Кадетские корпуса, как указывается в Советской исторической энциклопедии, первоначально возникли в Пруссии. В 1659 г. там были созданы школы для подготовки дворянских детей к военной службе и в этом же году учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми военной службы. В 1716 г. король Пруссии Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. По прусскому подобию кадетские корпуса возникли во Франции, Дании и ряде других европейских стран.

Воспитанники кадетских школ стали называться кадетами. Слово «кадет» происходит от французского «cadet», что означает младший, несовершеннолетний. Так назывались в дореволюционной Франции до производства в офицеры молодые дворяне, зачисленные в военную службу. Из Франции название «кадет» перешло во все европейские государства.

В России кадеты появились одновременно с учреждением кадетского корпуса в 1731 г. Появлению первого в России кадетского корпуса предшествовало создание Петром I специализированных военных дворянских школ, и в первую очередь навигационных, артиллерийских и инженерных.

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК

14 января 1701 г. указом Петра I создается московская Школа математических и навигацких наук.

В школу было повелено принимать сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии стали принимать и 20-летних, «нужне не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству».

Комплект учеников был определен в 500 человек, причем те, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались за собственный счет, все остальные получали «кормовые деньги».

Учебный курс школы состоял из русской грамоты, артиллерии, геометрии и тригонометрии, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; обучали и «рапирной науке». Ученики из низших сословий обучались только грамоте и счету и назначались по окончании школы писарями, помощниками архитекторов и на разные должности в адмиралтействе; ученики из дворян по окончании полного курса обучения выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и к архитектурным делам. Дальнейшие знания они должны были получать уже на самой службе.

В школе готовили и начальных учителей, которые рассылались по губерниям, для преподавания математики при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах.

С учреждением в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской академии московская Школа математических и навигацких наук потеряла значение самостоятельного заведения и превратилась лишь в подготовительное заведение для этой академии.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ

Первая Военно-инженерная школа была создана именным Указом Петра I 16 января 1712 г. в Москве. В ней поначалу обучалось 23 ученика, но 19 ноября 1713 г. Указом Сената предписано было «набрать в эту школу еще 77 чел., из всяких чинов людей, также из царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; и учить инженерной науке, чтобы они могли воспринять учение».

В 1719 г. 17 марта в Санкт-Петербурге учредили Инженерную роту под начальством инженер-полковника Кулона, в которую повелевалось перевести из Московской инженерной школы все наличное число учеников, их учителей-инженеров с имеющимися у них инструментами и другим имуществом. В петербургской инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с успехом курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие поступали туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали совершенное знание своего дела. Это правило распространялось и на кондукторов, которые не производились в инженер-прапорщики, если небрежно вели практические занятия.

Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей.

Ленивых и неспособных учеников надлежало исключать из инженерной школы и направлять в рядовые минеры. Например, в 1727 г. из инженерной школы было отчислено в минеры 12 человек.

В 1728 г. в инженерной школе комплект учеников со 150 человек был уменьшен до 60, однако в 1742 г. общее число их вновь увеличилось до первоначальной цифры за счет открытия в Москве новой инженерной школы на 60 и увеличения числа обучающихся в С.-Петербургской школе до 90 человек.

С 1756 г. Санкт-Петербургская Инженерная школа поступила в особое ведение генерал-инженера Авраама Петровича Ганнибала. Размещалась Инженерная школа первоначально на Московской стороне, затем с 1733 г. — на Инженерном дворе, принадлежавшем графу Бурхарду Кристофу (Христофору Антоновичу) Миниху. Здесь же находились полковая церковь, чертежная, архив, модельная камера, школа, госпиталь, караульная, арестантская и в конце двора жилые покои, в которых помещались учителя, кондукторы, а с 1734 г. и ученики школы.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ШКОЛЫ

Первые артиллерийские школы возникли в начале XVIII в. одновременно с инженерными. Из наиболее ранних известна школа, существовавшая с 1698 г. при бомбардирской роте лейб-гвардии Преображенского полка. Сама бомбардирская рота была учреждена в 1695 г. Петром I. Два года спустя, отправляясь в путешествие по Европе, он «послал обучаться и нескольких приближенных к себе лиц и своих сотоварищей бомбардиров». Именно они стали впоследствии учителями первой артиллерийской школы, учрежденной при Артиллерийском полку в марте 1712 г. под командованием генерал-майора Гинтера. Она комплектовалась из солдат лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. В ней обучали арифметике, геометрии, началам тригонометрии, фортификации (полевые укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, вычерчивание лафетов и орудий, приготовление пороха, правила стрельбы). Теоретический материал закреплялся на практических занятиях. Ученики, успешно окончившие обучение в школе, получали звание бомбардира, которое открывало им путь к повышению по службе в гвардейской или полевой артиллерии. При наличии вакансий они производились в офицеры.

В 1721 г. Высочайшим именным указом от 13 марта в Санкт-Петербурге была основана особая школа на 30 человек, в которой обучались состоящие на службе артиллеристы; 20 мая 1730 г. тоже в Санкт-Петербурге учреждена еще одна артиллерийская школа на 60 человек для подготовки канцелярских и полковых писарей и сыновей «мастеровых и прочих артиллерийских служителей в возрасте от 7 до 15 лет», получившая впоследствии наименование Артиллерийской арифметической школы. Она размещалась на Литейной против Артиллерийского двора. Начальником школы стал штык-юнкер Воронов, а с 1733 г. — Борисов из Московской артиллерийской школы.

