Перерасчет платы за газ имеет, как показывает практика, некоторые особенности. Размер и порядок начислений зависят от субъекта Российской Федерации и не всегда соответствуют федеральному законодательству.

Порядок перерасчета платы за газ: что говорит законодательство

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354).

Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД:

  • непосредственно управляющими МКД;
  • выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;
  • в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;
  • УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение (в т. ч. поставка бытового газа в баллонах) отнесено к коммунальным услугам. Жилищные отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в соответствии со ст. 5 и 8 ЖК РФ регулируется специальным законодательством с учетом требований Жилищного кодекса.

  • Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ

Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа - исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику.

Урегулирование указанных правоотношений между поставщиками газа и непосредственными потребителями необходимо в силу требований Жилищного кодекса. В частности, при временном отсутствии граждан плата за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемая исходя из нормативов потребления, в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ определяется с учетом периода временного отсутствия потребителей в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Норматив потребления коммунальных услуг - месячный расчетный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем. Ответственность за соответствующее требованиям состояние внутридомовых инженерных систем и оборудования, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в МКД несут собственники помещений или УО, заключившая с ними договор на управление МКД.

  • Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях

В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги изменяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86–97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано.

В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Так, например, в постановлении правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» указано, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). При представлении в филиал ГУП газового хозяйства Московской области справок администрации муниципального образования о количестве проживающих в жилом помещении (жилом доме, квартире, комнате) норматив потребления природного газа принимается на 1 человека.

  • Заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями

Согласно приказу министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 № 195 «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.).

При этом практика в отношении действительности подобных региональных нормативных правовых актов является неоднозначной.

Так, например, собственник комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой никто не зарегистрирован, обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим в части примечания упомянутого приказа минэнерго и ЖКХ Самарской области № 195. Свои требования заявитель обосновал тем, что он проживает по месту регистрации в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета газа, и поэтому оплачивает услуги газоснабжения в адрес ОАО «Самарагаз» по нормативу по месту регистрации.

Как сделать перерасчет платы за газ: опыт регионов

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Самарский областной суд решением от 22.03.2013 удовлетворил заявленные требования, отметив, что Правилами № 306 установлена конкретная формула № 11 по расчету норматива потребления коммунальной услуги газоснабжения в жилых помещениях, которая не содержит такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи. Определением Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7 решение Самарского областного суда от 22.03.2013 оставлено без изменения.

В Московской области действует постановление правительства МО от 23.01.2014 № 9/1 «Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области». Указанное постановление содержит весьма интересную норму, согласно которой при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и (или) водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них зарегистрированных граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим ценам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.). Это правило, установленное постановлением правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43, также обжаловалось, однако недействительным признано не было (решение Московского областного суда от 24.01.2013 по делу № 3–8/13). Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример

Собственник помещений в МКД обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс», ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» о возложении обязанности сделать перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании неосновательного обогащения в связи с тем, что в указанном жилом помещении никто не зарегистрирован, не проживает и услугой газоснабжения не пользуется, поскольку собственник зарегистрирован и постоянно проживает в другом городе. Прибором учета газа жилое помещение не оборудовано. На неоднократные обращения к ответчикам о перерасчете и возврате излишне уплаченных денежных средств получен отказ.

Признавая доказанным факт неиспользования коммунальной услуги газоснабжения в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что собственник постоянно проживает и работает в другом городе, в квартире не зарегистрирован.

Апелляция с такой позицией не согласилась, отметив, что истец, зарегистрированный и проживающий в другом городе, либо иные лица не лишены возможности пользоваться услугой газоснабжения в жилом помещении, требования по перерасчету потребления газа в котором стали предметом спора. Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальной услуги, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления услуги газоснабжения, суду истцом не предоставлено.

Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие, в связи с чем суд посчитал невозможным применение к рассматриваемым правоотношениям положений о перерасчете платы за коммунальные услуги, предусмотренных пп. 86–97 Правил № 354, и отказал в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Мурманского областного суда от 18.12.2013 по делу № 33–4178).

Рассматриваемый пример - это классический случай возложения обязанности доказать «наличие отсутствия», что объективно не всегда возможно. При этом суд посчитал, что постоянное отсутствие в жилом помещении в данном случае не может считаться основанием для перерасчета платы по правилам о временном отсутствии, согласно которым заявление на перерасчет можно подать до начала периода временного отсутствия или по окончании такого отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения домой. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия потребителя.

Пример

Д. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о непроживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о непредоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33–1190/2014).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

За то время, что человек находится в другом городе или квартире, Горгаз или Водоканал осуществляют поставку газа, воды, электроэнергии и начисляют оплату. При длительном отсутствии можно обратиться для того, чтобы пересчитать сумму платежей.

Что это такое

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Начисление платы за коммунальные услуги осуществляется постоянно, по мере поставки воды или газа, тепла. Не имеет значение, уехал ли человек из дома или нет, в большинстве случаев размер платежей зависит от того, сколько человек прописано в квартире и какова ее площадь.

Плата за отопление начисляется в зимний период, и если гражданин отсутствует, то никто не отключит квартиру от общедомовой отопительной сети, поэтому заплатить придется.

Гораздо проще, если в квартире установлены индивидуальные приборы учета, в таком случае, чтобы избежать переплаты, нужно лишь перекрыть вентили для подачи воды как горячей, так и холодной. Вода использоваться не будет и платить за нее не нужно.

Пересчитать коммунальные платежи можно в том случае, если гражданин отсутствует в течение длительного времени и может доказать свое отсутствие справкой о временной регистрации в другом городе, картой гостя отеля, справкой из медицинского учреждения.

