно сажать и лентами - расстояние между лентами 50 - 70 см, строк в ленте - 2 - 3, расстояние посадки в ряду - 15 - 20 см.

В закрытом грунте - в парниках, под пленкой - укореняют одревесневшие черенки трудноукореняющихся видов, редких и ценных сортов, имеющих длину 4-10 см, в зависимости от длины междоузлий. Их высаживают ранней весной на расстоянии 5 см друг от друга в слой песка толщиной 10 см, насыпанного на хорошо дренированный плодородный субстрат (почву). Черенки укореня­ются 4-6 недель, затем в июле-августе их высаживают в откры­тый грунт отдела размножения, где они растут еще 1 - 2 года до высадки в открытый грунт соответствующей школы деревьев или кустарников. Укоренившиеся черенки быстро растущих пород из-под пленки или из парника высаживают сразу в школу.

Размножение зелеными (летними) черенками

Для размножения растений этим способом используют побеги, текущего года, закончившие или заканчивающие свой прирост, но еще не успевшие одревеснеть и находящиеся в состоянии полуодревеснения. Морфологически состояние полуодревеснения побега характеризуется тем, что основание побега стало твердым, а вершина еще травянистая. Середина же побега гибкая, зеленая не окрашивается в цвет, свойственный одревесневшим побегам конкретной породы.

Техника черенкования. Зеленые черенки имеют длину 5-7 в зависимости от размеров междоузлий могут иметь одно (у сирени) или два (у розы) междоузлия. Глубина посадки зеленых черенков 0,5-1,0 см; на 1 м 2 площади высаживают 200 до 800 черенков в зависимости от величины листьев.

Нарезают черенки ножом, секатором или фрезой в утренни часы или в пасмурную погоду.

Обычно у зеленых черенков лиственных пород при их нарезке получаются два среза - в верхней (апикальной) и нижней (базальной) части. Однако у некоторых пород хорошо укореняются лишь черенки из верхней части побега с верхушечной почкой, такие черенки имеют лишь один срез внизу (актинидия, миндаль трехлопастный, арония черноплодная, карагана древовидная, виш­ня войлочная, скумпия, облепиха, гортензии, смородина крова­во-красная, вяз Андросова, калина обыкновенная карликовая). Че­ренки хвойных пород также берут преимущественно с верхушечной почкой и для большинства видов - с побегов, растущих вертикально, так как у растений, полученных из черенков от боковых побегов, обычно сохраняется тенденция расти не вверх, а в сторону (топофизис).

У хвойных пород, имеющих укороченные междоузлия, черен­ки заготовляют путем отдергивания веточек от материнской вет­ки. При этом на текущем побеге остается кусочек древесины. Укоренение производят в парниках, теплицах.

Прививки

Прививки - это искусственное сращивание прививаемого ком­понента - привоя - с растением, на которое прививается при­вой, - подвоем. Приемы прививок были разработаны еще в древ­ности, их описывали в произведениях древних римлян. Главной областью, в которой разрабатывались способы прививок, является плодоводство, где необходимо массовое размножение сортов. Те же цели преследует и декоративное растениеводство при размно­жении форм, сортов, клонов. В результате прививки привой и под­вой срастаются в единый растительный организм, каждая часть которого, развиваясь, сохраняет свои функции: подвой снабжает все растение водой и минеральными веществами из почвы, а при­вой, образующий крону растения, обеспечивает растение про­дуктами фотосинтеза - органическими веществами.

При прививках приходится строго учитывать свойства привоя и подвоя, влияющие как на приживаемость прививок, так и на долголетие сложного организма.

Хорошее срастание тканей и максимальное долголетие обеспе­чиваются при прививках близких в систематическом отношении видов, а также при прививках форм и сортов на тот вид, от кото­рого они происходят. Биологически несовместимые подвои и при­вои или не срастаются совсем, или образуют нежизнеспособные организмы. Примером последнего в декоративном растениевод­стве может служить опыт прививки сортов сирени обыкновенной на сирени венгерской. Прививки эти стали практиковаться в силу того, что сирень венгерская более сильнорослая, чем сирень обык­новенная, и скорее дает готовый подвой для кустовых, полуштам­бовых и штамбовых растений. Но через 5 -9 лет, в зависимости от привитого сорта, выявляется его несовместимость - в месте при­вивки образуется наплыв и привой отламывается.