В 1735 г. в Санкт-Петербурге открывается Чертежно-артиллерийская школа для 30 дворянских и офицерских детей. В ней их обучали преимущественно математическим наукам и артиллерийскому делу и выпускали унтер-офицерами в артиллерию. С 10 октября после утверждения единого штата школа стала называться Санкт-Петербургской артиллерийской школой. Она состояла из двух отделений: одно (на 60 человек) готовило писарей и мастеровых из «пушкарских» детей, другое — на 30 человек преимущественно из дворянских и офицерских детей — предназначалось для обучения математическим наукам и артиллерийскому искусству и выпускало унтер-офицеров в артиллерию. Вновь созданная школа была разделена на 3 класса. Ученики 3-го класса обучались арифметике, 2-го — геометрии и тригонометрии, масштабу, проходили чертежи пушек и мортир с их принадлежностями. В первом классе изучались «прочие артиллерийские науки и чертежи».

С 1737 г. арифметическая школа стала подготовительной для поступления в артиллерийскую. В артиллерийской школе, как и в инженерной, допускались сверхкомплектные ученики из достаточно обеспеченных семей, имевших более 20 дворов. Сверх комплекта разрешалось также набирать сыновей малоимущих дворян, не имевших никаких средств и получавших содержание от казны.

Артиллерийские и инженерные школы состояли под начальством генерал-фельдцейхмейстера, которыми последовательно были граф Б.-К. Миних, принц Гессен-Гомбургский, князь В. А. Репнин и с 1756 г. — граф П. И. Шувалов.

СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА

Образована по решению генерал-фельдцейхмейстера графа П. И. Шувалова 22 августа 1758 г. на основе объединения петербургских Инженерной и Артиллерийской школ. С этой целью Артиллерийская школа переведена была на Петербургскую сторону, на Инженерный двор, где, как упоминалось уже, с 1733 г. помещалась Инженерная школа. Непосредственным начальником Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы утвержден был инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов, возглавлявший до этого Инженерную школу.

В 1759 г. при Соединенной Артиллерийской и Инженерной школе открылось 2-е отделение, получившее наименование Соединенной Солдатской школы, образованной из Арифметической школы (для солдатских детей) и переведенной из Санкт-Петербургской крепости Инженерной школы для детей инженерных служителей. Число воспитанников из дворян, составивших 1-е отделение Артиллерийской и Инженерной школы, определялось в 135 человек: 75 — из Инженерной, 60 — из Артиллерийской школ.

Одновременно для наблюдения за школами были назначены особые лица от Канцелярии Главной артиллерии и фортификации — кураторы школ: Инженерной — генерал-инженер А. П. Ганнибал, Артиллерийской — генерал-лейтенант И. Ф. Глебов.

В распоряжение школы был передан учебный полигон на Выборгской стороне, созданный по указанию А. П. Ганнибала еще в 1753 г. для показа инженерным ученикам фортификационных работ. На учебном полигоне старшие ученики Соединенной школы должны были исполнять обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых; вместе с ними посылались на учения и все малолетние, чтобы они, «примечая ученья, и сами учились, глядя на старших».

Улучшен был и учебный процесс в школе: усилена практическая направленность учебных занятий, введено преподавание немецкого языка, увеличен объем часов на военные науки и математику, основаны библиотека, музей и типография, учрежден лазарет.

Укомплектована Соединенная школа была лучшими преподавателями Артиллерийской и Инженерной школ: И. А. Вельяшевым-Волынцевым, Я. П. Козельским, И. Ф. Картмазовым и другими.

В Соединенной Артиллерийской и Инженерной школе в 1759-1761 г. обучался и одновременно преподавал в Соединенной Солдатской школе арифметику и геометрию будущий полководец генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.

Значение созданных Петром I военных школ трудно переоценить. Они стали краеугольным камнем, положенным в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков и инженеров, хотя из-за ограниченности срока обучения, колебавшегося, в основном, от двух до четырех лет, не могли дать молодым дворянам полного и разностороннего общего образования и на должном уровне подготовить их к воинской службе в офицерских должностях. Именно по этой причине длительное время военные школы выпускали в войска лишь унтер-офицеров и кондукторов, которые, в свою очередь, пополняли и совершенствовали профессиональные знания по месту службы. Из-за этого же воспитанники школ имели слабое гуманитарное образование, оставляла желать лучшего и их физическая подготовка. Короткий срок обучения не позволял также в полной мере дать будущим офицерам «военную закваску», более целенаправленно воспитывать их в духе следования воинским традициям, уставу, армейскому образу жизни. Но больше всего не удовлетворяло то, что количество выпускников школ перестало соответствовать возрастающим потребностям армии в офицерских кадрах.

По вышеперечисленным причинам возникла необходимость создания новых военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным, чем в военных школах, сроком обучения — кадетских корпусов.