Граждане, временно не проживающие в своей квартире не пользуются такими коммунальными услугами, как:

  1. Электричество.
  2. Вода горячая и холодная.
  3. Канализация.

Проблем с перерасчетом платы за электричество, газ и воду не возникает, поскольку их использование высчитывается по счетчикам. Получить перерасчет могут граждане, отсутствующие в своей квартире 5 и более дней.

Чтобы получить перерасчет, нужно обратиться в обслуживающую компанию с заявлением и документами, подтверждающими длительное отсутствие. Расчет квартплаты и перерасчет осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства № 354.

Когда можно сделать

Получить перерасчет можно в нескольких случаях:

  • если в квартире длительное время не живет ни один человек, или же количество проживающих меньше, чем указано в документах. Однако, для пересмотра платежей необходимо доказать факт отсутствия;
  • была оформлена субсидия на снижение размере ежемесячных платежей за коммуналку. Получить помощь от государства могут лица, чей доход ниже прожиточного минимума. Семьи, находящиеся за чертой бедности могут получить субсидию в размере 6,33%, которая высчитывается, исходя из общего дохода гражданина;
  • предоставленные услуги не соответствуют стандарту качества, поставлены не в полном объеме. Например, в доме длительное время не проводили ремонт, не меняли трубы, из – за чего вода из – под крана текла ржавая, а также, не вывозился мусор.

Основные услуги ЖЭКа и отопление оплачиваются в полном объеме, даже если человек вообще не проживает в квартире. Пересмотрена может быть только сумма платежей за канализацию, подачу и отведение воды, свет.

Получить перерасчет можно, обратившись в управляющую компанию уже по возвращении домой и предоставив доказательства длительного отсутствия. В качестве подтверждения можно использовать выписку из больницы или санатория, договор с хостелом или отелем, туристической фирмой.

Как оформить перерасчет квартплаты

Особенности оформления перерасчета за коммунальные услуги и подачи заявления по возвращении домой:

  1. Подавать документы должен собственник жилья, соответственно, он может это сделать только после того, как вернется на постоянное место жительства в свою квартиру и сможет предоставить документальные подтверждения своего длительного отсутствия (более 5 дней).
  2. Специалист делает перерасчет, исходя из того, сколько дней человек отсутствовал и размера начисленных платежей за данный период.
  3. Если в квартире установлены счетчики на воду, электроэнергию, газ, то оформить перерасчет можно только на вывоз мусора, пользование лифтом.

Для того, чтобы оформить перерасчет, гражданин должен обратиться в управляющую компанию, поставляющую газ, воду или электроэнергию и ЖЭК, и написать заявление по установленной форме.

Если документов, подтверждающих временное отсутствие нет, сделать перерасчет в управляющей компании не смогут, поскольку обязательно должно быть основание для подобного действия.

Также, в качестве подтверждения можно использовать:

  • проездные билеты на электричку, поезд, электронный билет или посадочный талон на самолет с датой вылета и прилета;
  • справка с места работы, подтверждающая выезд человека в командировку на определенный период времени;
  • свидетельство о временной регистрации по другому адресу;
  • квитанции на оплату гостиницы;
  • справка, выданная садово – огородническим товариществом, которая служит подтверждением того, что человек проживал на даче.

В некоторых случаях для получения перерасчета необходимо предоставить ранее оплаченные квитанции за коммунальные услуги.

За время отсутствия

Чтобы получить перерасчет за весь период отсутствия гражданина в квартире, необходимо:

  1. Собрать все документы: паспорт гражданина России, ранее оплаченные квитанции, подтверждения временного отсутствия по месту прописки. Можно предоставить загранпаспорт, если в нем имеется отметка таможенной службы о выезде из страны и въезде.
  2. В управляющую компанию или ЖЭК предоставляется заявление, в котором указывается просьба о проведении перерасчета по причине не использования услуг из – за кратковременного или длительного проживания в другом месте. Все документы в виде подлинников прикладываются к заявлению.
  3. С момента подачи документов должно пройти не менее пяти дней, для того, чтобы перерасчет был произведен. Обращаться повторно в управляющую компанию не нужно, информация будет отражена в платежной квитанции.
  4. Дальнейшая оплата будет осуществляться по новой квитанции, если в результате перерасчета будет отменен ежемесячный платеж, то в графе «размер платежа» будет указана нулевая сумма.

ЖЭК или управляющая компания осуществляют перерасчет самостоятельно, если за время отсутствия гражданина произошло одно из следующих событий:

  • прекращена поставка газа или воды из – за аварии на сетях;
  • стихийное бедствие, в результате которого было отключено электричество, порваны кабели;
  • возникла ЧС, определенная законодательством как основание для прекращения поставки коммунальных услуг.

Специалист в управляющей компании проведет с клиентом беседу, в ходе которой ему будут разъяснены основания для перерасчета и установлен новый размер платежей на определенный период времени, пока не будет покрыта переплаченная сумма.

В связи с изменением жилплощади

В квартире может быть сделана глобальная перепланировка, в результате которой существенно меняется технический план жилья – количество и площадь комнат, общая площадь всей квартиры.

В таком случае кроме уведомления государственных структур – архитектурного управления города, регистрационной палаты, необходимо поставить в известность и управляющие компании, поскольку изменение размера жилой площади влечет за собой сокращение или увеличение ежемесячных коммунальных платежей.

Обращаясь за перерасчетом, необходимо предоставить технический паспорт, выданный БТИ. Размер платежей не пересматривается, если в процессе капитального ремонта или перепланировки были установлены счетчики, однако, собственник квартиры должен уведомить об этом управляющую компанию.

