Первые письменные сведения о существовании монастыря во имя святых Флора и Лавра на Подоле датируются 16 веком. Столетием позже, в 1710 году, по велению Петра I женский Вознесенский монастырь , стоявший напротив Святых ворот Киево-Печерской Лавры, был закрыт, поскольку занимаемое им место понадобилось для устройства арсенала Печерской крепости . Находившихся там монахинь разместили во Флоровском монастыре на Подоле; ему передали все недвижимые имения закрытой обители, которых было получено особенно много при игуменьи Марии Магдалине - матери украинского гетмана Ивана Мазепы.

С тех пор существует , который прославили монахини своими благими деяниями. Так, в 19 веке на территории обители находилось училище для девочек из бедных семей, богадельня, больница. Монастырь был закрыт в 1929 году, вновь возрожден в 1941 году; сегодня в нем более двухсот сестер и много послушниц; здесь проходят ежедневные богослужения.

Обитательницами Флоровского монастыря были в свое время известные личности. С 1758 года до самой кончины здесь вела жизнь, посвященную Господу, княгиня Наталия Долгорукова, дочь сподвижника Петра I Б.Шереметева. Став супругой опального князя И.А. Долгорукова, она не испугалась нелегкой доли и отправилась за мужем в ссылку. После казни горячо любимого князя, она приняла постриг во Флоровском монастыре под именем Нектарии, по преданию, бросив свое обручальное кольцо в Днепр. Страдания, перенесенные Наталией, ее великое смирение, были описаны ею в мемуарах под названием «Своеручные записки».

Одной из наиболее почитаемых обитательниц Флоровского монастыря была также инокиня Елена , в миру Екатерина Бехтеева (1756-1834). Она не была канонизирована, однако при жизни была горячо любима и почитаема старицами и мирянами за добрые дела и умение утешить в скорби, а также за то, что «умела прощать». Могила инокини Елены - на территории монастыря, за Вознесенским собором.

Во все времена монахини Флоровского монастыря славились редкостным умением вышивать золотыми нитками лики святых. Об этих дивных работах, украшавших храмы обители, знали люди отовсюду и приходили не только к молитве, но и полюбоваться вышитыми золотом образами.

Среди святынь Флоровского монастыря выделяют: список с чудотворного образа Руденской иконы Божьей Матери, две иконы Богородицы - Тихвинская и "Скоропослушница", образ "Призри на смирение" - список со знаменитой чудотворной иконы Свято-Введенского монастыря на Печерске.

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются: колокольня со Святыми вратами, Вознесенский собор, церковь Воскресения Христова, Николаевский трапезный храм. На этапе возрождения - церковь Казанской Иконы Божьей Матери, в здании которой в советские времена находилась швейная фабрика.

Монастырь располагается у подножия Флоровской горы , где хоронили усопших инокинь. К ней ведет подъем от Вознесенского храма.

На всей территории монастыря - великолепный сад с розарием , фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» в сочетании с древними храмами. Увидеть все это, а также узнать о жизни обитательниц Флоровского монастыря в Киеве, Вы сможете, побывав на .

Легенда о Святом Касияне и Святом Николае.

На стене главного храма Флоровского монастыря - Вознесенского собора - изображения святых Касияна и Николая. Согласно легенде, Святой Касиян , который управляет всеми ветрами и держит их под двенадцатью замками, пожаловался Богу на Святого Николая, которого люди любили и уважали больше, чем его. Тогда Бог велел ангелам позвать к нему Святого Николая.

Сколько не искали ангелы - нет на небе Николая, все по земле ходит, людям помогает. То корабли от бури спасает, то от пожара людей оберегает, то из плена невольницкого выручает. Когда Бог все-таки дождался Николая, тот предстал пред Господом в простой свите, в грязи, подвязанный веревкой, так как он помогал человеку телегу из болота вытащить. «Вот видишь, Касиян» - промолвил Бог, - «поступай так же, как Николай, и тебя люди так же почитать будут».

Недаром день Святого Николая отмечается четырежды в год, в знак благодарности за его деяния, а Святого Касияна - только раз в четыре года, 29 февраля.

Фото Флоровского монастыря в Киеве

Храм Воскресения Христова

Изображение Серафима Саровского

Колокольня над Святыми вратами обители

Монахини заботятся о животных

Маленький рай на земле

Изображение святого Касияна на стене Вознесенского собора

Рядом с ним - святой Николай

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле. Здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины - княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина и Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь.