Слайд 7. –Прочитайте распоряжение начальника Навигацкой школы адмирала Фёдора Алексеевича Головина.

«Каждому гардемарину надлежит принять участие в учениях. Во время оных следует:

  1. Изучить предписание.
  2. Выполнить задание от лучших учеников школы.
  3. Собрать карту».

Ну что готовы пройти учения? Тогда вперёд.

Слайд 8. – Прочитайте предписание

«Разбейтесь на 3 команды. Выберите командира, распределите роли. Получите задание.

За качественную работу командиры будут получать баллы в виде жетона и фрагмент карты. Она понадобится вам при прохождении учения в полевых условиях на следующем уроке. В конце путешествия подведите итоги выполненной работы, посчитайте количество набранных баллов. И выберите команду- победителя. Желаю успехов!»

Слайд 9. – Получите первое задание у выпускника Навигацкой школы Семёна Челюскина. В будущем это полярный мореплаватель. Прославился тем, что открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

«Уважаемые ребята! Расположите дроби в порядке убывания, и вы узнаете, кем вы сегодня будете»

4 4 4 4 4

180 188 200 108 98

Е М А Д А

4 4 4 4 4 4

100 208 218 89 228 280

Р Р И Г Н Ы

Какое слово у вас получилось?

Кто такие гардемарины? (Если вопрос вызвал затруднение, то обращаемся к словарю)

Слайд 10. Так называли учеников Навигацкой школы. С французкого языка гардемарин - означает морская гвардия. Я вас поздравляю. Сегодня вам всем присвоено это звание.

Подведём итог 1 конкурса.

Какова цель задания?-Удалось ли правильно собрать слово?-Вы сделали всё правильно, или были ошибки, недочёты? -Какое правило вы использовали при выполнении этого задания- Оцените свою работу.

За это команда получает жетон и фрагмент карты.

Слайд 11. Следующее задание получите от Алексея Чирикова- мореплавателя, который один из первых исследовал северо-западное побережье Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

«Уважаемые гардемарины! Помогите моей команде собраться в кругосветное путешествие. Ответьте на вопросы блиц-турнира. (Даёт критерии оценки) Чья команда быстрее поднимет руку и скажет правильный ответ, получает жетон за каждую решённую задачу. У кого больше жетонов – тот и победитель.

Слайд 12. - «Моя команда в путешествие взяла географические и навигационные карты. Географических карт 300 штук, навигационных 5/10 от географических карт. Сколько навигационных карт взяла моя команда?

Слайд 13. - Я спросил капитана:«Сколько он имеет в своей команде людей?»- он ответил: «Налицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные в карауле». Сколько людей в карауле?

Слайд 14. - В мореплавание нужно взять компасы и звёздный глобус. Нам выделили 15 рублей. За компасы заплатили 3/5 этих денег, а за большой звёздный глобус- 2/3 оставшихся денег. Сколько стоит звёздный глобус?

Слайд 15. - Сколько миль останется нам проплыть, если в первый день мы проплывём 2/7 всего намеченного пути, а намеченный путь составляет 140 миль?»

Подведём итоги.

Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить все задачи?-Какая задача вызвала затруднение?-Какие правила вы применяли?- Оцените свою работу.

Капитаны получите жетоны и фрагмент карты.

Слайд 16. Следующее задание вам предлагает русский учёный географ, картограф и историк; один из основоположников отечественной географической науки Иван Кириллов.

«Уважаемые гардемарины! Многие ученики Навигацкой школы дроби называли «ломаные числа», подумайте в группах и ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (даёт критерии оценки) Та команда, которая с ответом была ближе всех к истине получает жетон.

Подведём итоги: -Какова цель задания?-Удалось ли ответить на поставленный вопрос?-Какое понятие вы должны знать?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетоны и 3 фрагмент карты.

Слайд 17. Так как нам нужно возвращаться обратно в будущее , то выполняем последнее задание. Его предлагают нам исследователи берегов Северной Америки Михаил Гвоздев и Иван Федоров.

«Уважаемые гардемарины! Расшифруйте слово, и вы узнаете, какую ещё науку преподавали в Навигацкой школе. (Даёт критерии оценки)

П 108/160 + (92/160 – 46/160)=

Р 1-5/13 + 4/13 =

И 8/160 + 0 + 79/160=

А 49/60 – (29/60+ 11/60)=

А 1 – 4/13-7/13=

Р 29/60+ 5/54+11/54=

Кто из вас знает, что такое рапира?

Слайд 18. Рапира- старинное колющее оружие. В Навигационной школе преподавали «рапирную науку»: учили будущих офицеров сражаться на рапирах.

Подведение итогов: -Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить примеры?-Какое правило вы применили?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетон и фрагмент карты

21 января 1701 года Петр I издал указ об открытии в Москве «Школы пушкарского приказа». Данный документ стал первым законодательным актом в области военно-инженерного дела.

Неудачное начало Северной войны и особенно поражение под Нарвой показали необходимость создания в России собственных профессиональных военных кадров в области артиллерии и военно-инженерного дела.

10 (21) января 1701 г. Пётр I подписал указ о создании в Москве школы Пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров, отметив, что «инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».

"…на новом пушечном дворе вы c троить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…"

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, созданное для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота.

