Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.

Святые — как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели — это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием — действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые — умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.

Интересное прозвище — Вышенский затворник — святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.

Икона святителя Феофана Затворника

Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.

    Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.

    Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл - символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках — многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.

    На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии — с черными крестами.

    Редкий тип иконографии святителя Феофана — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.


Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме — своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

  • Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,
  • Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,
  • Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству — возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Затворничество святителя Феофана Вышенского

По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.


Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя

Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых — это произошло в 1988 году — их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.

Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе — в Сергиевском храме.

Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.

  • Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.
  • Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.
  • Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.


Труды и творчество святителя Феофана

Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.


Почитание Феофана Затворника

Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:

23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.

Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.


В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи

  • в исцелении недугов взрослых и детей,
  • в учебе,
  • при трудностях в работе,
  • ученым — в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,
  • в изменении характеров человеческих,
  • в осознании своих грехов, покаянии,
  • избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
  • при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
  • в бедности, материальных трудностях,
  • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
  • в скорейшем исцелении детей,
  • при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.

    Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.

    Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

    После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

    Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

    Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым - хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям — мудрость и познание Божие, учащимся - старание и Господню помощь; всем же людям православным - помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.

Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!


Этот выпуск посвящен христианскому отношению к болезни и смерти, с которыми мы так часто встречаемся в жизни, и всегда эти встречи связаны со скорбью, отчаянием, унынием.

Советы, данные Святителем, помогут нам отойти от тех ценностей, которые навязываются нам падшим миром и взглянуть на жизнь так, как учит нас Евангелие.

Грехи и страсти и борьба с ними

Святитель Феофан Затворник - не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире».

Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко спасению.

Евангельская история

Настоящее издание представляет собой один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающий особое место в русской духовной литературе. В нем дается путеводитель по Святому Евангелию - главной Книге, ведущей человека ко спасению.

Вся земная жизнь Спасителя нашего подробно изложена автором словами святых Евангелистов в хронологической последовательности. Читатель легко найдет описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание. В обширном обращении к читателям святитель объясняет принципы и правила, принятые им для установления порядка евангельских событий, предлагает соответственный тому конспект Евангельской истории с обозначением главных ее частей и всех подразделений и подробное оглавление содержания Евангелий.

Как научиться молиться

«Кто умеет молиться, тот уже спасается, - говорит святитель Феофан Затворник. - Молитва есть наука из наук... Она все: вера, благочестие, спасение...».

Книга содержит советы святителя Феофана о том, Как научиться молиться, что в молитве главное, что такое Иисусова молитва, как ее совершать и какие бывают ошибки при молитвенном делании. Советы извлечены из писем святителя Феофана.

Как сохранить благочестие в семейной жизни

Строя православную семью, мы обращаемся за помощью, советом к духовно опытным наставникам. Бесценная сокровищница практического духовного опыта — письма святителя Феофана Затворника.

Среди духовных чад святителя — самые разные люди, многие из них избрали супружество как один из путей земной жизни, ведущий ко Спасению.

Наставления святителя не только духовно глубоки и точны, но и жизненно необходимы нам сегодня, потому что каждое слово святителя согрето любовью и заботой, каждое слово обращено к нам, ищущим помощи и совета.

Наставления в духовной жизни

Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах... Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе.

До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах. Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьян.

Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности писавшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово. Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Основы православного воспитания

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышинский (1815-1894) - епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник.

До настоящего времени его труды по истолкованию Священного Писания, духовные письма и проповеди просвещают и наставляют читателей в благочестии. Эта книга, составленная на основе труда святителя «Путь ко спасению», расскажет родителям об особенностях христианского воспитания детей.

Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

В книгу вошли письма, которые объединяет общая тема - вопросы веры. Святитель, отвечая на недоумения своих корреспондентов, говорит о догматах Православной Церкви и о ересях, о вражиих хитростях и неложном прохождении духовной жизни, о Втором Пришествии Христа и всеобщем воскресении, о частном суде после смерти и о вечности мучений.

