Описание внешности человека может показаться легкой задачей до тех пор, пока вы на самом деле не попробуете это сделать. Хотите ли вы описать другу нового знакомого или предупредить полицию о подозреваемом в преступлении, важно методично охватить ключевые физические детали и уникальные характеристики. Даже если вы пытаетесь обрисовать персонажа своего рассказа, важно дать подробности воображению, чтобы оно донесло образ читателю.

Шаги

Упомяните ключевые общие характеристики

    При необходимости определите пол человека. Во многих случаях это будет очевидно сразу, и, скорее всего, это будет первая вещь, на которую вы обратите внимание. Однако не все люди соответствуют этим категориям, и, как правило, лучше не делать предположений, если в этом нет необходимости.

    • Например, если вы пытаетесь описать подозреваемого полиции, возможно, вам придется сказать что-то вроде: «На мой взгляд, это был мужчина, но я не уверен».
    • В других случаях, скорее всего, можно будет просто перейти к другим наглядным признакам.
  1. Обратите внимание на цвет кожи человека и при необходимости сделайте предположение о его расе или этнической принадлежности. Опять же, существует разница между тем, чтобы описывать подозреваемого полиции, и тем, чтобы делать это по другим причинам. В первом случае вам, скорее всего, придется сделать предположение, например: «Он был похож на таджика», - или: «Я думаю, она - казашка». В других случаях это может прозвучать нетактично или оскорбительно.

    • Можно просто описать цвет кожи, используя такие термины, как «оливковый», «бледный», «темно-коричневый» и так далее. А другие люди сами могут сделать предположение (при желании).
  2. Оцените возрастной диапазон в пределах от пяти до десяти лет. Во многих случаях можно предположить, что человеку «около 25 лет» или «приблизительно 60 лет». Постарайтесь предоставить максимально узкий возрастной диапазон, который вам кажется подходящим. Так другим будет проще представить человека, которого вы описываете.

    • Например, когда вы говорите, что человек выглядит на 30–35 лет вместо 30–40 лет, вы предоставляете более четкую картинку.
    • Это особенно важно в случае молодых людей, ведь, в конце концов, десятилетний сильно отличается двадцатилетнего!
  3. Сообщите рост человека, либо в описательной, либо в оценочной форме. Если вы видели человека только мельком, скорее всего, вы сможете лучше описать его с помощью общих категорий роста, например «очень высокий», «высокий», «среднего роста», «низкий» или «очень низкий». Эти расплывчатые термины становятся точнее, если можно определить, что речь идет о мужчине, женщине или ребенке.

    • Если вы можете дать более конкретную оценку фактического роста человека, попробуйте сделать погрешность в пять сантиметров, например: «Его рост составлял 180–185 см».
  4. Описывайте комплекцию человека такими терминами, как «худой», «средней комплекции» и «крупного телосложения». Как правило, вес оценить гораздо труднее, чем рост. Поэтому придерживайтесь довольно расплывчатых классификаций, например: «Она была очень худой», - или: «Он очень крупного телосложения».

    Упомяните внешний вид человека как можно тактичнее. В конце концов, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому ваше представление о красивом человеке может не совпадать с чужим мнением. Тактично дайте свою оценку, например:

    • Если вы находите человека непривлекательным, назовите его «обычным» или «непримечательным», а не «уродливым».
    • Используйте слова «неаккуратный» или «неопрятный» вместо «грязный».
    • Используйте слово «привлекательный», чтобы обозначит хорошо выглядящего человека, но не называйте его «прекрасный», «великолепный» или даже «симпатичный».
    • «Дряблый» - не идеальное слово, но, возможно, это лучший способ описать человека, который является противоположностью слов «подтянутый», «стройный» или «хорошо сложенный».