Иногда представление о несовместимости создается из-за не­достаточно точного знания времени сокодвижения у подвоя, от которого зависит успех прививки (например, у группы иволистных груш), от недостаточного соблюдения технологии - подсуш­ки компонентов, загрязнения совмещаемых поверхностей и ма­лого мастерства того, кто прививает.

Взаимовлияние подвоя и привоя у сирени проявляется и в таком факте: при прививке белого сорта на подвой, полученный из семян сирени с сиреневыми цветками, приживаемость быва­ет ниже, чем при прививке на белоокрашенном подвое, да и окраска у сорта из чисто-белой становится грязноватого оттен­ка, что особенно бывает заметно при выгонке сирени зимой в оранжереях.

Прививки различаются: по месту - в корень, корневую шейку, штамб, крону; по времени - весенняя, летняя, осенняя, зимняя; по производству - в закрытом или открытом грунте.

Способы проведения прививок можно объединить в три группы:

аблактировка, или прививка сближением ветвей двух корнесобственных растений;

прививки черенком с 2 -5 почками, взятого от многолетней ветви;

окулировка - прививка одной почки (глазка).

Аблактировка применяется редко и только для трудно сраста­ющихся пород: берез, каштана, бука. Для аблактировки подвой и привой выращивают рядом. На соседних побегах (подвоя и при­воя) делают продольные неглубокие срезы коры с тонким слоем древесины длиной 4-5 см и совмещают обнаженными поверхно­стями. Для прочности на обнаженных участках делают расщепы на % длины поверхности среза. Совмещенные побеги обвязывают мочалом или пленкой. Используют также аблактировку с седлом на верхушечный побег.

Во избежание раскачивания ветром прививку привязывают к колу. После срастания привой отделяют ниже места прививки и срезают крону подвоя выше мес­та прививки.

Прививка черенком заключа­ется в том, что на подвой пере­носят побег с двумя и более глаз­ками. Ее можно проводить разны­ми способами в течение всего года.

Копулировку проводят, если диаметры привоя и подвоя оди­наковы.

Для прочности прививки, как и при аблактировке, вдоль среза также делают ращепы - это ко­пулировка улучшенная (рис.).

Прививку вприклад осуществ­ляют, когда диаметр привоя меньше диаметра подвоя (рис. а). Для большей прочности делают прививку с седлом (рис. б) и с язычком (рис. в).

Рис. Способы копулировки:

а - простая; б - простая копулиров­ка для кленов (сохраняется супротив­ное расположение почек); в - копулировка улучшенная с язычком

Прививка вприклад с седлом легче в исполнении. Наиболее подходящее время - период весеннего сокодвижения, но делают ее и зимой.

Прививки за кору (рис.) - лучший способ для прививок взрослых деревьев и перепрививок; он самый легкий, с него и надо начинать осваивать технику прививок. Время проведения этих прививок - весеннее сокодвижение и зима. Прививку за кору про­водят чаще с разрезом коры, чтобы меньше повреждать камбий при вставлении черенка привоя. Для прочности прививки срез на привое делают с седлецом.

Прививки в расщеп - самые древние и самые несовершен­ные, но самые подходящие для хвойных пород (рис. а).

Триангуляцию (инкрустацию, «козью ножку») проводят для хвойных и нежных лиственных пород в предвесенний период, с января по март, если подвой намного толще привоя (рис.б). Лучшая прививка для ильмовых, а также для ясеня - «в узел», т.е. чтобы почки привоя и подвоя находились на одном уровне.

Боковую прививку (рис.в, г) применяют при пополне­нии кроны недостающими ветвями. Лучшее время для боковой прививки - весна, но розы, сирени можно прививать в закрытом помещении зимой. Черенок - привой берут с пяточкой, которую вставляют за кору разреза на подвое.