Невозможно оформить перерасчет, если перепланировка, сделанная в квартире, не была узаконена надлежащим образом.

Документы

Чтобы оформить перерасчет, гражданину необходимо обратиться в следующие организации:

  • Управляющие компании Горгаз, НЭСК, Водоканал.

С собой необходимо взять паспорт гражданина РФ, заявление, на перерасчет.

В нем должны содержаться следующие пункты:

  1. Наименование организации, в которую обращается гражданин.
  2. ФИО, контакты и адрес заявителя.
  3. Изложение сути просьбы – выполнение перерасчета на основании отсутствия по месту прописки или в изменения площади квартиры в результате перепланировки.
  4. Перечень прилагающихся документов.
  5. Дата составления заявления и подпись.

Кроме заявления и паспорта предоставляется документ – подтверждение отсутствия: билеты на любой вид транспорта, справки из больницы или санатория, протокол охранной компании, наблюдающей за домом, удостоверение из командировки, туристическая путевка или загранпаспорт с отметкой о вылете.

Если была проведена перепланировка, необходимо получить в БТИ новый технический паспорт и новое свидетельство в регистрационной палате права собственности. Эти документы также предоставляются для оформления перерасчета.

Нюансы

Оформляя перерасчет следует помнить о некоторых нюансах:

  • в процессе перерасчета имеет значение, сколько дней отсутствовал гражданин;
  • принимаются во внимание установленные в регионе нормативы за потребление газа, воды, электроэнергии;
  • чтобы получить перерасчет за тот период времени, что гражданин будет проживать в другом городе, необходимо оформить временную регистрацию. Ее получают по истечении 90 дней с момента переезда;
  • если были предоставлены услуги плохого качества – например, из крана текла ржавая вода или вовсе отсутствовала несколько дней, управляющие компании, как правило, осуществляют перерасчет самостоятельно и сведения о нем отображаются в новой квитанции на оплату коммунальных услуг.

Изменение суммы платежа за водоотведение осуществляется только лишь в том случае, если был сделан перерасчет на подачу горячей и холодной воды и при условии, что в квартире не установлены счетчики.

20 июля 2016 года мне пришло извещение об имеющейся задолженности за потребление газа. В квартире нет счетчика, имеются газовая плита и титан.

Перерасчет начислений за газ

За газ плачу по нормативам за каждого проживающего. Регулярно стараюсь оплатить авансом за год вперед. До 17 июля 2013 года в квартире проживали 4 человека. В июле скончался отец, о чем был в курсе наш участковый контролер, поскольку мы регулярно сверяли с ним оплату газа.

В феврале 2015 года я приватизировала квартиру, уплатив стоимость газа за год вперед уже за трех человек. Участковый контролер выдал мне справку об отсутствии задолженности. А 20 августа 2015 года умерла мама. На тот момент за газ уплачено было за год за трех человек, а с сентября 2015 года газом пользовались уже два человека.

В этом году я опять заплатила за потребление газа за двух человек за год вперед. Обратилась в компьютерный отдел горгаза, там сообщили, что мне произвели начисления, перерасчет делать не будут, поскольку я вовремя не представила справки о составе семьи из махалли, и что мне надо заплатить 311 тыс. сум. до конца года. Причем их ответ опирался не на законодательные акты, а на то, что в компьютере установлена такая программа. Правомерны ли действия горгаза в отказе перерасчета?

Л.Варгина.

Пункт 4.2 Договора на поставку природного газа розничному потребителю устанавливает, что потребитель обязан при изменении состава членов семьи или местожительства немедленно представить сведения поставщику. Абонент обязан своевременно известить письменно поставщика об изменениях в лицевом счете с указанием фамилии, имени, отчества потребителя, местожительства, домашнего телефона, паспортных данных с представлением подтверждающих документов. За непредставление или несвоевременное представление данных потребитель несет ответственность в установленном порядке (пп.6.11, 6.8 Договора).

Если вы не передали в письменном виде документы, указанные в Договоре, а также копии свидетельств о смерти родителей, то изменения в составе семьи не будут включены в электронную базу, и начисления будут производиться на основании прежних данных.

Оплата полученного газа розничным потребителем должна производиться в течение 10 дней после окончания каждого месяца (п.6.2 Договора). В случае частичной или полной неуплаты стоимости газа в установленный срок поставщик письменно уведомляет розничного потребителя об уплате за поставленный газ в течение 10 дней (п.6.3 До-говора). При неуплате розничным потребителем стоимости поставленного газа в течение 10 дней после получения уведомления он подлежит отключению от сети газоснабжения. Дальнейшее взыскание задолженности производится в судебном порядке (п.6.4 Договора).

Те же самые требования установлены Положением о порядке взаиморасчетов между потребителями природного газа и газоснабжающими организациями (прил. №1 к ПКМ от 26.05.2005г. №132, пп.23, 14).

Если поставщик не уведомил вас о произведенных начислениях в установленные сроки, он нарушил требования Договора и Положения.

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

Перерасчет за газ при временном отсутствии

Право потребителя на проведение перерасчета начислений за предоставленные услуги по газоснабжению при отсутствии счетчика газа в случае временного отсутствия потребителя или членов его семьи по основному месту жительства установлено пунктом 28 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденных Постановлением КМУ oт 09.12.1999г. .№ 2246 (с изменениями), действующих в Луганской Народной Республике в порядке, определенном частью 2 статьи 86 Главы 10 Временного Основного Закона (Конституции) ЛНР (далее — Правила).