    Опишите черты лица и уникальные детали

    1. Обратите внимание на цвет волос, их длину, прическу и внешний вид. Используйте общие термины, которые довольно легко представить большинству людей. Например:

      • цвет: шатен, брюнет, блондин, русый, рыжий, седой;
      • длина: лысый, короткая, средняя, длинная, до плеч и так далее;
      • стиль: прямые, кудрявые, волнистые, афро, конский хвост, дреды, пучок, ирокез и так далее;
      • внешний вид: грязные, тонкие, вьющиеся, блестящие, чистые, прилизанные и так далее.
    2. Упомяните цвет и форму глаз, брови и наличие очков. Как и в случае с описанием волос, придерживайтесь простых терминов, которые большинство людей могут нарисовать в голове. Например:

      • цвет глаз: черные, карие, серые, голубые, зеленые, светло-карие;
      • форма глаз: широкие, узкие, выпуклые, глубоко посаженные, косоглазие и так далее;
      • брови: цвет и характеристики, например, пушистые, тонкие, монобровь и так далее;
      • очки: отметьте цвет, форму, материал, толщину и затемнение линз.
    3. Обратите внимание на другие черты лица, такие, как нос, уши и губы. Как правило, для описания ушей больше подходят термины: «крупные», «средние» или «маленькие», - а в случае губ лучше сказать: «тонкие», «средние» и «пухлые». Нос может быть «коротким», «длинным», «широким», «тонким», «заостренным», «закругленным», «крючковатым», «изогнутым» и так далее. Лицо, в целом, можно описать как «вытянутое», «круглое» или «плоское».

      • Если вы заполняете полицейский отчет, можно упомянуть, что у человека были «румяные щеки», «мешки под глазами» или «двойной подбородок». В противном случае, проявите вежливость и опустите эти детали!
    4. Выделите отличительные черты, например, шрамы и татуировки. Это особенно важно, если вы описываете человека органам правопорядка (например, пропавшего без вести или подозреваемого в совершении преступления). Вспомните наличие подобных постоянных особенностей и подробно их опишите.

      Поищите уникальные черты, например, осанку и нервный тик. Этот человек «сутулый», или у него есть «горб»? Он склоняет голову набок или часто моргает, когда говорит? Он непрерывно дергает коленом вверх и вниз, когда сидит? Благодаря таким мелким деталям другим будет проще представить человека, которого вы описываете.

      Опишите его одежду или хотя бы общий «внешний вид» или стиль. Если вы описываете человека властям, старайтесь как можно подробнее описывать каждый предмет его одежды: брюки, рубашка, куртка, обувь, головной убор и так далее. При более общем описании отметьте чувство стиля и вкус.

    Креативно опишите человека в письменном виде

    1. Используйте образный язык наряду с содержательными деталями. Полагайтесь на язык, который пробуждает физический облик человека, а также строго придерживайтесь описательных фраз. Это творческая часть креативного письма!

      • Вместо того, чтобы писать: «У нее были длинные рыжие волосы», - можно использовать такой вариант: «Ее колышущиеся на ветру волосы напоминали пламя огня, потрескивающее в камине».
      • Утверждение, что человек «стоял, как могучий дуб», немного говорит о его физическом облике и, одновременнно, о его поведении всего в нескольких словах.
    2. Опишите человека таким образом, чтобы он соответствовал тону письма. Например, если вы пишете в юмористическом стиле, используйте юмористический язык. Если же сцена напряженная и драматичная, пропустите глупые метафоры в описаниях.

      • Например, рассмотрим разницу между описанием «как будто вырезанные ножом щелки глаз» и «косоглазие, как у двоюродного брата Дениса».

Цель: подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

Оборудование: картины: Кипренский «Девочка в маковом венке», Тропинин «Портрет сына», Венецианов «Захарка». Рокотов «Портрет Струйской»; аудиозаписи песен А. Герман, стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»; тексты литературной викторины.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Давайте посмотрим друг на друга на перемене. Как мы общаемся?

Излишняя жестикуляция, бегающие маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.

В такой сумасшедшей запальчивости, кто может заметить печальные глаза одноклассника.

Такая запальчивость переходит в привычку, и вот мы уже не замечаем слезы в глазах бабушки, преждевременные морщинки на мамином лице.

Мы привыкаем видеть мелькание лиц, и эти лица становятся для нас безликими. А между тем на лице и особенно в глазах открывается целый мир, огромный духовный мир человека.

И не случайно писатели в своих произведениях уделяют большое внимание портрету героя.

Сообщение цели урока. Сегодня на уроке познакомимся с описанием отдельных элементов портрета.

На уроках литературы мы уже познакомились с понятием портрета литературного героя. Вспомним, что такое литературный портрет?

