Явления в жизни растений наступают тогда, когда заканчивается долгая снежная зима. Этот период самый яркий и прекрасный в природе. Набухшие почки на деревьях и кустарниках превращаются в молодые листочки. Интересно, что деревья и кустарники некоторых видов цветут еще до того, как распустятся листья растений.
В зоне умеренного климата ранней весной (уже в начале апреля) цветут ольха и лещина. У них как тычиночные, так и пестичные цветки расположены в разных соцветиях, но на одном растении. Эти растения объединяют в группу однодомных. Перекрестное опыление осуществляется посредством ветра, когда листья на деревьях и кустарниках еще не распустились. Благодаря этому, препятствий для переноса пыльцы с тычиночных цветков на рыльца пестичных нет.

Ещё одно явление в жизни растений - это когда в конце апреля в средней полосе России в лесах цветут различные ивы. Они имеют красивые соцветия желтого цвета с сильным приятным запахом. Эти тычиночные соцветия находятся на одних растениях этого вида. А пестичные светло-зеленые цветки на других экземплярах этого же вида ивы. Эти растения относятся к двудомным, так как у них пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении. В этом случае опыление осуществляется с помощью насекомых. Целый день пчелы и шмели летают возле сережек ивы, накапливая сладкий нектар и в то же время опыляя пестичные цветки пыльцой с тычиночных. В это время пчелы делают первый сбор, поэтому пчеловоды ставят ульи из омшанника.
Среди травянистых растений раньше всех цветет мать-и-мачеха на берегах рек, на обрывах и отвесных склонах. Соцветия этого растения представляют собой корзинки подобные соцветиям одуванчика, но меньших размеров. Практически из-под снега вырастают стебли мать-и-мачехи с расположенными на них соцветиями. Также на стеблях заметны коричневые чешуйки – недоразвитые листья. Через некоторые время после созревания и рассеивания плодов ранние побеги мать-и-мачехи погибают, а их сменяют побеги с большими листьями, которые сверху имеют гладкую структуру, а снизу покрыты густыми белыми волосками.
Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха. В летний период в листьях растения образуются органические вещества. Их запасы хранятся в длинных и крупных корневищах. Благодаря этим отложениям, на следующий год в марте формируются цветочные побеги.
У большинства весенних растений цветки появляются до того, как распустятся листья на деревьях. Эти растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах, клубнях. Такие запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян. К растениям, цветущим весной, относят ветреницу, медуницу, ландыш (это растения с корневищами), чистяк лютичный, хохлатка (образуют клубни), гусиный лук, тюльпан (луковичные растения).
Часто среди растений, цветущих ранней весной, встречаются экземпляры с коротким периодом жизни. К примеру, чистяк обыкновенный появляется в марте на влажной почве среди кустарников. Когда снег растает в апреле, у чистяка распускаются листья и цветки зеленого цвета. А уже в мае надземные органы растения вянут и погибают. Остаются живыми только подземные органы растения . Это клубеньки,представляющие собой преобразованную корневую систему с накопленными органическими веществами. Помимо этого, в почву попадают клубеньки, появившиеся в пазухах листьев на стебле. Такие клубеньки все лето находятся в «спящем» состоянии, а в осеннее время прорастают. Проросшие клубни зимой остаются под снежным покровом. А в следующем году весной опять надземные побеги быстро растут и появляются цветки и листья. Вот такие бывают явления в жизни наших прекрасных растений.

наиля грибанова
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»

Конспект НОД в старшей группе

Тема : «Растения – лекари родного края »

Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края

Цель :.

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом .

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе .

Материал : Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав .

Предварительная работа :

Беседа о лекарственных травах , чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход НОД:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас ?

Игра с мячом «Назови дерево»

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую

Под моим окном То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике

Точно серебром С платочками в карманчиках

И стоит берёза С красивыми застёжками,

В сонной тишине С зелёными серёжками.