Окулировка (прививка глазка, почки) - наиболее часто при­меняемый способ прививки, так как прост, надежен и дает хоро­шие результаты приживаемости для всех лиственных пород. Про­водят ее в два срока: так называемую окулировку весеннюю прорастающим глазком делают в период весеннего сокодвижения; в период позднелетнего оттока, в июле-августе, проводят летнюю окулировку спящим глазком.

Рис.Прививка вприклад: а - простая; б - с седлом; в - с язычком

Рис. Прививка за кору:

а - черенок при простой прививке за кору; б - черенок при улучшенной при­вивке с седлецом; в - прививка без разреза коры подвоя; г - прививка с разре­зом коры подвоя с последующей обвязкой;

В указанные периоды, когда идет активное сокодвижение, кора у подвоев хорошо отделяется от древесины, что является залогом успешного срастания подвоя и привоя.

а б в г

Рис. Способы прививки:

а - в расщеп; б - триангуляция («козья ножка»); в, г - в боковой надрез (боко­вая внадрез)

При окулировке весной привоем служит почка (глазок) пpeдыдущего года, которая распустится и даст побег в этом же году. При окулировке в июле-августе привоем служит почка, образо­вавшаяся этим же летом, она распустится и даст побег лишь после перезимовки, на следующий год (рис.).

Весенняя окулировка по технике исполнения менее удобна, чем летняя, так как у весенней почки нет листового черешка. Поэтому ее раньше применяли редко, но в связи с ростом выпуска привитых растений для расширения сроков работ применяютвсе шире. Кроме того, весенняя окулировка для климатических районов с малоснежными и суровыми зимами является единствен­но возможной, так как глазки, прививаемые в июле-августе, в этих районах за зиму вымерзают.

Существует несколько способов окулировки. Первый и наибо­лее распространенный - окулировка за кору почкой со щитком, состоящим из коры и тонкого слоя древесины, так называемая окулировка с древесиной (рис. а и б).

Второй способ - такая же окулировка за кору, но щиток не имеет слоя древесины - это так называемая окулировка без дре­весины.

Окулировка спящим и прорастающими глазками чаще всего про­водится в Т-образный или крестообразный разрезы (рис. г, д).

Третий способ - окулировка трубкой, когда почка снимается не со щитком, а с большим участком коры,»имеющим прямо­угольную форму. Этот способ применяют при толстокорых под­воях - на орехах, конском каштане, инжире, тунге (рис. е).

Рис. 4.38. Способы окулировки:

а - щиток при окулировке прорастаю­щим глазком (апрель-май), виды сбо­ку и спереди; б - щиток при окулиров­ке спящим глазком (июль-август), виды сбоку, спереди и среза; в - щиток при окулировке вприклад при недоста­точном сокодвижении; г, д - Т-образ­ный и крестообразный разрезы на под­вое; е - снятие участка коры на подвое при прямоугольном щитке

Использование способа, когда кора снимается без куска дре­весины, дает лучшую приживаемость глазков, но он сложен тем, что может проводиться при усло­вии хорошего отделения древеси­ны от коры, иначе часто повреж­дается сосудистый пучок почки и значительное количество привива­емых глазков становятся негодны­ми. Поэтому в практике чаще про­водят окулировку щитком с древе­синой.

Четвертый способ - боковая окулировка вприклад с вырезом на месте пазушной почки подвоя у первого или второго узла однолет­него побега.

В зависимости от требований, предъявляемых к декоративному посадочному материалу, окулировку проводят в разные части подвоя. При выращивании деревьев и кустарников с различной окраской или строением листьев в их естественной жизненной форме окулировку проводят как можно ближе к корневой шейке, чтобы вся надземная часть - штамб и крона у дерева, побеги у кустарников развивались из глазка - привоя. Окулировку плаку­чих и шаровидных форм проводят не в корневую шейку, а в штамб, на высоте, определенной техническими требованиями на матери­ал. В штамб проводят окулировку и для получения штамбовых и полуштамбовых роз и сиреней.

Окулировку в корневую шейку проводят, как правило, на двух-, трехлетних растениях, имеющих диаметр стволика 0,7-1,5 см. Окулировку в полуштамб и штамб проводят по мере достижения подвоем нужной высоты - 0,6-1,5 м, толщина в месте окулировки должна быть 0,7-1,5 см.