Вывод. Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героя, поэтому он описывает их внешность: лицо, мимику, жесты, позы, одежду и т. д., рисует портреты действующих лиц. Портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера.

3. Литературная викторина

Определить, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках?

1. В то же мгновение в просвете мелькнула ещё одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда. (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

2. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

3. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. (Х.К. Андерсен «Снежная королева»)

4. Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
(К. Симонов «Сын артиллериста»)

5. … а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
(Н. Некрасов «Крестьянские дети»)

– Какие элементы внешности больше всего использованы автором при описании героев?

4. Собирание материала по теме «Глаза»

I. Перечислить пословицы и поговорки про глаза.

1. Строгие глаза – не гроза.
2. По когтям, да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
3. Коли очи светятся, душа чиста.

Глаза – это самые выразительные детали лица. Какие бывают глаза по цвету и форме? (учащиеся перечисляют устно).

Но не цвет и форма обычно интересуют нас. А глубинная наполненность глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»:

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

II. Научимся заглядывать в глаза.

– Глаза – это зеркало души.

Посмотрите на портрет художника Рокотова «Портрет Струйской».

Звучит запись стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»

Вывод: Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.

III. Работа над лексикой по теме «Глаза»

Записать в тетради определение глаз и распределить в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.

IV. Работа с портретом (самостоятельно)

Задание: Записать, какими мы видим глаза, что они выражают?

1 ряд: Купренский – большие, серые, доверчивые, чистые «Девочка в маковом венке»
2 ряд: Тропинин – зелёные, взгляд открытый, смелый,. «Портрет сына» спокойный, умный.
3 ряд: Венецианов – большие, тёмно– серые, задумчивые. «Захарка»

5. Собирание материала по теме «Улыбка»

I. Слово учителя

А вы знаете, ребята, что Л.Н. Толстой в своё время очень тонко подметил ещё одну особенность проявления духовного лица человека – это улыбка.

Он писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр он или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет».

II. Лексика по теме «Улыбка»

– Какая может быть улыбка?

Запись в тетрадях: Нежная, ласковая, кроткая, лучезарная, игривая, снисходительная, презрительная, светлая, дорогая, согревающая.

III. Слово учителя

Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

Прослушивание стихотворения «Улыбка Джоконды».

Вывод: Характер человека хорошо проявляется через его голос.

Мягкий, нежный, задушевный, обаятельный, грубый, сиплый, жёсткий.

II. Прослушать записи песни Анны Герман.

– Что можно сказать о певице?

7. Итог урока

– Как можно судить о человеке по первому впечатлению, если вы впервые его встретили?

С сегодняшнего дня давайте будем внимательны друг к другу, к окружающим нас людям, давайте научимся заглядывать в глаза друг другу.

8. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг в минуту радости».

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, "Внешность человека, которого я видел однажды…"). Или воображение ("Мой портрет через 10 лет").

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Возможные определения:

Глаза - зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови - красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...

Лоб - высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...

Взгляд - растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос - прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...

Волосы - короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура - хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...

Походка - быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...

Поза - величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Московская область

Волоколамский район

МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Подготовка к сочинению-описанию

По картине-портрету А.М.Шилова

«Зацвёл багульник» по теме «Кто он?

Портрет интересного человека».

Выполнила:

Янченкова Марина

Сергеевна,

Учитель русского языка

И литературы,

МОУ «Спасская СОШ»

Спасс, 2011

Список использованной литературы.

  1. Сочинение по картине в 7-м классе: метод. пособие/ Л.А.Ходякова,

Е.В.Кабанова, Л.И.Новикова, Т.И.Андреюшкова; под ред проф. Л.А.Ходяковой. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).

2. Энциклопедический словарь юного художника/ Составитель Н.И.

Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – с.281 – 284.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.

5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1996.

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в началь-

ной школе. 3 – 4 кл.: Учеб.: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа, 2001.

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобр. учрежд./ М.М.Разумовс-

кая, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.

Леканта. – М.: Дрофа, 2002.

Тема урока : Подготовка к сочинению-описанию по картине-портрету

А.М.Шилова «Зацвёл багульник» по теме «Кто он? Портрет

Интересного человека».