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I изза границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ - "Об отдаче Сретенской (Сухаревой) башни для помещения математической школы".

С этого момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Сухарева башня - четырехъярусное строение вполне соответствовало назначению школы. Оно размещалось на "пристойном" и высоком месте. Последнее, а также наличие башни, "где можно свободно горизонт видеть", позволяло учащимся делать обсервации (т. е. определять свое место по измеренным высотам светил), наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения создавали благоприятные условия для работы с картами и чертежами. Само здание как бы напоминало некий корабль, в котором галереи 2го яруса, опоясывавшие здание, играли роль шканцев - самого почетного места на парусном корабле (часть верхней палубы в его корме).


Восточная оконечность дома могла "быть увиденной" как нос корабля, западная часть - как его корма. В третьем ярусе размещались классные комнаты и "рапирный зал", предназначенный для проведения уроков фехтования и гимнастических упражнений. С западной ("кормовой") части здания был построен амфитеатрхранилище "машкерадного кораблика", то есть модели парусного корабля, использовавшегося "для потех".


В особо торжественные дни, например, в день празднования заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., тот кораблик с поставленными парусами, расцвеченный днем сигнальными флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, прославляя Российский флот, чьи победы были существенным вкладом в дело успешного завершения многолетней войны.


.Обучение в школе продолжалось два года. Низший класс назывался "школа словесная". Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался "школа цифирная" . В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался "школа инженерная ". На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу, которые считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Выпускниками Школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.


Все учителя после открытия школы жили при ней в нижнем этаже Сухаревской башни. Учителей при школе было четверо - три иностранца, привезённых царём из Англии, как уже говорилось: Эндрю Фарварсон, обучавший математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс (называемый “Рыцарь Грызь”), обучавшие навигаторским наукам и науке фехтования, и один русский — Леонтий Филиппович Магницкий, который обучал и грамоте, и письму, и арифметике, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, владел сведениями по астрономии и навигации.

Леонтий Магницкий был назначен управляющим над учениками и учебным процессом. Фактически школа держалась именно на нём — доверенном лице вечно отсутствовавшего директора Фёдора Головина.
Программа школы была составлена самим Петром I вместе с Фарварсоном.


Многие учебники были составлены усердием учителей этой школы либо под их редакцией. В 1703 году вышел первый русский учебник математики, составленный Леонтием Магницким. Он был написан специально для Навигацкой школы. Назывался он “Арифметика, сиречь наука числительная...”. Это была целая энциклопедия математики и её приложений XVIII века. Здесь впервые в России были использованы для вычислений “арабские” цифры, впервые было изложено учение о десятичных дробях. Она охватывала основы алгебры, геометрии и тригонометрии и давала довольно обстоятельное руководство по мореходной астрономии и навигации со многими таблицами.


В Навигацкой школе имелись различные астрономические и геодезические приборы, инструменты для определения времени по звёздам Малой и Большой Медведиц, морские атласы — “книги морских хартин”, готовальни, различные циркули, учебники. В мастерской школы изготовлялись точные приборы. В ней начал работать Андрей Нартов, знаменитый русский механик. Каждый ученик, кроме бумаги, карандашей, гусиных перьев и чернил, имел аспидную доску с “каменными перьями” (грифелями) для черновых записей.


Наверху в башне располагалась первая в России астрономическая обсерватория с хорошими телескопами для научных наблюдений и учебных практических занятий. Здесь же находились астрономические часы и ценная научная библиотека. Преподаватели школы Фарварсон и Магницкий по заданию Петра проводили вычисления будущих солнечных и лунных затмений, для “обнародования в целях предупреждения суеверных толков”. В нижнем ярусе башни был размещён привезённый с Ивановской колокольни большой голландский медный глобус (диаметром 2 м), подаренный иностранцами царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I.


Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно.

Указом от 19.7.1702 г. Инженерный класс разделяется на два " пушкарский " и " инженерный ". В Инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень - специализация. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д. Одним из первых выпускников Московской Инженерной и артиллерийской школы в 1704 году стал Российский историк, государственный деятель Василий Никитич Татищев.

Военные инженеры пользовались в вооруженных силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза, образовать дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы) и усилить их математическую подготовку.

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 (27) января 1712 года.


В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия (или, как она ещё именовалась, — Академию морской гвардии) , а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.


Кикины палаты. В этих зданиях размещалась Морская академия

Срок обучения, в зависимости от способностей и подготовки учеников, составлял от 4 до 13 лет. Выпускники школы, «навигаторы», получали право на производство в офицеры флота, но только после длительного плавания на кораблях и успешной сдачи экзамена. Первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. В 1711 г. в школе обучалось уже 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет. В экзаменовании кандидатов в офицеры принимал участие сам Петр I.


Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

Все эти меры привели к тому, что к 1725 г. российские инженерные войска насчитывали уже 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Так зарождались инженерные войска России, сыгравшие огромную роль в защите Отечества в разные исторические периоды.

В память об учреждении первой инженерной школы 18 сентября 1996 г. Указом Президента Российской Федерации 21 января было объявлено Днём инженерных войск.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреество с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.