В соответствии с требованиями Правил указанный перерасчет производится за период не более шести месяцев при условии представления в месячный срок с момента окончания каждого шестимесячного периода газоснабжающему предприятию письменного заявления с соответствующими подтверждающими документами.

То есть для выполнения указанного перерасчета потребителю необходимо в установленные сроки направить представителю услуг по газоснабжению соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт и продолжительность его временного отсутствия по основному месту жительства, а в дальнейшем при необходимости каждые шесть месяцев подтверждать данный факт в аналогичном порядке.

Согласно разъяснений Национальной Комиссии Регулирования Электроэнергетики Украины от 07.02.05 № 05-39-14/607, которая в соответствии с п.40 Правил уполномочена контролировать соблюдение требований Правил в пределах своих полномочий, доказательствами отсутствия потребителя или членов его семьи в данном случае могут служить любые справки из другого места пребывания, выданные юридическими лицами, заверенные печатью, содержащие расшифровки подписей должностных лиц, упомоченных выдавать данные документы, и иметь регистрационный номер и дату выдачи.

Ключевым моментом изложенного является необходимость документального подтверждения факта непрерывного (в течение определенного промежутка времени) пребывания потребителя вне основного места жительства, исключающего возможность потребления услуг по газоснабжению по адресу регистрации места проживания. В частности, такими документами могут быть:

— справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или санаторно-курортном лечении;

— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

— документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания с указанием периода проживания по месту временной регистрации или его заверенная копия;

— заверенная копия документа, удостоверяющая личность гражданина, содержащего отметки о пересечении границы при осуществлении выезда из страны и въезда в неё;

— справка дачного, садового товарищества, подтверждающая период временною пребывания гражданина по месту нахождения товарищества (кооператива);

— справка из поселкового (сельского) совета за подписью председателя совета, заверенная соответствующей печатью;

— иные документы, которые подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Данный перечень документов не является исчерпывающим и приведен в качестве примеров, определяющих указанные выше требования филиалов ГП «Луганскгаз» к оформлению и содержанию подтверждающих документов, в случае обращения потребителей о проведении соответствующего перерасчета начислений.

Вместе с тем предоставляемые потребителями в качестве обоснования своих требований справки о взятии на учет временно перемещенных лиц и/или акты (справки) о непроживании по месту регистрации, заверенные подписью соседей или должностных лиц (представителей ЖЭУ, правоохранительных органов, местных органов самоуправления, депутатов и пр.), не соответствуют указанным выше требованиям и не являются основанием для выполнения перерасчета по следующим причинам.

В первом случае справка «переселенца» содержит только дату ее составления и не ограничивает свободу перемещения гражданина, что не исключает возможность потребления им услуг по газоснабжению по основному месту регистрации в Луганской Народной Республике.

Во втором случае правовой статус актов (справок) о фактическом непроживании лица по адресу его регистрации действующим законодательством не установлен, форма и порядок их оформления не регламентирован. Указанный акт (справка), как правило, составленный в произвольной форме, не устанавливает и не может установить место и период (продолжительность) фактического пребывания потребителя газа вне основного места жительства, поскольку лица, его подписавшие, могут засвидетельствовать только факт отсутствия человека в помещении на конкретный момент составления акта, но не факт его непроживания на протяжении определенного периода времени.

Кроме того, указанные выше лица, заверяющие акт своей подписью, не уполномочены составлять такие акты, так как это не относится к их компетенции, и не несут никакой ответственности за достоверность содержащейся в них информации. Любые их суждения о факте непроживания потребителя по сути являются предположениями, основанными на их личном мнении, следовательно, не могут служить доказательством при урегулировании рассматриваемого вопроса.

Альтернативным вариантом решения затронутого вопроса является приобретение и установка потребителями счетчиков газа, что позволит производить оплату за фактически потребленный газ в соответствии с его показаниями, или прекращение газоснабжения по их заявлению на основании и в порядке, определенном абзацем 9 пункта 28 Правил.

Перерасчет начислений за газ будет осуществляться, только если у абонента нет технической возможности установить прибор учета

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в постановление правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах". Основные изменения касаются порядка начисления оплаты газа.

Так, действует новый порядок перерасчета платы за услугу газоснабжения при временном отсутствии абонента в жилье - то есть более 5 календарных дней. Для оформления перерасчета теперь необходимо предоставить не только документы об отсутствии абонента, но и документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установки прибора учета газа.

Еще одна новая норма касается порядка расчета платы за газ при отсутствии постоянно и временно и проживающих в жилом помещении людей. В расчет теперь берется количество собственников такого помещения.

Другими важными новшествами стали изменения, которые касаются санкций за нарушения при эксплуатации газоиспользующего оборудования и счетчиков газа. В случае если обнаружится, что абонент несанкционированно подключил то или иное оборудование, ему будет доначислена плата за газ. Доначисления производятся с даты подключения, исходя из мощности оборудования.

Перерасчет за газ

Если же нельзя точно установить мощность несанкционированного оборудования, тогда размер доначислений рассчитывается как норматив потребления газа в десятикратном размере. Например, при площади дома 200 квадратных метров ежемесячное доначисление составит 89 тыс. рублей.

Жестче теперь наказание за вмешательство в работу прибора учета газа. В случае обнаружения срыва пломб, отверстий или трещин на приборе учета газа, предусмотрен перерасчет оплаты по нормативам потребления газа в десятикратном размере. Например: семья из трех человек потребляет газ на пищеприготовление и ежемесячно оплачивает по показаниям прибора учета газа в среднем 30 рублей. При обнаружении несанкционированного вмешательства в прибор учета газа ежемесячное доначисление будет составлять 1882 рубля.