И горят снежинки Люблю её, нарядную,

В золотом огне. Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Почему берёзу называют «Доктор» ? (из берёзовых почек приготавливают лекарства , берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева» .

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут . Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение . Она растёт в саду , в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение . Она растёт везде – в саду , огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение , он растёт везде , по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение . Сначала у мать мачехи вырастают цветы . Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение . Где люди ходят, там и подорожник растёт . Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти ,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Публикации по теме:

«Промыслы родного края» Конспект ООД по краеведению в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с традиционными народными промыслами родного края; Научить делать детей народную тряпичную куклу-закрутку. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи - расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.

Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект по речевому развитию в старшей группе по региональному компоненту составление рассказ «Осенние краски родного края» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (05.09.2016) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Составление рассказа «Осенние.

Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.

Сценарий мероприятия предназначен для старших дошкольников, учащихся 1–4-х классов (участники мероприятия) и учащихся 5–8-х классов (ведущие мероприятия).

В мероприятии могут принимать участие также родители, педагоги и учащиеся-старшеклассники.

Цель мероприятия:

  • Формирование у обучающихся знаний о раннецветущих растениях родного края, о растениях, занесенных в Красную книгу;
  • привлечение внимания обучающихся к проблеме охраны раннецветущих растений, формирование у детей заинтересованности в сохранении многообразия растительного мира;
  • повышение уровня экологической грамотности детей и взрослых.

Задачи мероприятия:

  • познакомить обучающихся с разнообразием раннецветущих видов растений;
  • развивать у обучающихся потребность самостоятельно работать с книгами;
  • развивать творчество, самостоятельность и самодеятельность обучающихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающей природной среде, заинтересовать детей в бережном отношении к природе родного края;
  • развивать умение анализировать и находить пути решения обсуждаемой проблемы.

Подготовка и проведение мероприятия вызывает, как правило, интерес учащихся всех возрастных групп.

Учащиеся средней возрастной группы изучают литературу о раннецветущих растениях; готовят сообщения и вопросы для младших школьников; подбирают стихи о раннецветущих растениях; составляют ребусы и кроссворды, решая которые лучше запоминают названия растений.

Учащиеся рисуют растения, оформляют учебный гербарий, готовят поделки; готовят листовки, привлекающие внимание окружающих к проблеме бережного отношения к хрупкой северной природе; подбирают фотографии.

Итогом всей подготовительной работы может быть оформленная учащимися совместно с педагогом тематическая методическая папка “Раннецветущие растения родного края”, которая может быть использована как дидактические материалы при изучении тем: “Раннецветущие растения”, “Охраняемые растения”, “Охрана растений”, “Многообразие растений”, “Знаешь ли ты растения?” и других; оформляются выставка рисунков и поделок, фотовыставка.

Педагог в процессе мероприятия отмечает вклад каждого обучающегося.

Проведение подобного мероприятия позволяет педагогу привлекать к работе все детское объединение, а не отдельных активных учеников; не испытывать затруднений в организации активной познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной и самодеятельной работы; учитывать дифференциацию в обучении разновозрастной группы.

Самостоятельная работа учащихся при проведении клуба выходного дня является ведущим средством достижения целей экологического воспитания, обучения и развития.

Оборудование и необходимые материалы.

  • плакат-надпись “Раннецветущие растения”.
  • выставка книг, фотографий, открыток, рисунков.
  • плакат-надпись “Не рвите цветы!”
  • плакат-надпись “Берегите красоту родного края!”
  • папка с файлами для оформления тематической методической папки “Раннецветущие растения родного края”.

Для показа презентации необходимы:

  • компьютер с установленной программой показа презентаций PowerPoint.
  • проектор для показа презентации.
  • электронный носитель информации с презентацией “Раннецветущие растения родного края”

План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Обсуждение проблемы бережного отношения к растениям.
  3. Выступления учащихся.
  4. Демонстрация презентации “Раннецветущие растения родного края”.
  5. Диагностики достигнутых результатов.
  6. Оформление плакатов и листовок.
  7. Подведение итогов.