Письма святителя Феофана составляют неиссякаемый источник назидания и духовной пользы, лишенные сухой схоластики, они просто и мудро возводят читателя в познание истины и утверждают в вере.

Письма о христианской жизни

Сборник «Письма о христианской жизни» первоначально был составлен из писем святителя Феофана к разным лицам в ответ на вопросы, просьбы о наставлении и помощи, с которыми обращались к Вышинскому Затворнику со всех концов России.

В этих письмах - советы, разрешение недоумений, утешение в скорби, облегчение в бедах, - те плоды духовной опытности, которые любящий архипастырь щедро предлагал искренно ревнующим о спасении.

С вятитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров после окончания Орловской семинарии был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Как известный и почитаемый среди духовенства пастырь, он был назначен на должность благочинного, которую исполнял в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. От отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери - нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность.

В 1823 году отрок Георгий поступил в Ливенское духовное училище. Способный, хорошо подготовленный отрок Георгий легко прошел курс и в 1829 году в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Возглавлял ее архимандрит Исидор, впоследствии известный иерарх Русской Православной Церкви. Георгий Говоров с большим интересом изучал науки и особенно психологию. В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи Тихона Задонского (память 13 августа), в то время еще не прославленного, у Георгия появилось благоговение к этому святителю.

С отличием окончив семинарию в 1837 году, Георгий Васильевич Говоров получает назначение в Киевскую духовную академию. Здесь завершилось образование и ясно определилось направление нравственной жизни Георгия Говорова.

В профессорских ведомостях он он атестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и имеющим отличные успехи в науках. Любимыми предметами будующего архипастыря были предметы богословские, и в особенности Священное писание и Церковное красноречие. Академическая инспекция постоянно характеризовала его как человека «весьма скромного», «честного поведения», «отличающегося благонравием, исправностью в отношении своих обязанностей, любовью к Богослужению» и как «подающий пример другим». Все эти добрые качества нравственного поведения студента Георгия Говорова предуказали его путь к иноческой жизни.

Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и другие киевские памятники священной истории, красноречивые свидетели подвигов русского иночества. Юный студент нередко посещал Киевскую Лавру. Впечатления о ее посещениях были настолько глубоки и сильны, что святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них: «Киевская Лавра - неземная обитель. Как пройдешь брешь, так и чуешь, что зашел в друтой мир». В последний год учебы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению святой Церкви в иноческом чине. 1октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию».

С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан . Чин пострижения совершен был в Святодуховской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией (впоследствии архиепископ Нижегородский). В апреле 1841 года инок Феофан Иеремией (в то время уже епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита) в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры рукоположен был в иеродиакона, а 1 июля - в иеромонаха.

Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии. Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение на тему «Обозрение подзаконной религии» академическим ученым советом в числе лучших было отослано в Синод на рассмотрение. Даровитость и трудолюбие отца Феофана отметил постоянный член Синода митрополит Московский Филарет (Дроздов, память 19 ноября).

В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра. Началась его служебная деятельность на учебно-воспитательном поприще. 27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, которое находилось под непосредственным наблюдением Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). Но недолго трудился отец Феофан в Киевском училище: 7 декабря 1842 года он был назначен инспектором Новгородской семинарии. Три года иеромонах Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 года он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и Пастырского Богословия.

Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, отец Феофан стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью. «Воспитатель , - писал он, - должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых ». К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив философско-умозрительные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными - после Священного Писания и творений святых отцов - источниками его лекций были жития святых и психология.

1 февраля 1845 года отец Феофан был назначен помощником инспектора академии, а с 20 мая по 4 августа 1846 года он исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение этих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был во второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а 25 мая 1846 года - и звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры .

Иеромонах Феофан был глубоко предан делу христианского воспитания, однако его влекла уединенная монашеская жизнь. Дух его стремился в более сродную ему сферу иноческого жития и молитвенного общения с Богом. Вскоре представился случай к удовлетворению духовных устремлений отца Феофана. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен членом Духовной Миссии в Иерусалиме.