Навигацкая школа

Занятия в школе. Фрагмент гравюры ХVIII в.

Сретенские ворота Земляного города, перестав бытъ помещением для стрелецкой стражи, пребывали в состоянии неопределенности своей судьбы. Их основательные и обширные помещения были явно излишни для современной караульной службы. Зданию требовалось найти новое употребление, которое и нашлось в 1701 году.

Особенно наглядно и остро необходимость организации в России учебных заведений европейского типа Петр I осознал во время заграничного путешествия по Западной Европе в 1697–1698 годах. За границей он имел возможность наблюдать тамошнюю постановку образования. Его руководителем и советчиком в этом деле стал сопровождавший его в этом путешествии полковник Яков Вилимович Брюс.

При упоминании этого имени в памяти прежде всего возникают строки из пушкинской «Полтавы». Петр в начале Полтавского сражения появляется перед полками:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой,

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

При Полтаве Брюс командовал артиллерией, которая и решила судьбу сражения.

Брюс был одним из ближайших людей в окружении Петра. В некоторых работах о Брюсе говорится, что он был в потешных войсках - и оттуда его знакомство с царем. Но это не так. Брюс стал известен Петру позже, в 1689 году, когда он, поручик Бутырского солдатского полка, решительно встав на сторону царя в противостоянии его с царевной Софьей, пришел к нему со своим полком в Троице-Сергиев монастырь.

Брюс принадлежал к древнему шотландскому королевскому роду, правившему Шотландией в XIV веке. Его отец Вилим Брюс выехал в Россию при царе Алексее Михайловиче, служил офицером, участвовал в военных действиях, за службу был пожалован поместьями и чином полковника.

Яков Вилимович родился в Москве в 1669 году в Немецкой слободе. Он получил хорошее домашнее образование, 17-ти лет поступил в военную службу корнетом кавалерии, участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годов, за второй получил чин поручика. В 1693 году пожалован в ротмистры и в том же году сопровождает Петра в его поездке в Архангельск, где царь намеревался заложить судовые верфи и строить крепость. С этого времени начинается тесное сотрудничество Брюса с Петром в самых разных областях.

Брюс был выдающимся ученым-энциклопедистом - математиком, астрономом, физиком, он изучал медицину, минералогию и многие другие науки, был талантливым военачальником-артиллеристом, инженером-фортификатором, исполнял дипломатические поручения, имел чин генерал-фельдцейхмейстера (начальника всей артиллерии), занимал высокие государственные должности сенатора, президента Берг- и Мануфактур-коллегий.

В 1721 году Брюсу был пожалован титул «российского графа». (Титул графа существовал в европейских странах, служившие на русской службе лица, имевшие этот титул, сохраняли его. Введя титул графа в России, Петр I подчеркнул его отечественное происхождение примечательным добавлением «российский».) Петр I неоднократно говорил о его заслугах, но по сравнению с другими «птенцами гнезда Петрова» наград, чинов и поместий Брюс получил несравненно меньше. Видимо, потому, что заботился о «пользе российской» более, чем о собственной выгоде.

Будучи в Англии, Петр с Брюсом обсуждали практические вопросы организации профессионального учебного заведения главным образом для подготовки специалистов для флота. Именно там Брюс представил царю, рекомендуя для преподавательской работы в России, известного ученого и педагога, профессора математики и астрономии Абердинского университета Генри Фарварсона, который согласился поступить на русскую службу. Были приглашены и еще несколько иностранных ученых и преподавателей, которые выехали в Россию в 1698 году.

По возвращении домой Петр сначала намеревался преобразовать Славяно-греко-латинскую академию, но после беседы с патриархом Адрианом оставил идею соединить в одной аудитории будущих священников, офицеров, кораблестроителей, медиков, художников, юристов, сколь ни привлекательным представлялся утопический план, чтобы «из школы бы во всякие потребы люди благоразумно учася происходили в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевное искусство».

Начавшаяся Северная война и создание флота заставили Петра в первую очередь подумать об организации учебного заведения, готовившего людей, годных для морской службы.

14 января 1701 года Петр издал указ об основании в Москве первого русского морского, или, как говорил царь, «адмиралтейского», училища. В указе говорилось: «Именным своим великого государя повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростию наук учению. Во учителях же тех наук быть Английския земли урожденным: Математической - Андрею Данилову Фархварсону, Навигацкой - Степану Гвыну да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением по Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину со товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением, и учинить неимущим во прокормлении поденный корм…»

Назначенные преподаватели осмотрели отведенное для школы помещение - и отказались от него: там нельзя было проводить практические занятия по астрономии и геодезии. «На том дворе учить тех наук учеников невозможно, - заявил Фарварсон, - для того что тот двор построен на месте низком, а надобно де тех наук двору потребну быть ради смотрения в совершенстве горизонта на месте высоком».

Тогда для школы была предложена башня Сретенских ворот, верхний ярус которой поднимался над уровнем Москвы-реки на 100 метров и там можно было устроить обсерваторию.