В начале мероприятия всем предлагается познакомиться с выставкой книг, фотографий, открыток, рисунков

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...
(Из песни Ю.Антонова)

Во вступительном слове педагог формирует у обучающихся мотивацию к изучению раннецветущих растений края.

К обсуждению могут быть предложены следующие вопросы:

– Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям города охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

Дети предлагают оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы; разместить рисунки раннецветущих растений на листе бумаги с надписью “Берегите цветы!” и приклейте их в подъездах домов. (Все высказанные обучающимися предложения по изучаемой проблеме обязательно фиксируйте).

Обучающиеся объясняют, что у растений, расцветающих ранней весной, питательные вещества, образованные в листьях, накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить свой яркий цветок.

Педагог поясняет, что большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить ветреница, прострел, купальница, примула, хохлатка, дицентра и др. Многие виды раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. (Дети знакомятся с Красной книгой).

Выступления учащихся с рассказами о раннецветущих растениях местной флоры.

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации “Раннецветущие растения родного края” (Приложение 1) .

Прострел, или сон-трава.

– Так называется это многолетнее растение (на юге Магаданской области – на Охотском побережье обычен прострел многонадрезанный).

Сон-трава – откуда это название? Утверждают, что если пожевать корень прострела, то наступает сон – глубокий и долгий. Такова легенда, но в ней, вероятно, есть доля истины. В корнях прострела найдены сапонины и ядовитые алкалоиды, которые, в зависимости от дозы, оказывают то возбуждающее, то успокаивающее действие.

Есть и другая версия происхождения названия “сон-трава”. На ночь и перед дождем его цветоножка сгибается, цветок поникает, прикрывая свою сердцевину от излишней влаги.

С каждым годом все реже можно встретить цветущий прострел. Размножается это растение в основном семенами, но крупные красивые цветки привлекают людей, особенно ранней весной, когда остро чувствуется “цветочный” голод.… Это растение рвать нельзя!

Дицентра прекрасная.

Род дицентра насчитывает до 20 видов травянистых многолетников, распространенных в Северной Америке, Китае, Корее, Японии. У всех этих растений длинные корневища, красивые перистые листья, а плоды – продолговатые коробочки, с мелкими блестящими черными семенами. Но главное – своеобразные цветки, не похожие на цветки других растений.

Весь цветок дицентры слегка сплющен в одной плоскости и очень похож на пронзенное стрелой сердце. Эти цветки-сердечки свисают вниз на цветоножках, они собраны в изящное соцветие – однобокую, дугообразно изогнутую длинную многоцветковую кисть. Кисти зацветают от основания, так что на каждой кисти можно видеть одновременно и цветки, и бутоны.

Благодаря характерной форме цветка растение получило много интересных и даже поэтических названий. У нас чаще всего дицентру называют “разбитое сердце”, менее известно другое название – “пылающее сердце”.

Хохлатка магаданская.

Такое название хохлатка получила за шпорцы – трубочки на цветках. Их много, и вся гроздь кажется как бы “хохлатой”.

Цветки хохлатки особые. Они хорошо приспособлены к опылению насекомыми с длинным хоботком. Двугубый венчик словно специально создан для того, чтобы шмель мог спокойно усесться на нижней губе. А шпорец цветка служит сосудом для нектара. Опуская хоботки на дно шпорца, насекомые всасывают нектар и попутно стряхивают со своих головок и спинок пыльцу, которую они принесли с других хохлаток.

Цветут хохлатки всего несколько дней. После опыления образуются сплюснутые плодики зеленого цвета, похожие на стручки. Созрев, они раскрываются двумя створками, и черные мелкие семена высыпаются на землю. Если присмотреться, то можно заметить на каждом семечке белый комочек (ариллус) – это приманка для муравьев. Ради этих комочков муравьи хватают семена хохлаток, тащат в муравейник, но часть теряют по дороге.… И на том месте, где останется на земле семечко, вырастет новая хохлатка.