Во главе Русской Духовной миссии стоял архимандрит Порфирий (Успенский), прекрасный знаток Востока, известный церковный археолог. Кроме иеромонаха Феофана, сотрудниками миссии состояли два студента, окончившие Петербургскую семинарию, Н. Крылов и П. Соловьев. 14 октября 1847 года Миссия отбыла из Петербурга в Палестину. Шестилетнее пребывание на Востоке имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Посещая древние обители, он неутомимо изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с уставом и житиями древних подвижников восточных обителей и святой Афонской горы. Молодой аскет вошел в тесную духовную связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений. Здесь, на Востоке, отец Феофан основательно изучил греческий и французский языки, познакомился с еврейским и арабским.

В 1853 году началась Крымская война, 3 мая 1854 года члены Русской Духовной Миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен 4 апреля 1855 года в сан архимандрита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре Канонического права, а через полгода - на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии.

Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Исполняя поручения в этой сфере, он должен был соприкасаться с жизнью и деятельностью приходского духовенства. 17 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом , который утвердился в тех краях в форме даниловщины, филипповщины, аристовщины и странничества.

В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе, что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью Константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии».

Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью».

Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы . Но недолго архимандриту Феофану пришлось быть в Константинополе: ему предназначалось новое, более ответственное поприще служения Богу, Царю и Отечеству.

13 июня 1857 года указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, которую возглавлял два года. Как ректор архимандрит Феофан посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание он обращал на воспитательную работу. На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением. Время ректорства архимандрита Феофана совпало с празднованием 50-летия открытия Петербургской духовной академии. Юбилейное празднование состоялось 17 февраля 1859 года. Император Александр Второй, по ходатайству Святейшего Синода, наградил отца Феофана орденом святого князя Владимира III степени . Недолго после этого события отцу Феофану пришлось быть ректором. Всеблагому Промыслу Божию угодно было врзвести его в сан епископа, да будет всем ищущим спасения светильником, горящим и святящим .

29 мая 1859 года состоялось наречение отца Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого . В речи при наречении во епископа архимандрит Феофан сравнивал свою жизнь и разнообразную деятельность с шаром, без грохота и шума катящимся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов. Отец Феофан выразил свою покорность Воле Божией, свое смирение и недостоинство. В этом же слове, обращаясь к сонму архипастырей, он поведал, что имеет тайное желание сердца высших подвигов добродетели. «Не скрою, - сказал отец феофан, - что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы на мою долю выпало такое место, где бы я свободно мог предаться занятиям по сердцу». 1 июня митрополитом Григорием с собором епископов в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена его хиротония .

Служение преосвященного Феофана в Тамбовской епархии продолжалось только четыре года. Но за это время он необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых успел снискать всеобщую и самую искреннюю любовь. Святитель Феофан проявил себя ревностным служителем во всех сферах церковной жизни. Много забот и трудов пришлось понести владыке при управлении Тамбовской епархией.

Епископ Феофан проявил себя ревностным проповедником. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Плодом его ревностного проповедания явился выпуск двух томов его слов к тамбовской пастве (всего 109 слов). Глубокое знание всех движений сердца человеческого и его духовных потребностей, опытное знакомство с духовной жизнью, обширные познания в области и Священного Писания, и творений святоотеческих, и наук естественных, исторических и других и иные высокие достоинства отличают слова преосвященного Феофана к тамбовской пастве, при необыкновенной ясности, живости и простоте изложения чрезвычайно сильное производившие впечатление на слушателей. Святитель Феофан заботился и о внешнем благоустройстве духовно-учебных заведений, побудил начальство Тамбовской семинарии произвести капитальный ремонт семинарского храма. В целях подема народного образования при содействии преосвященного Феофана было открыто много церковно-приходских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности, а также открыто шестилетнее женское епархиальное училище.

Епископ Феофан в то же время заботился о повышении образования и самого духовенства . По его ходатайству перед Святейшим Синодом с 1 июля 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости».