Справка

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» несвоевременная оплата счетов за поставленный газ физическими лицами влечет:

1.Ежедневное начисление пени при задержке платежа на срок

от 31 до 90 дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ;

от 90 дней и более – 1/130 ставки рефинансирования ЦБ;

2.Приостановку газоснабжения до полной оплаты долга.

Работы по отключению и повторному включению газа выполняются за счет абонента.

3.Взыскание долга в судебном порядке с возмещением судебных издержек.

Если физическое лицо игнорирует решение суда, судебные приставы могут в установленном порядке:

— наложить арест на имущество;

— принудительно реализовать имущество;

— ограничить выезд такого лица за границу.

При отсутствии у потребителя прибора учета в силу вступают нормативы потребления газа без счетчика, установленные органами госвласти субъектов РФ. Нормативы вводятся на основе норм потребления газа на человека, которые (как и тарифы) нельзя увеличивать чаще, чем два раза в год. Нормы эти в каждом отдельном субъекте РФ формируются на местах согласно методике расчета потребления газа для населения и утверждаются Минрегразвития РФ. Однако они не должны быть меньше допустимого минимума, который фиксируется в приложении к ПП № 373. Кроме того они должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса, ПП РФ № 306.

Потребление газа по счетчику согласуется с нормами ПП № 549 при соблюдении определенных условий.

Расчеты за газ при наличии счетчика

Потребитель газа (абонент) обязан сообщать Поставщику показания счетчика ежемесячно до 10-го числа, отчитываясь за потребление прошлого месяца. Если абонент этого не сделал, то насчитывается объем ресурса, который абонент использует за месяц в среднем. Для высчитывания среднего значения берутся показания за последний год (или больше) и делятся на количество месяцев. Если счетчик установлен меньше года назад, то берутся данные за все фактическое время его работы. Однако среднее значение могут применяться не дольше 3 месяцев. Если и через 3 месяца абонент не проинформировал поставщика о показаниях счетчика, оплата начинает начисляться по нормативам.

Потребителю, однако, надо обратить внимание на характеристики прибора учета и условия подсчета объема в зависимости от типа устройства.

Помимо того, что необходимо устанавливать газомеры, входящие в список Госреестра, и следить за целостностью пломб, существует еще условие.

  1. Показания прибора учета, установленного в помещении, или вне его, но с устройством температурной компенсации фиксируется как разница между данными последнего и первого дня учетного периода.
  2. Показания прибора, установленного вне помещения без температурной компенсации, фиксируется как та же разница, но умноженная на температурный коэффициент, который устанавливается для каждого месяца отдельно в различных субъектах РФ. Так, например, на 2016 год федеральным метрологическим агентством установлены следующие коэффициенты (в порядке убывания):
  • январь, февраль – 1,09,
  • март, ноябрь, декабрь – 1,07,
  • октябрь – 1,06,
  • апрель – 1,04,
  • сентябрь – 1,02,
  • май, август – 1,01,
  • июнь, июль – 1,00

Нормы потребления газа без счетчика

Минимальные значения норм газопотребления без приборов учета указаны в приложении постановления и расписаны для каждого отдельного субъекта с группировкой по федеральным округам. При этом отдельно приводятся значения для:

  • газовой плиты в жилищах с централизованным горячим водоснабжением и отоплением,
  • плиты и газового нагревателя в жилищах без централизованного горячего водоснабжения,
  • плиты при отсутствии и нагревателя и централизованной системы ГВС,
  • среднегодовые нормы потребления для отопления жилых помещений (м3/м2)

Установленные минимальные нормы потребления газа при отсутствии счетчика иногда могут значительно отличаться (для некоторых областей – почти в 2 раза). Так по 4 колонкам таблицы:

  • Для Смоленской области (Центральный округ) эти показатели составляют: 10; 22; 15 м3/чел и 8,4 м3/м2 соответственно.
  • Для Тульской области (тоже Центральный округ): 11,2; 25; 15,9 и 8.
  • В Челябинской области (Уральский федеральный округ): 12; 25,2; 16,5; 8,5 и т. д.

В зависимости от назначения используемого газа, применяются различные единицы измерения.

Как правильно сделать перерасчет платы за газ

Так норматив потребления газа на 1 человека в месяц (м?/чел./мес.) указывается, например, для пищеприготовления, подогрева горячей воды при наличии и отсутствии газового нагревателя. Отопление жилых помещений (октябрь-апрель) выражается в м3, потраченных на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц.

Так для уже упомянутых трех областей по нормативу пишеприготовления с использованием газовой плиты (м?/чел./мес.) и по отоплению жилых помещений (м?/ м?/мес.) значения соответственно составляют:

  • 10,6 и 8,1 – в Смоленской обл.,
  • 11,8 и 14,2 – в Тульской обл.,
  • 12 и 8,5 – в Челябинской обл..

В связи с региональной разницей совет: когда необходимо найти новые нормы потребления газа, следует обязательно вписывать и название интересующей области. При этом необходимо уточнить, что на региональном уровне некоторые параметры могут быть расписаны более подробно с градацией по исходным условиям. Так на примере Челябинской области нормативы для населения в детализированном виде выглядят так (в м3 на одного человека в месяц): плита с ГВС – 12, плита без ГВС – 16,5, плита с проточным водонагревателем 25,2. По отоплению местными газовыми приборами норматив при равномерной оплате, вносимой в течение всего года, равен 8,5 кубометра на квадратный метр жилой площади, а при оплате только в течение отопительного периода (7 месяцев) – 14,6.