Если раскопать землю, то можно найти круглый клубень хохлатки. Еще осенью в нем накопились запасы питательных веществ, и уже тогда была заметна крупная почка. К весне из нее вырастает новый побег, одетый полупрозрачной пленкой. Только когда росток выходит на поверхность, пленка лопается, стебелек высвобождается, распрямляется, развертываются нежные листья – и растение зацветает.

Калужница арктическая (самая распространенная в Магаданской области).

Название этого растения происходит от старорусского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.

Рябчик камчатский

Стебель простой или в верхней части слабо ветвистый, луковичные чешуи в виде мелких вальковатых клубеньков, молодые луковицы развивают всего один овальный лист. Произрастает на лугах, разреженных зарослях кустарников, лесных полянах в поймах рек и ручьев.

Раньше луковицы рябчика заготавливались мешками. Из них варили каши, кисель, делали лепешки. Сейчас сбор не практикуется: и из-за отсутствия необходимости и из-за недостаточного количества растений. Цветки растения имеют необычную окраску и, конечно, привлекают внимание и детей и взрослых. Нам необходимо вести разъяснительную работу, чтобы это растение не исчезло из окрестностей нашего города.

Примула, или первоцвет.

На Охотском побережье чаще всего можно встретить первоцвет клинолистный, а в окрестностях Магадана еще и первоцвет Мазуренко.

“Золотыми ключами весны” называют примулы. Трубчатые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. “Ключей”, открывающих дверь к погожим весенним дням. Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С. Несколько листочков вполне достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны России. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения…

Фиалка ползучая.

В России цветет много видов фиалок – скромных голубых цветочков с очень своеобразным венчиком и тонким приятным ароматом.

Всего насчитывается более сотни видов фиалок, распространенных очень широко от Арктики до тропиков, и цветут они по большей части летом. Весной распускаются немногие виды и среди них одна из первых – фиалка ползучая . Ее легко узнать по тому, что цветки у нее отходят поодиночке, как бы непосредственно от земли. И запаха никакого нет. На самом деле цветок фиалки ползучей отходит от тонкого наземного корневища, стелющегося поверх сырой болотистой почвы. Это даже и не корневище, а простой ползучий стебель, от которого вверх отходят черешки листьев и цветоножки.

На нижнем лепестке цветка видны темные полоски, ведущие как бы в глубину цветка, в его зев. Они, эти полоски, словно указывают путь насекомым-опылителям. Если цветок фиалки рассмотрим сбоку, в профиль, тогда легко заметить, что нижний лепесток продолжен в более или менее длинный мешковидный шпорец, на дне которого и скапливается желанный для насекомых нектар. А на пути к нему насекомого встречают тычинки (точнее – их пылинки – пыльца) и рыльце пестика. Насекомое невзначай стряхивает пыльцу на рыльце, а растению того и надо, чтобы цветок опылился и дал семена.

Далее педагог демонстрирует детям слайды с изображениями растений, которые можно встретить в окрестностях города весной и в начале лета (седмичник европейский, морошка (малина приземистая), княженика (малина арктическая), дерен шведский и др.), обращает внимание детей на цветение деревьев и кустарников.

Диагностика достигнутых результатов.

Игра “Ботанический аукцион”.

Детям предлагается записать названия видов раннецветущих растений родного края, которые они узнали.

Узнай растение, подпиши название, раскрась рисунок.

Необходимо определить название растений по контурным рисункам: хохлатка (Приложение 2) , калужница (Приложение 3) , фиалка (Приложение 4) , прострел (Приложение 5) , рябчик (Приложение 6) , примула (Приложение 7) . Раскрасить рисунки и сделать к ним подписи.

Составь ребус.

Детям предлагается составить ребусы с зашифрованными названиями изученных растений. Варианты ребусов, составленных обучающимися – (Приложение 8) , (Приложение 9) .

Нарисуй листовку или плакат.