Епископ Феофан всего себя отдавал на служение своим пасомым, уделяя малое время для сна . В дни скорби и мира он был любвеобильным отцом для всех. При своих многочисленных и разнообразных делах и заботах по управлению Тамбовской епархией Святитель Феофан находил время и для учено-литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себе целую систему христианского нравственного учения.

Во всей последующей жизни в нем все больше пробуждалась склонность к уединению. время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, владыка на прощание сказал ему пророчески: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приду».

В 1861 году епископ Феофан пережил большую радость. По решению Святейшего Синода он принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипастыря и послужило как бы особым благодатным освящением его собственного служения.

Но не долго Тамбовской пастве пришлось быть под управлением преосвященного Феофана. 22 июля 1863 года преосвященный Феофан был перемещен на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру. В синодальном докладе было сказано, что преосвященный Феофан «настоящим своим служением снискал потребную опытность для управления столь обширной паствой».

Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Первым предметом попечения заботливого архипастыря Владимирской епархии было спасение пасомых через назидание, посредством проповеди слова Божия. Епископ Феофан предпринимал поездки в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо Церкви преосвященный Феофан был награжден орденом святой Анны II степени (17 апреля 1857 года) и святой Анны I степени (19 апреля 1864 года) .

После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах, преосвященный Феофан нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление. Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство владыки было удовлетворено, и он 17 июля 1866 года был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, где провел свою жизнь как ученый инок.

Но невозможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, - они звали его к себе на новый духовный подвиг. «Я ищу покоя, - писал епископ Феофан митрополиту Исидору, - чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».

Суетная должность настоятеля нарушала внутренний покой владыки Феофана, и он скоро подает новое прошение об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу. Долгожданное уединение, к которому так настойчиво стремился святитель, наконец пришло по милости Божией.

По своему внутреннему устройству Вышенская пустынь представляла из себя общежительный монастырь. Устав и обычай ее отличался большой строгостью. Святитель Феофан до конца жизни чувствовал себя счастливым на Выши. «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, писал он, - и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него... Вышу можно променять только на Царство Небесное».

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обителй он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Внешняя обстановка вполне соответствовала духовным потребностям подвижника-святителя. Он охотно принимал посетителей - родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из кельи на прогулку. Святитель Феофан в начале своего пребывания в Вышенской пустыни испытывал борьбу с помыслами, которые внушали ему сожаление о раннем оставлении кафедры.

В 1872 году духовное начальство предлагало ему снова принять управление епархией, даже Московской, а потом в этом же году предлагало ему заседать в судном отделении Святейшего Синода. В 1879 году Святителя Феофана через Святейший Синод приглашал в Японию отец Николай (Касаткин), будущий равноапостольный просветитель Японии (память 3 февраля). Но епископ Феофан отказался от этих приглашений.

После пасхальных дней 1872 года он начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на Богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. К этому времени епископ Феофан устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно.

В Богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник интересовался жизнью Церкви и своей Родины . Он выписывал много журналов. В кабинете у него была огромная библиотека. При написании своих произведений Святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках. Все прочитаное он молитвенно переживал, вынашивал, и постепенно из-под пера его выходили творения, равных которым по разнообразию тематики и глубине освещения вопроса можно указать немного .

В подвиге духовнолитературного творчества святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. 0б этом он говорит в одном из своих писем: «Писать - это служба Церкви нужная». Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского затворника. Почти ни одна деталь духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главной темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. При этом, как отмечали исследователи, творения Вышинского подвижника «полные духовно-благодатного помазания... в возможной полноте и близости отражают дух учения Христова и апостольского ». Один перечень этих творений вызывает благоговение перед великим трудолюбием; перед большой нравственной силой и духовной опытностью Святителя-затворника. «Мы имеем полное право, - пишет один из биографов епископа Феофана, - назвать его великим мудрецом христианской философии. Он в такой же степени плодотворен, как и святые отцы IV столетия».