Цели урока : 1. подготовить учащихся к сочинению-описанию внешнос-

Ти человека, изображённого на картине;

2. формировать умение самостоятельно строить текст-опи-

Сание картины-портрета (сочинение) на основе рабочего

Материала и искусствоведческого текста;

3. обогатить речь учащихся образно-выразительными сред-

Ствами русского языка, помогающими более ярко опи-

Сать портрет; активизировать «портретную» лексику в

Высказывании, научить уместно употреблять её в речи.

Тип урока : урок развития речи.

Методы : беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы,

Словесное рисование, наблюдение, анализ текста, поисковый.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

ТСО : мультимедиа.

Оформление урока : компьютерная презентация «Портрет. Описание

Внешности интересного человека»; эпиграф, слова-

Ри, репродукции портретов.

Словарная работа : портрет, автопортрет, портретист, образ, характер,

Фас, анфас, профиль, индивидуальность, экспрессия,

Мгновение, описание, поза, контраст, символ.

Ход урока:

  1. Приветствие. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и постановка цели .

Эпиграф:

В человеке всё должно

Быть прекрасно: и лицо,

И одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов.

1. Вступительная беседа.

Вопросы и задания :

Прочитайте тему урока (читает ученик). Послушайте эпиг-

Раф (читает учитель).

Скажите, о каком человеке говорит писатель? (о красивом,

Добром, необычном). Объясните, что значит интересный че-

Ловек?

Обратите внимание на нашу галерею картин. Как называ-

Ются эти картины? (портреты).

Что такое портрет? (если не могут ответить, то организует-

Ся поиск значения в «Толковом словаре русского языка»

С.И.Ожегова, в «Кратком словаре художественных терми-

Нов» Н.М.Сокольниковой).

2. Слово учителя :

Итак, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-

Описания по картине-портрету (цель). На уроке мы соберём

Рабочие материалы, составим план, само сочинение напише-

Те дома. Запишите в тетрадях число и тему.

III. Актуализация знаний о жанре портрета. Словарная работа .

  1. Слово учителя :

Прежде чем начать работу по картине, мы обратимся к специальным словам, которые вы можете употребить в сочинении.

  1. Словарная работа (слова приведены в начале разработки урока) проводится в форме фронтального опроса (слова показаны на экране мультимедиа). Учащиеся по желанию объясняют значения известных им слов. Значения незнакомых слов находят в словарях.

IV. Наблюдение над картиной и её анализ (в форме беседы ).

  1. Слово учителя :

Теперь мы переходим к основному этапу нашей работы. Мы обратимся к необычной картине. Это картина Александра Шилова «Зацвёл багульник».

Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? (пожилая женщина).

  1. Рассказ о художнике с демонстрацией его автопортрета,

картин (сообщение ученика).

В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Он стал известным в 70-е годы 20 века как участник больших выставок в стенах Московского манежа. Талант молодого художника-портретиста был замечен и встретил поддержку зрителей.

Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943 году. Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 70-х годов у Шилова был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне. Лучшие полотна художника – это не просто плод высокой техники и изобразительности, а мир человеческой души и мысли, выраженных в образах реальных людей. В его картинах - вся правда о наших современниках и нашем мире. Одной из таких картин является полотно «Зацвёл багульник», которое было написано в 1980 году.

  1. Беседа по картине.

Вопросы:

  1. Рассмотрите картину и скажите, какое настроение создаётся у вас при взгляде на неё?
  2. Нравится ли вам этот портрет?
  3. Какие цвета художник противопоставляет в картине-портрете?
  4. Почему картина названа «Зацвёл багульник»?
  5. Кого напоминает вам изображённая женщина?
  6. Как вы думаете, кого изобразил Шилов? (возможно свою бабушку, учительницу).

Слово учителя:

Да, у Шилова есть картина «Моя бабушка» (показывается),

И она похожа на пожилую женщину с картины «Зацвёл ба-

Гульник», но на этой картине изображена не родственница

Живописца.

Вопрос:

  1. Как вы думаете, кто по профессии эта женщина? (актриса, работник музея, учитель).

Слово учителя :

Эта женщина – учительница начальных классов Галина

Николаевна Лачинова, которая всю жизнь отдала любимой

Работе в школе.