Для получения растений, привитых любым способом, необходимо иметь здоровые маточные растения прививаемых (размножаемых) форм и здоровый подвой. Вегетативные подвои выращивают меньше, например для получения карликовых растений.

Вегетативное размножение растений — это размножение с помощью вегетативных органов — корней, побегов, листьев или даже небольшой его частички. При вегетативном размножении новые растения получаются точно такими же, как и материнское растение.

Никаких генетических изменений у нового растения не отмечается и все признаки материнского полностью повторяются в дочернем растении.

Вегетативное размножение растений применяется

1. Если растения при семенном размножении не повторяют материнские качества, проще говоря, если растение в первом поколении выращено из семян гибрида F1 , то с такого растения нельзя брать семена, потому что новые растения не будут похожи на материнское. К таким растениям можно отнести многочисленные гибриды овощей, а также розы , гладиолусы, тюльпаны, георгины, некоторые сорта петуний , флоксы , эдельвейс , сирень, нефролепис, вейгелу .

2. Если некоторые растения не образуют жизнеспособных семян или выращиваются в условиях, когда семена не вызревают. К таким растениям, например, можно отнести фикус, фуксию , тростник, драцену , алоказию , калатею, маранту, жасмин комнатный, пеларгонию , манжетку, панкрациум, некоторые пестролистные формы растений .

3. Если вегетативное размножение экономически выгодно, например, если вы готовите растения на продажу: для получения низких растений, для более быстрого и раннего цветения.

4. Если вегетативное размножение намного легче семенного. У некоторых растений, например, у бирючины, астильбы , лимонника, замиокулькаса , аронии черноплодной, кипарисовика Элвуди . Семена этих растений должны пройти сложные условия подготовки к посеву. Даже после длительной стратификации семена очень трудно всходят, а черенкование этих растений, наоборот, очень легко сделать. У селагинеллы семенное размножение практически невозможно в домашних условиях, так как для семенного размножения нужны мужские и женские споры, а это даже в лаборатории очень трудно сделать. Поэтому, вегетативное размножение селагинеллы — делением куста или черенками — единственный способ размножения в домашних условиях.

5. Вегетативное размножение применяется и для того, чтобы продлить ювенильные фазы развития растений. Ювенильной фазой называют «юношеский» период растения, он продолжается от прорастания семян до закладки первых бутонов. В этот период формируются вегетативные органы растений: нарастают корни, стебли, листья. Такие растения, как циперус , лучше все время обновлять, иначе циперус быстро желтеет.

В промышленном цветоводстве широко практикуется вегетативное размножение растений , ведь его преимущества неоспоримы: растения, выращенные из семян зацветают намного позже, чем при вегетативном размножении. Например, амариллисы из семян зацветут на пятый год, а при размножении дочерней луковицей - через три года.

Также, вегетативно размноженные растения более низкие по высоте. Например, бархатцы, вербена или агератум при семенном размножении отрастают до в высоту до полуметра, и при создании бордюров такие высокие растения использовать уже нельзя. А при вегетативном размножении этих растений из черенков получаются новые растения высотой всего 15-20 сантиметров при очень сильном цветении. (Так вот в чем секрет буйного цветения городских клумб!) Но, у вегетативного размножения есть и свои недостатки: у растений низкий иммунитет, они сильнее подвержены заболеваниям, менее долговечны.

Вегетативное размножение растений может быть искусственным и естественным

Искусственное вегетативное размножение - размножение черенками , листьями, частью листа. Успех вегетативного искусственного размножения зависит от земляной смеси , в которой укореняются новые растения, влаги , освещения , температуры воздуха , а также от сортовых особенностей растения, его возраста. Во время весенней обрезки комнатных растений, таких, как клеродендрум , пассифлора голубая , остается много побегов, которые легко укореняются. А сенполию и глоксинию можно размножать листьями.

При естественном вегетативном размножении участвуют вегетативные органы, которые легко укореняются сами.