Основой для его Богомудрых писаний служили почти исключительно творения восточных церковных учителей и аскетов. Учение епископа Феофана во многом родственно учению старца Паисия Величковского (память 15 ноября). Это особенно заметно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Как выдающийся знаток аскетической письменности, преосвященный Феофан не только отразил ее особенности в своих творениях, но и воплотил в своей жизни, проверив истинность святоотеческих аскетических предпосылок собственным духовным опытом. По содержанию его сочинения распадаются на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Особенно большую ценность для богословской науки представляют многочисленные труды Святителя по христианской нравственности. В своих нравоучительных произведениях преосвященный Феофан изобразил идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его достижению. Излагая свои мысли ясно и доступно для широкого круга читателей, святитель Феофан в сочинениях преподает основы святоотеческой психологии. Обозревая душевные и духовные способности человека, преосвященный Феофан глубоко проникает в его внутренний мир, в сокровенные тайники человеческой души.

Среди творений епископа Феофана почти не встречается трудов специального догматического характера, но поскольку нравственное учение христианства стоит в неразрывной связи с христианскими догматами, то в разных местах его трудов можно увидеть раскрытие и догматического учения. Догматический элемент в творениях свт. Феофана особенно важен потому, что разъяснения автора касаются высочайших и труднейших пунктов христианской догматики.

Одним из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области Богословия стоит его переводческая деятельность. Свою духовную опытность он почерпал не только из личных внутренних переживаний, но и из аскетической письменности, которой всегда особенно интересовался. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие», главный предмет которого составляют писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма. Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к епископу-затворнику; нередко почта приносила их до 20-40 в день. «К нему обращались за советом, за разрешением недоумений, в нем искали утешение в скорби, облегчение в бедах все, начиная с сановников и кончая простолюдинами». В письмах епископ Феофан высказал те же положения, что и в своих творениях, но в более простой, ясной форме и в применении и к нравственному, и к общественному положению собеседников. Святитель, чутко улавливая духовные потребности писавшего, не жалея сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение писавшего и сразу установить с ним самую близкую духовную связь, где преобладали полная искренность и откровенность. Эту искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины.

Постоянным вниманием к себе, трезвением и бодрствованием подвижник-затворник достиг высокой степени духовного совершенства и сделался образцом веры и благочестия. Самоотверженная любовь к людям, которая видна из содержания обширной переписки святителя, была в нем той особенной нравственной силой, которая влекла к нему современников и продолжает влечь к его памяти и творениям последующие поколения христиан.

Все духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора Богословия за многополезные богословские сочинения .

При всех своих добродетелях и высоких достоинствах епископ Феофан считал себя ниже всех. «Я вот и книги читаю, и пишу, - говорил он, - а у меня нет ничего похожего на то, что творили угодники Божии». Он готов был считать всех людей добрыми и святыми.

Дни жизни святителя-затворника постепенно умалялись, и он, сознавая это, спокойно ждал смерти. «Умереть, - писал владыка, - это не особенность какая. И ждать надо. Как бодрствующий днем ждет ночи, чтобы заснуть, так и живущим надо впереди увидеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда ».

6 января 1894 года, в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался . Когда было подготовлено тело почившего к погребению и его стали одевать в архиерей­ское облачение, все присутствовавшие увидели, что на лице его просияла блаженная улыбка. Было ли это прощальное приветствие опечаленной братии обители или отражение блаженного ликования души - ведомо одному Богу!

Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Тело почившего архипастыря было погребено в Казанском соборе Вышенской пустыни, в правом Владимирском приделе. Над могилой почившего усердием настоятеля оби­тели архимандрита Аркадия и почитателей памяти епископа Феофана было воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трех книг Святителя: «Добротолюбия», «Толкования Апостольских посланий» и «Начертания христианского нравоучения».

В одном из своих многочисленных сочинений епископ Феофан Затворник пишет: «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела епископа Феофана - это прежде всего его многочисленные творения. Святитель Феофан, посвятив свою жизнь поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и следующим поколениям в своих богословских трудах .