Четыре месяца спустя, в апреле, последовал новый указ, удовлетворяющий требованиям Фарварсона: «Сретенскую по Земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащей к ней землею под Школы Математических и Навигацких наук». С этого указа в истории Сретенских ворот начался новый и, пожалуй, наиболее яркий период, подтверждением чего служит тот факт, что само название Сретенские ворота вскоре было вытеснено новым - Навигацкая школа. Приспосабливая здание Сретенских ворот под школу, М. И. Чоглоков надстроил над палатами второго яруса, справа и слева от столпа, третий этаж, в котором были устроены классные комнаты и большой зал, названный Рапирным, для занятий фехтованием и гимнастикой. В нем же происходили различные заседания и ставились спектакли.

В верхнем ярусе башни была устроена астрономическая обсерватория, где разместили привезенные Фарварсоном астрономические инструменты, телескоп, часы и библиотеку. Учеников поселили частично в самой школе, частично на постоялых дворах в соседних Панкратьевской и Мещанской слободах.

Петр предполагал, что в Навигацкой школе будут учиться боярские, дворянские, офицерские дети. Он, правда, предвидел, что многие родители не захотят отдавать своих чад в учение добровольно, поэтому велел записывать «с принуждением». Но некоторые из бояр, не желая отдавать сыновей на опасную морскую службу, чтобы обойти царский приказ, поспешили определить их в Славяно-греко-латинскую академию. Узнав об этом, Петр рассердился и с солдатским конвоем отправил боярских недорослей в строящийся Петербург на тяжелые работы - забивать сваи. От царского гнева спасло недорослей заступничество адмирала Апраксина, и они вскоре были посланы на учебу за границу.

В создании Навигацкой школы большое участие принимал Яков Брюс. Поскольку ему, как пишет Снегирев, «Петр поручил все дела, касавшиеся до физико-математических наук, то, вероятно, сей математик устроил Сухаревское училище, вверенное потом шотландцу Фарварсону». Во всяком случае, программы преподавания наверняка создавались при значительном участии Брюса и самого Петра.

Полный курс Навигацкой школы складывался из трех ступеней, называвшихся классами. В низшем, или русском, классе обучали грамоте и элементарной арифметике; второй класс - цифирный - включал в себя математику, физику, историю, красноречие и другие предметы; высшие же - мореходные, или навигацкие , классы давали специальные знания. Срок обучения зависел от успехов учащегося, обычно он составлял 6–8 лет.

Были определены меры поощрения за хорошее учение: «искусным», то есть успевающим, давать «на прокорм» в день по пяти алтын (15 копеек), а иным по гривне (10 копеек) и меньше, «рассмотрев коегождо искусство учения».

Из казны поступили деньги на книги, бумагу, перья и на прокорм учеников. (Правда, не всегда деньги поступали вовремя, и руководители школы вынуждены были обращаться к начальству с просьбами и увещаниями. Например, такого рода: «Ежели школе быть, то потребны на содержание ея деньги, а буде деньги даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многие плутости».)

Из кладовой Ивана Великого, куда его в свое время убрали из дворца, достали и передали Навигацкой школе большой медный глобус, некогда привезенный в дар царю Алексею Михайловичу посольством Генеральных Штатов Голландии. Для школяров была введена форма одежды на французский манер: кафтан, камзол, рубашка, чулки, башмаки и шляпа; старшим воспитанникам, кроме того, полагалась шпага.

Преподаватели могли вести занятия на латинском и западноевропейских языках - английском, немецком, французском - русского они не знали. Ученики же, которым по программе предстояло выучить эти языки, пока знали только русский. Это обстоятельство поставило под угрозу саму возможность учебной деятельности Навигацкой школы.

И тогда-то вспомнили о Леонтии Магницком, русском учителе, который обучал детей в некоторых московских дворянских и боярских домах. Поскольку преподавателей для Навигацкой школы назначал сам царь, то ему и «отписали» о Магницком. Петр назначил Леонтия Магницкого учителем в Математическую школу, а еще предписал ему сочинить и издать на русском языке учебник по арифметике, геометрии и навигации. Царь понимал, какое большое значение имеет учебник. В 1708 году он редактировал переведенную Брюсом с немецкого книгу «Геометрия», сделал поправки «в премногих местах» и дал ей новое название, снабдив его русским переводом термина: «Геометрия, славянски землемерие». Петр считал, что сведения, сообщаемые в учебнике, должны излагаться сжато и по существу. При переводах он требовал сокращать длинноты и посторонние рассуждения, «…понеже, - писал он, - немцы обыкли многими рассказами негодными книги свои наполнять только для того, чтобы велики казались, чего кроме самого дела и краткого перед всякою вещию разговора переводить не надлежит».

Карион Истомин. «Книга любви знак в честен брак». Рукописная книга с миниатюрами, поднесенная автором Петру I по случаю его вступления в брак. Лист 13. «Книжное чтение во вкусе есть сладко». Лист 17. «Воинство блюсти». Изображение царевича Петра с потешными

Так Магницкий вступил в должность учителя Школы математических и навигацких наук и получил заказ на труд, который стал главным делом его жизни. Преподавая Навигацкой школе, Магницкий за полтора года написал требуемый учебник. Став учителем Навигацкой школы, Магницкий все свои силы и все свое время отдавал ученикам. Его коллеги-англичане относились к службе спустя рукава, опаздывали на уроки, заставляя учеников ожидать их часами, иной раз не являлись на занятия вовсе, и Магницкому часто приходилось замещать их, так что на него легла основная работа по обучению и воспитанию учеников школы.