Естественные вегетативные органы размножения растений

1.Например, нефролепис , хлорофитум , садовая земляника , камнеломка размножаются усами , или столонами . У всех растений, размножающихся усами, или столонами, характерен розеточный рост.

2.Некоторые растения отпускают надземные побеги - плети . Плети и усы очень похожи. На конце плети также образуется розетка. Плети образуются у живучки ползучей. В междоузлиях, в местах соприкосновения с землей на плетях образуются корни. Таким способом можно укоренять виноград, клематис , девичий виноград . Весной плеть положить на землю, присыпать землей, а осенью плеть можно разрезать на междоузлия и посадить уже как самостоятельные растения.

3.У некоторых растений у основания стебля образуются отпрыски . Многие луковичные у основания образуют отпрысковые луковички. Такими отпрысками размножается ананас, бромелия, финиковая пальма. У симподиальных орхидей боковые побеги на корневищах также можно назвать отпрысками.

Если отпрысков мало, их рост можно стимулировать. Для этого розетку отрезают с небольшой частью стебля и укореняют, а у оставшегося растения быстро появляются отпрыски.

4.У некоторых растений образуется корневая поросль . У кого растут сливы в саду, тот хорошо знаком с корневой порослью)).

5.Есть растения со сбрасывающимися побегами . К ним относятся некоторые кактусы и суккуленты , например, мамилярия, бриофиллиум (более известный, как каланхоэ), семпервивум. Попадая на землю побеги быстро укореняются и начинают расти.

6. У некоторых растений образуются дочерние луковицы, клубни, клубнелуковицы, псевдобульбы, корневища - видоизмененные органы, участвующие в вегетативном размножении. В этих органах растения накапливают питательные вещества. Таким способом размножаются многолетние растения : гиацинт , ирис , тюльпан , лилия , тигридия, флокс, лилейник , подснежник, кливия, амариллис, кринум, кислица, пион и многие другие корневищные растения.

Задачи : углубить и конкретизировать понятия о способах вегетативного размножения; учить практическим умениям размножать растения и ухаживать за ними; воспитывать любовь к труду и бережное отношение к растениям.

Оборудование : комнатные растения пеларгония (6-8 шт.), фуксия (3-5 шт.), бриофиллум (3 шт.), бегония-рекс (2-3 шт.), традесканция (5-6 шт.), кливия (1 шт.), аспарагус (1 шт.); ящики с почвой (10-12 шт.); скальпели; линейки; посадочные палочки; лейки.

Методические рекомендации . Занятие лучше проводить в школьной теплице или оранжерее. Если их нет, то урок проводят в биологическом кабинете, готовят чистый прокаленный песок, перегнойную почву, скальпели, посадочные ящики, палочки, растения. Перед уроком следует соединить по два стола, покрыть их пленкой или бумагой, расставить необходимое оборудование для работы по звеньям. Проводится беседа о способах вегетативного размножения. Затем учитель определяет задачи по участию школьников в озеленении школы, по размножению комнатных растений и уходу за ними. Перед выполнением практической работы учитель показывает, как черенкуют пеларгонию: на черенке должно быть 2-3 почки, срез черенка делают косо (под углом). Учитель проделывает все операции: размечает линейкой поверхность в ящике на квадраты 10×10 см или 6×6 см. Делает посадочной палочкой ямку глубиной 2-3 см и сажает черенок под углом 45°, уплотняет почву и поливает из маленькой лейки. Так же последовательно проделывает все операции по размножению листом, при этом обращает внимание учащихся на то, что надрезы делают в месте соединения центральной и боковой жилок. На листе может быть до десяти надрезов. Для ознакомления с размножением корневыми отпрысками учитель демонстрирует кливию, луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, амариллисы, кринумы). При выполнении практической работы каждое звено получает задание:

  1. Рассмотрите пеларгонию, подсчитайте количество почек на каждом стебле. Определите, сколько черенков можно нарезать, учитывая, что на каждом черенке должно быть не менее двух почек, а длина черенка 5-8 см. Черенок - это часть стебля, отделенная от материнского растения. Нарезайте черенки под углом. С нижней части черенка удалите скальпелем листья.
  2. Подготовьте лунки в ящике при помощи посадочных палочек. Расстояние между ними должны быть 10 и 10 или 6 и 6 см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45°.
  3. Аккуратно присыпьте почву к черенку. Полейте и прикройте стеклом или целлофаном. Так же следует черенковать традесканцию.
  4. Срежьте один лист бегонии-реке с черешком. Рассмотрите жилки с. нижней стороны. Как лучше их надрезать? Соблюдайте стерильность. По центральной жилке делают 2-3 надреза, на боковых - по одному.
  5. Подготовьте ящик с песком. Черешок листа углубите в песок, а нижнюю часть листовой пластинки положите горизонтально к поверхности песка в ящике: лист накройте стеклянным колпаком или стеклом. Увлажните почву.
  6. На этикетке напишите название растения, дату посадки и список членов звена. Уберите рабочее место. После выполнения работы ящики ставят в условленное место в уголке живой природы или кабинете. Учитель комментирует отношение к работе учащихся, участие каждого в звене. Учащиеся записывают в тетради схему наблюдения за черенками.

На основе этих положений и громадного количества экспериментальных данных русский ученый Н.П. Кренке (1892–1939) создал замечательную теорию, дающую ответ и на вопрос о старении или «бессмертии» сортов, размножаемых вегетативно.

Согласно этой теории растительный организм, как и всякий другой, в процессе своего онтогенетического развития стареет. Старение растения происходит непрерывно, но неравномерно. Наряду с процессом общего индивидуального старения происходит непрерывное омоложение растения. Такое омоложение совершается при развитии каждого нового побега. Таким образом, общее развитие растения (взятого в конкретной форме растительной особи, или en masse, т.е. в виде преемственного ряда вегетативно размноженных отпрысков) является борьбой и единством двух противоположных процессов: старения и омоложения.

Размножение воздушными отводками

Общая степень омоложения растительного организма, по мере его развития, прогрессивно падает. В процессе онтогенетического развития растения старение выражается в прогрессивном отставании процессов омоложения. Сначала эти процессы идут весьма интенсивно, развитие растительного организма имеет восходящий характер, и растение достигает максимальной мощности. Затем эта интенсивность процессов начинает постепенно падать – растение становится более слабым.

Однако, поскольку растение представляет собой сложный организм, индивидуальность которого слилась с колониальностью, различные органы его (побеги, листья, являющиеся в то же время членами единой колонии) должны считаться в каждый данный момент неодновозрастными.

Каждый из органов растения, согласно учению Кренке, имеет как свой собственный, так и общий возраст. Собственный возраст какого-нибудь листа определяется периодом времени, протекшим от закладки этого листа до настоящего момента. Но тот же самый лист обладает и общим возрастом, который зависит от положения листа на растении и от возраста того растения, на котором этот лист развился. Два листа – ровесники по собственному возрасту – будут все же разновозрастными, если один из них развился на молодом растении, а другой – на старом растении.

Отсюда проистекает возможность управлять процессами старения и омоложения растений при их вегетативном размножении. Теория Кренке дает указания, как нужно выбирать материал для прививки, окулировки и черенкования. Материал, общий возраст которого является более молодым, будет легче укореняться и даст при своем развитии более мощную вегетативную массу. Материал более старый по общему возрасту, скорее придет к цветению и плодоношению. Если вырождение растительных сортов от вегетативной старости и существует (вероятность чего Кренке защищает), то оно идет настолько медленно, особенно у большинства древесных и кустарниковых растений, что едва ли в настоящее время борьба с вырождением сортов плодовых деревьев является задачей неотложной. Однако такую борьбу с вырождением сортов Кренке считал теоретически вполне возможной и указывал методы борьбы, логически вытекающие из его учения о циклическом старении и омоложении растений.

Размножение вертикальными отводками

Особое значение теория Кренке приобретает в тех отраслях растениеводства, где при заложении новых плантаций путем черенкования или прививки имеется в виду либо получение большой вегетативной массы (например, сбор листа), либо ускорение плодоношения. И в том, и в другом случае сознательный выбор материала для черенкования и прививок, рекомендованный Кренке, открывает возможность управления урожаем.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png