Нормативы потребления газа на отопление частного дома складываются из показателей для жилых и нежилых помещений: бань, теплиц, гаражей, значения которых тоже отличаются (иногда значительно) в различных областях. А так же, в случае содержания животных в хозяйстве, показатели расписаны для различных видов домашнего скота из расчета количества кубов на голову в месяц: лошадь (5,2-5,3), корова (11,4-11,5), свинья (21,8-21,9) и т. д.

В целом при последующем бесприборном начислении платы учитываются:

  • Размер жилых и нежилых отапливаемых площадей.
  • Число лиц, временно или постоянно проживающих в доме (квартире).
  • Вид и число сельхоз. животных и птицы.
  • Степень благоустройства (в том числе – наличие централизованного ГВС).
  • Любые другие факторы, влияющие на расход ресурса.

Еще статьи по теме

Перерасчет за газ

Любой человек, где бы он ни проживал, каждый день пользуется коммунальными услугами. К ним относится водоснабжение, канализация, электроэнергия, отопление и, конечно же, газоснабжение в тех домах, где оно предусмотрено. Для того, чтобы регулярно оплачивать такие коммунальные услуги необходимо знать не только тарифы и порядок оплаты, но и нормы оказания этих услуг, права и обязанности пользователя и поставщика. Именно поэтому необходимо изучить основные нормативы и требования, чтобы не только знать о том, сколько платить, но и о том, что за эти деньги должны предоставить.

Без природного газа жить вполне можно. Практически половина жилых многоквартирных домов в нашей стране оснащены электрическими плитами. Надо отметить, что это, помимо прочего, еще и более безопасно. Однако другая половина все же готовит себе пищу на газу, а кроме того, использует газовые колонки для подогрева воды и газовые котлы для отопления. Именно для таких граждан, мы постарались объединить в этом материале основные правила пользования природным газом, порядок предоставления этой коммунальной услуги и правила определения тарифов. Чтобы каждый собственник жилья или просто жилец мог знать, как ему действовать в любой ситуации

Нормы предоставления услуги по централизованному снабжению населения природным газом

Требования к порядку и нормам предоставления услуги по газоснабжению определены в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Газоснабжение - это коммунальная услуга по централизованному обеспечению природным газом жилых домов, как многоквартирных, так и частных. Поскольку газ является источником повышенной опасности , в плане пожаров или взрывов, то обеспечение этой услугой происходит по строгим правилам. Технически газоснабжение представляет собой распределительную сеть природного газа в населенном пункте, в которой по газопроводу природный газ поставляется напрямую к газовому оборудованию абонентов. Таким образом, существует магистральный газопровод и городская или поселковая газовая сеть . В этой сети газ находится под определенным давлением. Такое давление должно быть сбалансировано, вне зависимости от того, сколько газа потребляют абоненты, поэтому в системе установлены специальные устройства – газгольдеры, которые компенсируют неравномерность потребления газа. Ведь при падении давления, абоненты не смогут пользоваться своими газовыми приборами, а при увеличении давления возникает опасность взрыва.

Поэтому, надо сразу сделать отступление и сказать о том, что любые манипуляции с газовыми трубами и газовым оборудованием должны производить только профессиональные газовщики, а не «сантехник дядя Вася» или умелые руки хозяина жилья. С газом не шутят. Ведь при неправильном монтаже водопровода или подключении электропроводке квартире угрожает только локальный потом или короткое замыкание. А вот за неправильное подключение или самовольные манипуляции с газовым оборудованием можно заплатить жизнями себя, своих родных и соседей. Поэтому, нужно помнить, что если давление в газовой сети вдруг упало, или газовщики выполняют аварийное или плановое отключение газа, необходимо перекрыть поступление газа к плите, колонке или газовому котлу. Для этого в каждой квартире или доме установлен специальный вентиль. Включать газ в этой ситуации можно только после команды газовщиков. Поскольку в момент подачи газа в сети может возникнуть избыточное давление и это может привести ко взрыву.

Так вот, газоснабжение жилого дома - это упорядоченная система абонентских ответвлений, которые соединены с городской газовой сетью. Что представляет собой абонентское ответвление? Это система, состоящая из нескольких системообразующих точек: ввод газа непосредственно к абоненту, внутридомовой газопровод и ввод газа в сам дом. Примечательно, что существует возможность перекрыть подачу природного газа к каждому жилому дому в отдельности. Для этого существует особая задвижка, расположенная на расстоянии не менее двух метров от линии застроек. Такое отключающее устройство располагается в специальном колодце, комплексно, по одному на каждое жилое здание.

В жилой многоквартирный дом газопровод входит через лестничные клетки. При этом в каждую квартиру через технические коридоры подведены газовые трубы, выходящие на кухню. Технические коридоры в доме является обязательными, поскольку ввод газа напрямую в системы вентиляции, лифтовые шахты или квартиры является недопустимым. Газовые стояки должны устанавливаться в кухнях и на лестничных клетках вертикально. Установка или перенос газовых коммуникаций их в другие части квартиры, к примеру санузлы, лоджии или коридоры является недопустимым. При установке газового котла или колонки является обязательным подключение их к вентиляционной системе.

Надо отметить, что любая газопоставляющая организация обязана заключать с абонентами договор не только на поставку природного газа, но и на обслуживание газовых приборов . Такое обслуживание является обязательным и отказаться от него нельзя. Оплачивается оно ежегодно, из расчета газовых приборов в квартире, в соответствии с установленным тарифом, который можно узнать из договора или на сайте поставщика. Ежемесячно специалисты компании обязаны производить осмотр газовых приборов абонента и составлять акт об их состоянии и исправности. В случае неисправности, газовый прибор должен быть отключен от газоснабжения до его ремонта или замены.