Петр I был нетерпелив, он требовал во всем скорого результата, ему казалось, что учащиеся Навигацкой школы «под видом учения» тянут время и даром получают деньги; в специальном указе он требовал наказывать таких батогами и списывать в матросы. Магницкий выступил против царского указа, на что, конечно, требовалось большое мужество (недаром его современник поэт и академик В. К. Тредиаковский назвал его «добросовестным и нельстивым человеком»), и составил для царя любопытную справочную таблицу (современному читателю необходимо иметь в виду, что слово «ленивый» в XVIII веке значило также «медленный», в данном случае - «медленнее соображающий»).

«Арифметику прилежный выучит в 10 месяцев, а ленивый - в год, - писал Магницкий, - геометрию - прилежный в 6, ленивый - в 8 месяцев, тригонометрию - прилежный в 2, а ленивый - в 3 месяца. И менее тех лет учить не можно».

Сохранилось в памяти современников и острое словцо Магницкого по поводу царской торопливости: «Арифметике научить - не бороду остричь». Впоследствии Магницкий был назначен руководителем Навигацкой школы и в этой должности пребывал до самой своей кончины в 1739 году.

Петр I, видя, что дворянских и боярских недорослей недостаточно, чтобы заполнить все офицерские вакансии, разрешил принимать в школу разночинцев, то есть детей всех сословий, кроме крепостных. Между тем о школе уже шла добрая слава, и число ее учеников увеличивалось год от году. Ведавший ее делами дьяк Оружейной палаты Курбатов доносил начальству: «А ныне многие из всяких чинов люди припознали тоя науки сладость, отдают в те школы детей своих, а иные и сами недоросли и рейтарские (солдатские) дети и молодые из приказов подьячие сами приходят с охотой немалою».

Учащиеся Навигацкой школы, кроме изучения научных дисциплин, получали более широкое образование. Их обучали «политесу», то есть поведению в обществе, начаткам военного искусства, фехтованию - недаром же в школе имелась специальная Рапирная зала.

В курсе образования в Навигацкой школе не были забыты литература и искусства. Юные навигаторы сочиняли вирши, обучались музыке, их хор приглашали на придворные празднества. Выписанные Петром I из Данцига немецкие актеры составили из учеников школы театральную труппу, которая в Рапирной зале представляла светские комедии. Эти комедии посещал и царь с приближенными. Актеры Навигацкой школы, как утверждает предание, однажды позволили себе подшутить над царем и выкинули «немецкую штуку». Объявив, что ими подготовлено какое-то невиданное и неслыханное зрелище, они собрали в театр множество зрителей, пришел на него и Петр со своими сподвижниками. Когда же публика в парадных мундирах, украшенная орденами и лентами, расселась, то на сцену перед закрытым занавесом вышел мальчишка, повесил на него большой лист бумаги, на котором красовалась крупная надпись: «Первое апреля», и с громким хохотом убежал. Публика начала возмущаться, но Петр встал и, успокаивая общество, сказал: «Это театральная вольность».

Традиция устройства самодеятельных театральных спектаклей в Сухаревой башне продолжалась и после того, как Навигацкая школа была переведена в Петербург. Снегирев, собиравший для своей работы московские устные предания, пишет: «Старожилы также припоминают, что и в царствование Екатерины II дети московских подьячих играли разные комедии на Сухаревой башне в Рапирной палате».

Навигацкая школа выпускала специалистов для флота и армии: штурманов, геодезистов, строителей, картографов. Не закончившие полное обучение шли в писари и канцеляристы низших рангов. Особой должностью, которую получали ученики Навигацкой школы, была должность преподавателя губернских математических школ для обучения дворянского чина детей арифметике и геометрии. Своим указом от 20 января 1714 года Петр I обязал дворянских детей учиться в этих школах «цыфири и геометрии», и до того, пока они не выучатся, им запрещалось жениться. А священникам запрещалось их венчать без «соизволения», то есть разрешения, школьного преподавателя. Реакцией на этот указ было бессмертное заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться!»

Отроки в училище. Гравюра из «Брюсова календаря» 1709 г.

Школяры, поселенные в Сухаревой башне, не предназначенной при строительстве для жилья, зимой замерзали до такой степени, что решились писать прошение самому царю: «Державнейший Царь Государь Милостивейший, учимся мы в школе математико-навигацких наук, а учением же по окончании навигации и с пристойными кто астрономическими проблематы обучаемся Евклидове Элементе, в котором учении двенадцать человек в верхней палате, и в той палате печь худа, топить невозможно, такожде ныне приходит зимнее время и за холодом от зимы жить тут невозможно». В 1715 году высшие классы Навигацкой школы были переведены в Петербург в открытую там Морскую академию. В Москве остались лишь младшие, приготовительные, классы, поэтому Навигацкую школу стали называть Цифирной школой.

Ж.-Б. Арну. Вид Сухаревой башни. Цветная гравюра 1840-х гг.