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия , оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

Память святителя Феофана Затворника Вышенского совершается 10 января и 16 Июня (Перенесение мощей).

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче,/
благочестия учителю и чистоты,/
Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/
и всем верным путь ко спасению указал еси,//
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Богоявлению тезоименитый,/
святителю Феофане,/
ученьми Твоими многи люди просветил еси,/
со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,//
моли непрестанно о всех нас.

Феофан (Го́воров) епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, святитель (1815–1894)

Детские, юношеские и молодые годы

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого .

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 года иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: . Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как , .

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как ,

Был священником Владимирской церкви этого села. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. В семье отца Василия было три дочери и четыре сына.

Отец часто брал Георгия с собой в храм, где тот становился на клиросе или прислуживал в алтаре. Первоначальное образование Георгий получил в родительском доме, где ему привили любовь к святой православной вере и к храму.

Духовное образование

Именно здесь у него появилось все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому . Вместе с родными юноша совершил паломничество в Задонский монастырь , где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленного.

В семинарии Говоров учился так же успешно, как и в училище. Будучи в числе лучших учеников, он сам пожелал остаться на повторный курс в философском классе. Благочестие и добрая религиозная нравственность, заложенные в душе Георгия в детские годы, не только не угасли во время учебы, но продолжали возрастать. Характерной чертой его была любовь к уединению.

По личному распоряжению епархиального архиерея - епископа Орловского Никодима - Георгий был направлен в Киевскую духовную академию .

По свидетельству современников, студент Георгий Говоров именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность к писательству. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и киевские церковно-исторические памятники. Впечатления от посещения Лавры были настолько глубоки и сильны, что Святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. "Киевская Лавра - говорил впоследствии епископ Феофан, - неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир".

При отличных успехах в науках студент Говоров обращал на себя внимание своим поведением. В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и проявляющим успехи в науке. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские и в особенности Священное Писание и церковное красноречие.

Постриг и рукоположение

Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: "Обозрение подзаконной религии". Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. В году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра.

Учебно-воспитательная деятельность в Киеве, Новгороде, Санкт-Петербурге

Вся его педагогическая система основывается на идее нравственно воспитывающего обучения. Он признавал плодотворным лишь то образование, которое не только ум развивает, но и главным образом облагораживает сердце. Будущий святитель был глубоко предан делу доброго христианского воспитания, но дух его стремился в более родную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития.

Служение в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии.

Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 октября года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом, который утвердился в тех краях в форме даниловщины , филипповщины , аристовщины и странничества .

Настоятель Константинопольского посольского храма

За четыре года своего служения на Тамбовской кафедре он успел снискать всеобщую и самую искреннюю любовь необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых.

Проявил себя ревностным проповедником. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Плодом его ревностного проповедания явился выпуск двух томов его слов к тамбовской пастве (всего 109 слов).

Епископ Феофан в то же время заботился о повышении образования и самого духовенства. По его ходатайству перед Святейшим Синодом с 1 июля года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости ».

При своих многочисленных и разнообразных делах и заботах по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан находил время и для учено-литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себе целую систему христианского нравственного учения.

Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь , которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, владыка на прощание сказал ему пророчески: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приду».

Епископ Владимирский

Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире , но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Он предпринимал поездки в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии , открыл училище для девиц духовного звания. С начала года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости ».

Увольнение на покой

После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах, преосвященный Феофан нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление. Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство владыки было удовлетворено, 17 июля года он был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни .

«Я ищу покоя, - писал епископ Феофан митрополиту Исидору, - чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией» .

Суетная должность настоятеля нарушала внутренний покой владыки Феофана, и он скоро подает новое прошение об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу. Об этом времени святитель говорил: «Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него... Вышу можно променять только на Царство Небесное».

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Он охотно принимал посетителей - родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из кельи на прогулку. Святитель Феофан в начале своего пребывания в Вышенской пустыни испытывал борьбу с помыслами, которые внушали ему сожаление о раннем оставлении кафедры.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png