В некоторых многоквартирных домах, где отсутствует внутренний газопровод, однако уставлены газовые плиты, разрешается использовать жидкий газ в баллонах. Реализацию таких баллонов с газом объемом 50-80 литров осуществляет только газовая компания. Они поставляются проверенными, а жильцы при их подключении обязаны соблюдать нормы техники безопасности. Они устанавливаются на кухне непосредственно рядом с газовой плитой. Одного баллона газа ориентировочно хватает, на один или несколько месяцев, в зависимости от интенсивности использования.

Каким образом платить за газ?

Правила и нормы расчета платы за газоснабжение приведены в приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно этим правилам, плата за газ подразделяется на две категории:

1. Абонентская плата за газ, непосредственно предоставленный в жилое/нежилое помещение;

2. Плата за газ, предоставленный в многоквартирном доме на общедомовые нужды.

Как следует из новых правил расчета за коммунальные услуги, включая газоснабжение, оплата за некоторые виды услуг может осуществляться как по нормам, так и в соответствии с показаниями приборов индивидуального учета. Оплата за газ, в частности, зависит от количества человек, зарегистрированных в квартире. Также может быть установлен индивидуальный счетчик. Установкой такого счетчика занимается исключительно газовая компания. Она же осуществляет его проверку и обслуживание. По договору с абонентом. Платить же за газ жильцы могут, как непосредственно газовой компании, если с ней заключен абонентский договор, так и компании, обслуживающей дом, в составе единой квитанции за коммунальные услуги. Тарифы на газоснабжение всегда устанавливаются централизовано, местными органами власти, уполномоченными на утверждение коммунальных тарифов. Как и на остальные коммунальные услуги, на оплату газа, в случае необходимости может быть предоставлена субсидия.

Расчет размера оплаты за газ, предоставленный в жилом помещении:

При наличии газового счетчика

Размер оплаты за газ в квартире или частном доме, оборудованном индивидуальным прибором учета природного газа определен в пункте 42 Правил предоставления коммунальных услуг. Для этого существует и приведена в документе специальная формула №1:

В которой:

  1. - это общее количество природного газа, потребленного за расчетный период абонентом в жилом помещении, определенное в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета,
  2. - это тариф на газоснабжение, установленный местным органом власти, в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации.

В результате получается стоимость потребленного газа, которую абонент должен уплатить.

Пример расчета платы за газоснабжение в жилом/нежилом помещении:

  • Показания по газовому счетчику за календарный месяц составили 100 кубических метров
  • Установленный тариф на услугу газоснабжения в регионе для населения в многоквартирных домах утвержден в размере 4,5 рубля за 1 кубический метр потребленного газа.

Итого: 100 х 4,5 = 450 рублей

При отсутствии газового счетчика

Размер оплаты за коммунальную услугу по использованию природного газа для отопления в квартире или доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа осуществляется также, в соответствии с пунктом 42 правил предоставления коммунальных услуг, по формуле № 5:

В которой:

  1. - это общая площадь квартиры или дома,
  2. - это норматив потребления газа на отопление жилых помещений,
  3. - это количество жильцов, которые постоянно и временно проживают в квартире или доме,
  4. - это норматив потребления газа для приготовления пищи,
  5. - это норматив потребления газа для подогрева воды при отсутствии центрального горячего водоснабжения,
  6. - это тариф на газ, который установлен местным органом власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этой формулы видно, что газ можно использовать как для приготовления пищи, так и для отопления и горячего водоснабжения. Если какая-либо функция при этом не используется, ее можно просто убрать из формулы. В многоквартирных домах чаще всего используется только функция приготовления пищи на газу. Поэтому и рассчитывать стоимость газа нужно только исходя из количества проживающих людей и норм для газовых плит.

Пример расчета платы за газоснабжение в жилом помещении:

Если квартира просто оборудована газовой плитой, и не оборудована газовым водонагревателем и отоплением.

  • В квартире проживает 4 человека
  • Установленный в регионе норматив потребления природного газа для приготовления пищи составляет 12,58 куб. метров на 1 человека
  • Установленный в регионе тариф на природный газ составляет 4,5 рубля за 1 куб. метр.

Размер платы за газоснабжение по данной квартире за один месяц составит:
4*(4,5*12,58) = 226,44 рубля

Общедомовые нужды на газ обычно рассчитываются исходя из показаний общедомового прибора учета и выставляются отдельной строкой в квитанции на оплату коммунальных услуг и обслуживание дома. Узнать все нормы и тарифы, а также воспользоваться специальными калькуляторами для расчетов, чаще всего можно на сайтах газовых компаний в сети интернет.

Нужно ли платить за техническое обслуживание газового оборудования

Этот возникает вопрос у потребителей такого коммунального ресурса, как природный газ. В свое время, для того чтобы предотвратить аварийные ситуации, было принято Постановление Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 года, в котором оговорена возможность отключения потребителя от общей газовой системы, если он не имеет договора на оказание услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В состав проводимого ТО должны входить:

Услуги по визуальной проверке ВДГО (его целостности и укомплектованности);

Проверка герметичности соединений – прибором-газоанализатором либо мыльной эмульсией;

Проверка целостности и укомплектованности газового оборудования;

Разъяснение особенностей потребления природного газа;

Принятие неотложных мер по устранению, в случае выявления неисправностей.

Ст. 26 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указано, что поставщикам газа запрещено навязывать дополнительные услуги, помимо услуг именно по газоснабжению. Проверка же оборудования должна проводиться не реже 1 раза в полгода и осуществляться абсолютно бесплатно. Заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, возможно. Однако, оно не должно произойти в результате навязывания, иначе будет иметь место нарушение ст.16 ФЗ "О защите прав потребителей". Контроль за соблюдением законности в этой сфере возложен на Роспотребнадзор, а также Федеральную антимонопольную службу, которая имеет полномочия привлекать организацию - нарушителя по ст. 14.6 КоАП РФ.