В январе 1731 года в Москву пришел «учиться наукам» Михаил Ломоносов и, как рассказал его земляк Василий Варфоломеев, «пристал на Сухареву башню обучаться арифметике», но вскоре, так как в Цифирной школе «науки показалось ему мало», ушел в Славяно-греко-латинскую академию… Несмотря на сравнительно краткий срок существования, московская Навигацкая школа сыграла большую роль в распространении образования в России, в истории русского флота и мореплавания. Среди ее выпускников немало славных имен: адмирал Н. Ф. Головин, основатель русской картографии И. К. Кириллов, знаменитые исследователи Севера Г. С. Малыгин, Д. Л. Овцын, С. И. Челюскин, капитан-командир А. И. Чириков, первым из европейцев описавший северо-западные берега Америки, академик, механик, изобретатель А. К. Нартов и другие.

Воспитанником Навигацкой школы был архитектор Иван Мичурин, построивший в Москве ряд замечательных церквей и гражданских сооружений, к сожалению, до нашего времени не сохранившихся. Последней утрачена Пятницкая церковь на Пятницкой улице, снесенная в 1934 году, сейчас на ее месте находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». Мичурин в 1739 году с командой геодезистов из Навигацкой школы составил первый геодезический план Москвы, характер и объем сведений которого раскрывает его полное название: «Чертеж местоположения столичного города Москвы, в котором означены не только Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город, но и все находящиеся в оном ворота, улицы, императорские домы и публичные строения, соборные и приходские церкви, монастыри, архиерейские и другие подворья, реки, пруды, сады и прочие знатнейшие места».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Образована путём преобразования государственного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната №66 Западного учебного округа приказом Московского Комитета Образования №398 от 07.07.2000 года. «Навигацкая школа» ведёт свою родословную от школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701 году.

В учебном корпусе созданы все условия для реализации учебных программ. Учебный план «Навигацкой школы» составлен на основе Московского базисного учебного плана кадетских школ-интернатов с учётом дополнительных образовательных программ.

Имеется 22 учебных кабинета, кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности» совмещён с «Основами военной службы» и «Основами медицинской подготовки», кабинет «Начальной морской подготовки» (осуществляет подготовку яхтенных рулевых), кабинет морского тренажёрного комплекса «Навигационный мостик», кабинет физики, кабинет биологии, кабинет истории, кабинет химии, другие кабинеты и библиотека с читальным залом (школа укомплектована учебниками на 100%).

Набор в КШИ «Навигацкая школа»

Прием с 5 класса

Набор в КШИ «Навигацкая школа» осуществляется на основании Устава ГОУ КШИ «Навигацкая школа», Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ№117 от 15.02.2010 г., Приказа ЗОУО ДО г.Москвы «О порядке приёма детей в пятые классы кадетских школ-интернатов Западного округа», Приказа по КШИ «Навигацкая школа» «Об организации проведения приёма воспитанников в кадетскую школу-интернат «Навигацкая школа».

Для поступления в КШИ «Навигацкая школа» необходимо:

1. Посетить День открытых дверей, который традиционно проводится ежегодно в марте.

2. Во время работы приёмной комиссии изъявить желание о поступлении в «Навигацкую школу» и получить запросы в медицинские диспансеры, ОДН ОВД и КДНиЗП для формирования комплекта документов по перечню.

3. С комплектом документов явиться с ребёнком для прохождения психологического собеседования и педагогических собеседований по русскому языку и математике, сдаче нормативов по физической культуре.

4. Приёмная комиссия проводит набор детей из числа кандидатов, подавших документы и прошедших собеседования.

5. Список детей, зачисленных в КШИ «Навигацкая школа», утверждается Западным окружным управлением образования Департамента образования г. Москвы.

Рабочая неделя начинается торжественного построения на плацу в 8 часов 00 минут. Начало занятий в 8 часов 45 минут. Продолжительность уроков 45 минут. Кружковая работа, спортивные секции, классные и общешкольные мероприятия проводятся в рабочие дни с 14.30.

Школа – интернат работает по режиму шестидневной рабочей недели, организация обучения по классно – урочной форме.

Наши воспитанники проходят обучение, проводят свой досуг в условиях, где для них сделано все необходимое. Образовательный процесс в школе организован в оснащенныхкабинетах, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и учебным планом Созданные условия позволяют обеспечить качественную подготовку воспитанников по программе не только общеобразовательной школы, но и адаптировать их к военным условиям. Ведь наряду с аттестатом о среднем образовании кадеты получают и военную подготовку

Регламент организации вступительных испытаний для поступающих в 5-е, 6-е и 7-е классы кадетских школ-интернатов, подведомственных Департаменту образования города Москвы

1. Вступительные испытания в форме тестирования проводятся для поступающих в 5-е, 6-е и 7-е классы государственных бюджетных образовательных учреждений кадетских школ-интернатов в два равноценных между собой потока:

25 марта 2014 г. по математике и 27 марта 2014 г. по русскому языку.
Для обучающихся, не принимавших участия в испытаниях в первом потоке:
- 08 апреля 2014 г. по математике и 10 апреля 2014 г. по русскому языку.

Время начала испытаний 10.00. Продолжительность - 45 минут по каждой дисциплине.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png