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 г., но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 г. и встречается в грамоте, написанной королем Польши Сигизмундом II Августом киевскому князю К. К. Острожскому. Документ говорит о том, что права на управление монастырем, расположенным при церкви Святых Флора и Лавра, должны быть переданы протопопу Якову Гулькевичу, а впоследствии, его потомкам-священнослужителям. Богослужения, согласно этой грамоте, следует проводить по греческому обычаю.

Самое старое здание в монастыре - церковь Святых Флора и Лавра, а самое любопытное с точки зрения архитектуры - Вознесенский храм. Уникальность собора в том, что в нем гармонично соединились черты крестовокупольной церкви с расположением куполов по одной продольной оси, характерным для деревянного украинского зодчества.

История монастыря

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем. Так, в официальной росписи Киева, составленной в 1682 г., говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна - во имя святого мученика Флора.

Вскоре после передачи монастыря в ведение Гулькевича, он пришел в жалкое состояние и наследники, отказался от своих прав на Флоровскую обитель при условии, что монастырь будет принадлежать Православной Церкви.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 г. на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца 19 века - организована богадельня.

Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.

Святыни монастыря

В монастыре находится второй (и последний) список иконы Божией Матери «Призри на смирение», также обладающий исцеляющими свойствами.

Как добраться

Доехать да монастыря можно от станции метро «Контрактовая площадь», далее по Константановской улице в сторону фонтана «Самсон», мимо церкви успения Богородицы.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 году на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца XIX века – организованы богадельня (к 1918 году – на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек) .
Флоровский монастырь во все времена славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII веках в нем постригались в монахини женщины, принадлежавшие чаще всего к высшим сословиям. Здесь подвизались игуменьи Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), Смарагда (Норова) (матушка – церковный писатель и поэт, написавшая очень популярную книгу «Благоговейные христианские размышления») , Парфёния (А.А. Адабаш), схимонахиня Нектария (княгиня Н. Б. Долгорукая) и другие.
В Киевском Флоровском монастыре приняла постриг великая княгиня Александра Мельгунова (в постриге Анастасия), основательница Серафимо-Дивеевского монастыря http://4udel.nne.ru/history/monastery .
Флоровский монастырь, как и многие другие святые обители, был закрыт в 1929 году, но с осени 1941 года началось его возрождение, когда деятельность обители возобновилась, и с тех пор больше уже не прерывалась.

В настоящее время монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и в нём подвизается 230 сестер, в том числе 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини и 42 послушницы.
Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого , что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.
Интересной уникальностью монастыря является то, что организация ионической жизни в нём организована в редкой для нынешних монастырей форме – он, как и в былые времена, является своекоштным (необщежительным).

Здесь, как мне думается, необходимо пояснение .
В христианстве существуют три вида иноческой жизни: особое житие, общежитие и отходное.
Особое (необщежительное, своекоштное) житие предшествовало монастырскому общежитию и было подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено на Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира, строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без пределенного устава. Такой монастырь-особняк составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником.
Общежитие (общежительный монастырь) – это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией. Ничего не считать своим, но все иметь общее – главное правило общежития.
Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном уединении, пощении и молчании. Оно считалось высшей ступенью иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства в школе общего жития.

Исходя из этой особенности, в обители нет общей трапезы, а пища, в соответствии с монастырским уставом, выдается на кухне 1 раз в день.
В монастыре, кроме служения Господнего, успешно возрождаются и традиционные флоровские рукоделия: иконопись и вышивка золотом.
Просфоры, пасхальные куличи и монастырская трапеза традиционно приготовляются на дровах.
Обитель имеет два своих подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.

Флоровский монастырь поражает своим величием и красотой: как внутри, так и снаружи. Архитектурный ансамбль обители XVIII-ХІХ веков включает 4 церкви (до 1930-х годов их был 5) .

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются:

Вознесенский собор главный храм обители, построенный в 1722-1732 годах. В храме, кроме главного престола во имя Вознесения Господня, с правой стороны расположен придельный престол во имя собора Пресвятой Богородицы и два придела на хорах: один в честь явления Ахтырской иконы Богоматери, а другой во имя всех святых, устроенный в 1818 году.
Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. По своей форме она очень похожа на древнерусские церкви, но ее центральная апсида имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях. От собора ведёт подъем к старому погосту, где хоронили усопших инокинь.