С незапамятных времен, техническое обслуживание проводилось бесплатно, до тех пор, пока на все внутридомовые газовые сети и оборудование находились на балансе газораспределительных организаций. С 1997 года, когда газовое оборудование перестало быть опасным объектом, что повлекло к нарушению системы контроля за состоянием ВДГО.

В 2006 году Федеральной службой по тарифам, затраты на обслуживание ВДГО вообще изъяли из розничной цены за потребление природного газа. Плата за техническое обслуживание и ремонт газовых систем и оборудования стала взиматься отдельно, согласно договорам, заключаемых ТСЖ и управляющими компаниями. Порой работы по техническому обслуживанию проводились специалистами, не имеющими образования и специального оборудования, что не раз приводило к возникновению аварийных ситуаций. Ситуация изменилась с появлением в 2008 году вышеупомянутого Постановления Правительства № 549, а также, в 2009 году, приказа Министерства регионального развития РФ № 239 устанавливающего порядок содержания и ремонта ВДГО.

В связи с принятием этих документов, потребитель стал отвечать за состояние оборудования и ему была вменена обязанность заключения договоров с соответствующей организацией. Правовое поле постепенно заполнялось и другими упорядочивающими законодательными и нормативными актами. В 2013 году принято постановление правительства РФ № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», также приказ Ростехнадзора № 613, который четко обозначил «правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Вместе с тем, несмотря на все меры по упорядочиванию и регламентированию ТО, навязать услугу не может никто. Если потребитель считает, что дополнительный платеж ему навязывают, то он вправе обратиться в региональное отделение ФАС либо в территориальное управление Роспотребнадзора, где его обращение обязательно рассмотрят.

«Комсомолка» продолжает публикации в проекте «Газовый вектор», в котором на вопросы омичей о газоснабжении природным газом отвечают специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Омск».

Можно ли произвести перерасчет потребления газа за то время, пока человек, в квартире которого нет приборов учета (счётчика) газа, находился в отъезде и, соответственно, эту услугу не потреблял?

Это было возможно до 1 января 2017 года. Действительно перерасчет потребления газа в случае, когда нет счётчика, производился на основании заявления собственников при предоставлении документов, подтверждающих их отсутствие более 5 дней, - комментирует ситуацию начальник Кировского участка отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Владислав Гребенщиков. - Однако, с указанной выше даты, порядок перерасчетов изменился (Постановление Правительства РФ № 354 , п. 86). Теперь при временном, более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) счётчиком газа, перерасчет осуществляется только в случае, если отсутствует возможность установить прибор учёта. И это подтверждается соответствующим актом обследования.

- В какую организацию обращаться за актом обследования?

Законодателем чётко не определён перечень организаций, составляющих подобный документ. Наша организация принимает акты обследования, предоставляемые управляющими компаниями, организациями, с которыми у абонентов заключён договор на обслуживание внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, ТСЖ и от других организаций, занимающихся аналогичным видом деятельности. В большинстве случаев абоненты не подозревают о необходимости составлять такой акт и о том, как правильно это делать. Кстати, форма акта обследования утверждена законом (Приказ Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 627 (приложение № 2)).

В акте обязательно указывается наименование организации, которая проводит такое обследование, документы, подтверждающие полномочия на проведение обследования, ФИО лиц, в присутствии которых проходило обследование, данные, подтверждающие их полномочия, ФИО представителя собственника. Далее описывается факт обследования на предмет отсутствия возможности установить счетчик. В заключение перечисляются критерии, которые не позволяют установить счётчик газа и подписи лиц, принимающих это решение.

Квартир, где узел учета газа установить невозможно, не так много. Чаще всего они находятся на первых этажах старых домов. А вот остальным абонентам, которые не хотят устанавливать приборы учета, надеяться на перерасчет не стоит. Впрочем, правило обязательно устанавливать счётчики газа распространяется не на всех пользователей.

Когда счётчик не ставят

Вы имеете в виду использование газа только для пищеприготовления? В этом случае законодатель разрешает не ставить счётчики газа. Так?

Совершенно верно. Согласно действующему законодательству (Федеральный закон № 466 от 29.12.2014 г.) обязанность по установке приборов учета с абонентов, максимальный объем потребления природного газа оборудованием которых составляет менее 2 кубометра в час, сняли, - рассказывает Владислав Васильевич. - Например, обычная газовая плита с духовкой имеет расход 1,25 кубометра в час, а без духовки 0,82. Если считать по тарифу, то абонент в месяц заплатит за пользование газом чуть больше ста рублей и это экономичнее, чем установка счётчика газа с учётом затрат на его приобретение и платежа за саму процедуру установки. Поэтому законодатели предусмотрели возможность в случаях, когда газопотребление меньше 2 кубометров, счетчик не устанавливать.

Если никто не прописан

А как происходит начисление платежей за газ, если в квартире вообще никто не прописан и прибора учета там нет?

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников этого помещения. Поэтому газовики, как и представители других ресурсоснабжающих организаций, начисляют платежи по нормативу на количество собственников (п. 56.2 постановления Правительства РФ № 354).

Замечу, каким бы образом не производилось начисление - по нормативу или показаниям счётчика, за природный газ следует платить своевременно - до 10 числа месяца следующего за расчётным. Платить ежемесячно и не копить долги - самый экономичный способ платежей!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png