Прилагаемые в приложениях контурные рисунки могут быть использованы и для изготовления листовок и плакатов в защиту природы и бережного отношения к раннецветущим растениям.

Подготовленные плакаты и листовки дети расклеивают в подъездах своих жилых домов.

По итогам мероприятия самым активным участникам вручаются дипломы Лучший знаток растений”,который дети раскрашивают самостоятельно. (Приложение 10) .

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. В 2-х книгах. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия М.: Лесная промышленность, 1988.
  3. Баринов О. Растения тундры. М.:Биология, №46,1996г.
  4. Беркутенко А.Н “Атлас растений Магаданской области”. 2006г.
  5. Беркутенко А.Н, Вирек Э. Лекарственные и пищевые растения Аляски и Дальнего Востока России. Магадан, 1995г.
  6. Гроздова Н.Б. и др. Деревья, кустарники и лианы. М.: Лесная промышленность,1986.
  7. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973. 192с.
  8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия, 1972. 223с.
  9. Кощеев А.К., Смирняков Ю.И. Лесные ягоды. М.: Лесная промышленность, 1986.
  10. Красная книга РСФСР: Растения. – М.: Росагропромиздат, 1988.
  11. Кудрин Г.А., Сиразитдинов Ф.Н. Край наш северный. Магаданское книжное издательство, 1987.
  12. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. Краски северного лета. С.-Петербург: “Алфавит”, 1997 г.
  13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1991.
  14. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982. 127с.
  15. Хохряков А.П. Флора Магаданской области. М.: Наука, 1985.
  16. Цветы Колымы. (набор открыток). Магадан. 2003г
  17. Частухина С.А. Лекарственные и пищевые растения Колымы. Магадан: Библиотечка газеты “Территория”, 1995.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений родного поселка, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Изучить возможность использовать растения взамен химических препаратов. Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

Образовательные задачи. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, об их истории и ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении: на территории детского сада и родного посёлка. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Достигнутые результаты за последний год:

Осознано правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

Изучены правила поведения в лесу.

Развит интерес к природе.

Социальная значимость проекта:

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку. Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения. Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации. На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, мы решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками был разработан экологический проект «Лекарственные растения родного поселка».

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Мероприятия, проведенные с октября 2017-март 2018 (участвовали воспитатель и дети подготовительной к школе группы):
- Беседы о лекарственных растениях: «О чем рассказал цветок мать-и-мачехи?», «Душистая мята от всех болезней приятна!», «Подорожник – великий путешественник!», «Обыкновенная календула», «Скромный одуванчик», «Полезная крапива», «Ромашка – «белая рубашка», «Как хорош сегодня наш лопух!».
- НОД «Растения вокруг нас. Лекарственные растения», «Аптека на подоконнике: лекарственные растения». - Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Какая часть растения целебная?», «Математические пазлы», «Зеленая аптека», лото «Растения», «Вершки-корешки», «Узнай по описанию», «Угадай, какое ты растение».
- Чтение художественной литературы: загадок, стихов, пословиц, произведений - Т.Крюкова «Лесная аптека», М.А.Кузнецова, А.С.Резникова «Сказания о лекарственных растениях», М.М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»; В.Бианки «О травах»; А.Стрижов «Огород на опушке». - --Наблюдение за лекарственными растениями.
- Выращивание и высадка рассады на участок детского сада, уход за ней. - Ведение дневника наблюдений за растениями.
- Рисование лекарственных растений.
- Аппликация «Одуванчик», «Ромашковое поле»
Мероприятия, проведенные в апреле 2018 (участвовали воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители):
- Создание альбома лекарственных растений, составленный из детских рисунков, «Здоровье в лукошке».
- Картотека «Аптека на подоконнике: лекарственные комнатные растения».
- Книжки-малышки «Лекарственные растения», сделанные родителями с детьми.
- Викторина «Знатоки лекарственных растений».
- Театрализованное представление «Путешествие в сказочный лес».

Охват проекта:

Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, возраст 6-7 лет

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png