Воскресенский собор (церковь Воскресения Христова) – одноглавая церковь-ротонда, построенная в 1824 году на отлогости Замковой (Киселёвской) горы на пожертвование графини А. Р. Чернышёвой, на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1811 году;

Трапезный храм во имя святого Николая – двухэтажный каменный храм, сооруженный на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма (в честь святых Флора и Лавра) . В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая Мирликийского (построен на рубеже XVII-ХVIII веков) ; верхний (холодный) храм – в честь Тихвинской иконы Богоматери, надстроенный после пожара (1811) в 1818 году.

У алтарной стены, с южной стороны, при церкви св. Николая имеется небольшой притвор, на котором изображено Воскресение Господня,

а на одной из стен храма большая роспись: «Преподобный Серафим молится у камня в лесу»;

храм во имя иконы Казанской Божьей Матери – каменная, трехпрестольная церковь (1844) с двумя пределами: южный – во имя св. мучеников Флора и Лавра, а северный – во евангелиста имя Иоана Богослова, построена по образцу древних русских церквей. В 1869 году стены и своды внутри церкви расписаны иконописанием, а арки и карнизы вызолочены.
Когда во время войны (1941-1945) , Киев был захвачен немцами, флоровские насельницы прятали на чердаке и подвале церкви раненых красноармейцев. Тайный лазарет фашисты обнаружили и там же, возле собора, расстреляли монахинь и солдат. Расстрелянные были похоронены здесь же под стенами Казанского храма, в братской могиле. Когда в 1960 году церковь закрыли, а участок земли вокруг храма передали в пользование протезного завода, надгробия над погребениями сняли, могилы закатали под асфальт, а в помещении Казанской церкви устроили пошивочный цех... В настоящее время храм передан монастырю и в нём ведутся восстановительно-реставрационные работы;

Кроме того, до 1930-х годов на территории монастырского кладбища находился Свято-Троицкий храм (1857) . В нём имелось два престола: главный – во имя Святой Троицы и еще один, во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. Над притвором церкви в 1855 году была сооружена каменная колокольня с шестью колоколами. В 1934 году церковь была разрушена местными властями (планировалось открыть парк культуры и отдыха на месте кладбища) , а на её месте осталась лишь груда кирпича…

А с самой горы (вблизи погоста) открывается прекрасный вид на Подол;

● 4-ярусная колокольня со Святыми вратами (в нижнем ярусе) , построенная в 1732 году. Первоначально два её верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 года (огонь был такой силы, что плавились колокола) . В 1821 году при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. Всего на колокольне 9 колоколов (а ранее были установлены ещё и часы, которые до настоящего времени не сохранились) . Самый большой из колоколов, весивший более 158 пудов (более 2,5 тонн) , был отлит в 1851 году. В нижнем ярусе колокольни располагались две кельи, а в одноэтажном домике, пристроенном к колокольне, пекли и продавали просфоры;

дом игуменьи , построенный в 1820-м году – небольшой, огороженный деревянной изгородью и окружённый разросшимися деревьями дом с мезонином (что его почти не видно) , выглядит уютным и уединенным;

источник в честь св. мучеников Флора и Лавра в настоящее время представляет собой грубый камень и торчащий из него блестящий латунный кран. А ранее над источником была артистическая беседка, которая была разрушена. Местные жители считают эту воду целебной. Насколько она целебная, мне трудно судить, но то, что она вкусная и утоляет жажду в самую жару – испытал на себе.

часовня (за Вознесенским собором) , в которой была захоронена одна из наиболее почитаемых обитательниц монастыря – прп. Елена Киево-Флоровская (в миру – Екатерина Бехтеева, 1756-1834) ;
могилы :

– жилой 2-х этажный каменный корпус построен вблизи Вознесенского собора в 1857 году ;

– другие постройки, приобретенные и построенные в 1860-70 годы.

На всей территории монастыря, в сочетании с древними храмами, разбит великолепный сад с розарием, фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» – центром которого считается, так называемый «райский сад » – маленький кусочек земли между монашескими кельями, Вознесенским и Воскресенским соборами, чем-то похожий на библейский сад…

Но внешняя красота это не самое главное, важнее всего та духовная атмосфера, которая царит в каждом здании этого монастыря. В обители всё пропитано божественностью, красотой и спокойствием… Шумная городская жизнь умолкает, как только заходишь за монастырские стены. Когда в монастыре завершатся все восстановительные работы и с него съедут пока ещё остающиеся в нём сторонние организации, обитель, несомненно, станет ещё краше и привлекательней…

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения.

В 1632 г., при Петре Могиле, Митрополите Киевском, внук отца Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте - бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).

До 1918 года в обители было 5 каменных храмов. Трехъярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

В 1929 г. монастырь закрыли. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png