Вопросы:

  1. Но почему же картина, где изображена пожилая женщина-учительница, называется «Зацвёл багульник»? (она внимательно, удивлённо смотрит на веточки багульника, которые только-только дали первые цветы).
  2. Какое время года изобразил художник? (ранняя весна).
  3. Но ведь ранней весной распускаются и другие растения, почему же именно багульник стоит на подоконнике в кувшине? (необычны вид и название, оно мало всем знакомо, мы видим не первые зелёные листочки, а розоватые цветы).
  4. Обратите внимание на порядок слов в названии. Почему он такой? (обратный, на первом месте сказуемое «зацвёл» - главное по смыслу слово, нам важно увидеть начало жизни растения).

Слово учителя:

Художник вкладывает в название картины большой

Смысл. Оно символично. Начало новой жизни – это

Весна, когда происходит обновление в природе и в жизни

Человека. А растение багульник – символ начала весны.

Посмотрите, сами веточки занимают очень мало места на

Полотне. Основное пространство уделено изображению

Женщины.

Вопросы:

  1. Для чего на картине вместе с символом начала весны показана старая женщина? (это два символа – встреча молодости и старости, главная мысль – показать закат и начало жизни).
  2. Давайте рассмотрим, как построена картина? Обратим внимание на передний и задний план полотна. (На переднем плане мы видим пожилую женщину и веточки зацветающего багульника, поставленные ею несколько дней назад в кувшин с водой. На заднем плане мы видим, какой вид открывается из окна квартиры женщины: противоположный дом бледно-жёлтого цвета. Кроме этого, в квартире на стене висят фотографии, на которых, возможно, изображены родные героини картины или её ученики. Картину можно разделить как бы на две части. Где пожилая женщина – тёмные краски, а где растение – светлые тона).

Слово учителя :

Верно. Такое необычное построение картины представляет контраст между светом и тенью, старостью и молодостью, прошлым и будущим. Благодаря такому расположению мы особое внимание уделяем внешности женщины.

Что вы чувствуете и о чём думаете, глядя на портрет?(что этот человек дорог автору, это добрый, умный, искренний человек).

  1. Собирание и систематизация рабочего материала.

Слово учителя:

Теперь мы подберём слова и словосочетания для описания внешности героини картины.

(На экране появляется таблица из двух колонок, первая колонка заполнена словами: поза, лицо, глаза, взгляд, нос, губы, волосы, характер, одежда, социальное положение. Ребята чертят таблицу в тетрадь, вместе заполняем вторую колонку).

Вывод:

Слово учителя :

На первый взгляд, перед нами обыкновенная пожилая женщина, образ которой выражен неяркими красками. Но внимательно рассмотрев картину, мы почувствовали богатый внутренний мир, душевность, которая исходит от выразительного лица, удивительных глаз героини, изучающего взгляда.

Вопрос:

  1. Нравится ли вам образ этой женщины? Можно ли назвать этот портрет портретом интересного человека?
  1. Работа с искусствоведческим текстом .
  1. Слово учителя :

Картина Шилова «Зацвёл багульник» привлекает внимание людей, которые изучают произведения искусства – искусствоведов. Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с текстом искусствоведа Т.А.Кутузовой и скажете, что нового о картине узнали, что думает автор о картине, какова основная мысль этого текста. (вопросы и значения слов «интеллигенция», «багульник» и сочетания «достойная жизнь» на экране мультимедиа).

  1. Самостоятельное чтение текста (у каждого распечатка), ответы на вопросы.
  1. Итог урока.

1. Вопросы:

  1. Можем ли мы узнать по портрету интересный перед нами человек или нет?
  2. Какого человека можно назвать интересным?

2 . Заключительное слово учителя :

Завершить наш урок я хочу словами искусствоведа

Т.А.Кутузовой: «Уходят из жизни поколения, оста-

ётся память, остаются портреты, которые не только

Нам, но и тем, кто придёт за нами, расскажут осо-

Бым языком искусства о людях, о жизни, об исто-

Рии России».

  1. Выставление оценок за работу на уроке, их обоснование; домашнее задание.

Написать сочинение по картине-портрету А.М.Шилова «Зацвёл багульник», используя рабочие материалы, искусствоведческий текст, самостоятельно составить план, обращаться при проверке к орфографическому словарю.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png